Перспективы налога на прибыль - радужные и не очень
04.06.2001 распечататьВ начале апреля Госдума приняла в первом чтении проект 25 главы второй части Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль. Скоро бухгалтерам не потребуется ни Инструкция № 62, ни святая святых - Положение о составе затрат. Хотя принятый законопроект еще может претерпеть массу изменений, знакомство с ним стоит начать уже сейчас, чтобы новый налог на прибыль не застал предприятие врасплох.
Как сказал один из членов бюджетного комитета Думы, еще до начала обсуждения главы депутаты и правительство договорились, что все предполагаемые изменения не должны приводить к каким-либо ухудшениям положения налогоплательщиков. Неужели заботой о налогоплательщике объясняется то, что доход будет признаваться по принципу начисления? Пользоваться кассовым методом ("по оплате") смогут лишь предприятия, у которых сумма выручки (без учета НДС и налога с продаж) "за предыдущие четыре квартала не превысит в совокупности одного миллиона рублей за каждый квартал".
Не повезло и субъектам малого предпринимательства. В нынешней редакции законопроекта льготы для них отменены. "Понятие малого предприятия сегодня довольно условно — отсюда критическое отношение депутатов к подобным льготам. Пора уходить от этого термина к новому, более актуальному понятию — независимого и аффилированного предприятия, — объясняет причину предполагаемой отмены льготы Игорь Динесу, член бюджетного комитета Думы. — Нельзя ставить в один ряд малые предприятия, учрежденные крупными разветвленными компаниями и действительно мелкие предприятия, созданные группой независимых собственников".
К сожалению, законопроект не оправдал и других ожиданий: остались нормируемые расходы, по-прежнему велик список расходов, не учитываемых при налогообложении. К числу нормируемых отнесены консультационные услуги между взаимозависимыми лицами (5 процентов от расходов на оплату труда), представительские расходы (4 процента от расходов на оплату труда) и расходы на подготовку кадров (5 процентов от расходов на оплату труда). Причем в законопроекте четко оговорено, что оплата высшего и среднего образования сотрудников не признается расходами организации по подготовке кадров. Зато расходы на рекламу не лимитируются, а это уже шаг вперед.
Малоприятным нововведением является то, что доказывать обоснованность и необходимость расходов предстоит налогоплательщику.
В законопроекте предусмотрены новые правила начисления амортизации: основные средства поделены на 12 групп в зависимости от срока их полезного использования. Каждой группе соответствует своя норма амортизации, рассчитываемая исходя из этого срока. Какое имущество относится к той или иной группе должно определить правительство.
Порадует многих налогоплательщиков и то, что проценты по заемным средствам можно будет относить на расходы вне зависимости от источника и целей их получения. Однако по валютным займам величина процентов ограничена 12 процентами годовых, а не 15-ю, как сейчас. Норматив по рублевым займам не меняется (ставка рефинансирования плюс 3 процента).
Базовая ставка налога также остается на том же уровне, что и сейчас, — 35 процентов.
Не остались без внимания депутатов и налоговые льготы. По-прежнему предусматривается освобождение от налогообложения прибыли от производства жизненно необходимых лекарств и сельскохозяйственной продукции. Средства, направленные организацией на благотворительность, будут уменьшать налоговую базу не более чем на пять процентов. Остается льгота на финансирование капитальных вложений (пока на ближайшие 5 лет) и на покрытие убытков прошлых лет. Но уменьшить налоговую базу более чем на 50 процентов, как и сейчас, эти льготы не смогут.
Отметим, что в новом виде льгота по капитальным вложениям не будет распространяться на погашение процентов по банковским кредитам (только на сам кредит). Не получится воспользоваться этой льготой и при финансировании жилищного строительства. Не нашлось места в законопроекте и для существующей льготы для вновь созданных производств.
Правила покрытия убытков прошлых лет станут более благоприятными. Полученный убыток можно будет в полном объеме переносить на следующий год либо целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Но эти нормы распространяются только на убытки, определенные в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, а "старые" убытки придется переносить по сегодняшним правилам, то есть равномерно в течение пяти лет.
Сохраняет законопроект и право региональных и местных органов власти предоставлять дополнительные льготы по налогу на прибыль в части сумм, подлежащим зачислению в их бюджеты. Правда, дискуссия по этому поводу продолжается. Поэтому региональные и местные льготы по налогу на прибыль пока остаются под вопросом.
Хотя в принятом законопроекте общее число льгот уменьшается, сколько их окажется в итоге, сегодня ответить не сможет никто. "Думаю, что многие депутаты попытаются сохранить сегодняшние льготы или придумать новые. Звучат предложения предоставить льготы по налогу на прибыль кредитным организациям и лизинговым компаниям, оказывающим услуги малому бизнесу. — отмечает Игорь Динесу. - Обсуждение и принятие налога на прибыль — это идеальное время для охоты за льготами. Сезон открылся...". Так что организациям, занимающимся налоговым планированием, придется внимательно следить за дальнейшей судьбой этого законопроекта.
Ставки налога | |
Доход российских компаний, банков и постоянных представительств
иностранных компаний | 35%, в том числе: 10% в федеральный бюджет 20% в региональные бюджеты 5% в местные бюджеты |
Процентный доход по государственным и муниципальным ценным
бумагам (кроме ОВВЗ/ОГВЗ) | 15% |
Дивиденды | 30% |
Плюсы/минусы законопроекта для налогоплательщиков
| |
Плюсы | Минусы |
Новые правила группировки и амортизации основных средств
| Уплата налога по факту отгрузки |
Новые правила покрытия убытков прошлых лет | Обязанность доказывать необходимость и обоснованность
затрат лежит на налогоплательщике |
Отмена норматива расходов на рекламу | Отмена льгот для малых предприятий |
Расширение списка расходов по добровольному страхованию,
принимаемых для целей налогообложения | Снижение до 12% годовых величины процентов по валютным
заемным, уменьшающих налоговую базу |
Проценты по заемным средствам уменьшают налоговую базу
вне зависимости от источника и целей их получения (в пределах норматива)
| Сокращение списка отраслей материального производства
по сравнению с ОКОНХ |
Снижена ставка налога для банков | Отмена ряда льгот |
Советы бухгалтеру
Поскольку проект главы 25 ужесточает порядок пользования льготой на финансирование капитальных вложений, рекомендуем:
-
перенести погашение процентов
по банковским кредитам на этот год (так как в 2002 году они
не будут учитываться при расчете льготы);
-
если планируются вложения
в жилищное строительство, начать их в 2001 году (для сохранения
права на льготу).
- получать льготу для вновь созданных производств до конца этого года (в будущем она будет отменена).
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com