Площадь торгового зала: инспекторы против судей

Площадь торгового зала: инспекторы против судей

06.08.2008 распечатать

Довольно часто по итогам контрольных мероприятий налоговики стараются завысить площадь торгового зала, используемого хозяйствующими субъектами, переведенными на уплату ЕНВД. К счастью для последних, судьи пыл ревизоров с той же регулярностью остужают.

Согласно пункту 2 статьи 346.26 Налогового кодекса «вмененка» применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Напомним, что площадь торгового зала ? это часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К ней не относится площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК).

Таковыми являются любые имеющиеся у налогоплательщика документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений объекта. Также данные документы должны содержать информацию, подтверждающую право пользования таким объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

В Государственном стандарте «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р51303-99» (утвержден постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-СТ) говорится о том, что под площадью торгового зала магазина понимается часть торговой площади магазина, включающей установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

Казалось бы, действующим законодательством четко определен порядок подсчета площади торгового зала. Однако на практике оказывается, что у налоговиков существует другое мнение на этот счет. Именно в такой ситуации оказался некий индивидуальный предприниматель из города Ухта Республики Коми.

Контрольный обмер

ИФНС провела выездную налоговую проверку деятельности бизнесмена, в ходе которой установила, что ПБОЮЛ являлся плательщиком ЕНВД и осуществлял розничную торговлю через магазин. Ревизоры сделали вывод о занижении предпринимателем налоговой базы по единому налогу. Они мотивировали это тем, что при исчислении налога ИП необоснованно учитывал площадь торгового зала 50 квадратных метров вместо 101, 9 (102) квадратного метра.

В результате налоговики приняли решение о взыскании с коммерсанта штрафа за указанное нарушение (п. 1 ст. 122 НК). Также налогоплательщику было предложено уплатить штраф, недоимку по налогу, соответствующие пени.

Жутко обидевшись на инспекторов и посчитав данное решение несправедливым, бизнесмен обратился с жалобой в суд.

Баталии в зале заседаний

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 9 июня 2008 года по делу № А29-6204/2007 отмечается, что ИФНС сделала вывод о занижении площади торгового зала на основании информации, взятой из технического паспорта, выданного филиалом бюро технической инвентаризации города Ухты по состоянию на 14 января 2005 года. Однако впоследствии в письме от 31 августа 2006 года БТИ сообщило, что в данном техническом паспорте указывалась лишь общая площадь магазина, а сведения об используемой коммерсантом торговой площади не были отражены.

Таким образом, судьи констатировали тот факт, что инспекция не представила доказательств, свидетельствующих об использовании в спорный период коммерсантом всей площади магазина. Доказательств, опровергающих доводы истца о том, что площадь торгового зала составляла 50 квадратных метров, налоговиками также представлено не было. А посему суд счел справедливой жалобу предпринимателя о необоснованности вынесенного налоговиками решения.

К. Волошин, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.