Перевыпуск карты, возврат денег, срыв заказа и прочий «коронавирус»

15.04.2020 распечатать

Многие магазины закрыты, в отделения банков лишний раз не попасть из-за рекомендаций оставаться дома. Проблемы из-за правовой неопределенности существуют у многих. Перевыпустить карту – проблема. Вернуть деньги  за услуги – задача из высшей математики. Эксперты разъясняют, как действовать в таких ситуациях.

Карта, деньги… правовой вакуум

Если срок действия вашей карты закончился сейчас, то у вас проблемы. Для ее перевыпуска некоторые банки требуют личного визита клиента в свой офис. Из-за режима самоизоляции такое условие выполнить непросто. Юристы в своих советах осторожны: сначала посмотреть на сайте своего банка, какие рекомендации там даны для подобных случаев.

В Сбербанке можно активировать перевыпущенную карту сразу, чтобы использовать ее при онлайн-расчетах без получения «пластика». Кроме того, там есть услуга доставки курьером перевыпущенной карты для москвичей. Добираться до отделения банк нужно на такси. Предварительно взяв с собой паспорт и уведомление из банка о том, что вам нужно перевыпустить карту. Если полицейские остановят, то им можно предъявить этот документ.

Обратите внимание

Кроме того, п.п. 10.3 указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года (с последующими изменениями) допускает «следование» граждан к «месту осуществления деятельности», которая не приостановлена. А банки как раз относятся к этой категории. Саму процедуру перевыпуска банковской карты можно отнести к «неотложной функции», поскольку в период действия ограничительных мер, большинство платежей приходится проводить онлайн.

Выполнить важный заказ, если являешься мелким субподрядчиком

В сложное положение попали компании, которые выполняют заказы для «непрерывных производств». Допустим, разрабатывают программное обеспечение для атомных предприятий или проектируют на субподряде нефтяные трубопроводы. Сотрудникам подобных небольших фирм-контрагентов работать сейчас можно лишь удаленно.

Но вне офиса без необходимых мощных компьютеров порой нельзя выполнить срочные задачи для своих крупных заказчиков, которые продолжают трудиться в обычном режиме. Что делать в такой ситуации?

Обратите внимание

При абсолютной неясности всех законодательных нововведений из-за пандемии юристы предлагают ориентироваться на правоприменительную практику, которая складывается в конкретных регионах. Так, в Татарстане сотрудники таких небольших фирмы все равно работают из офисов, пусть и не сильно афишируя это. Республиканские власти понимают, как работает экономика, и что может произойти, если бездумно следовать букве не до конца доработанных положений. Но эксперты считают необходимым дать этим фирмам «зеленый свет» на работу сейчас. Иначе потом этот бизнес еще и заставят платить штрафы. Если не хочется рисковать и заставлять сотрудников приезжать в офис, то выполнение заказа можно отсрочить, сославшись п. 1 ст. 417 ГК («Прекращение обязательства на основании акта органа госвласти») . Но, как только предприниматель принял такое решение, ему нужно тут же предупредить своего контрагента.

Кто ответит за недоставленный товар и невыполненную вовремя услугу

Страдают от сложившейся ситуации и мелкие потребители. Кто-то не может получить купленный товар из-за закрытия магазинов, другие – из-за неработающей доставки. А ремонт отданной на СТО машины затянулся на неопределенный срок, потому что рабочие вынуждены соблюдать режим самоизоляции.

Обратите внимание

Если все эти услуги нельзя оказать именно из-за решений властей по борьбе с эпидемией, то предприниматели не несут никакой ответственности за просрочку. Это касается и компенсации ущерба, и уплаты неустойки. Более того, если введенные властями меры напрямую ограничили деятельность организаций, то те могут не исполнять свои обязательства перед потребителем до тех пор, пока власти не уберут все мешающие нормальной работе запреты.

Действующее законодательство мешает в критической ситуации

Случай: уральский бизнесмен закупил маски, защитные халаты, очки, перчатки и термометры, чтобы безвозмездно передать правительству, больницам и другим некоммерческим организациям в Свердловской области и соседних регионах. Авиарейс с грузом из Китая был запланирован на 9 апреля, но уральская таможня потребовала уплатить налоги и сборы в объеме 30% от стоимости товаров ($300 000). При этом стоимость авиаперевозки составляет $370 000. Ситуацию удалось разрешить лишь после вмешательства влиятельных чиновников.

Обратите внимание

Юристы предполагают, что таможня из-за профессиональной дефомации пыталась перестраховаться. Хотела избавиться от риска ввоза коммерческого груза под видом благотворительного. В сложившейся ситуации госорганы должны получить от предпринимателя однозначные документы, предусматривающие, что ввозимый товар является остро необходимым и будет использован для этих целей.

Вернуть деньги за путевки

Туроператоры официально попросили правительство разрешить заморозить выплаты туристам за аннулированные туры до 2022 года с предоставлением депозитного сертификата. Бизнесмены уверяют, что такой подход выгоден и самим клиентам: это позволит им сохранить деньги, оплаченные за туры, в полном объеме и получить в итоге свой отдых.

Обратите внимание

Уже сейчас туркомпании отказываются возвращать деньги клиентам, ссылаясь на решение властей о закрытии границы. Даже, если за это время организация закроется, то пострадавший клиент может рассчитывать на то, что ему вернут потерянные средства из фонда персональной ответственности туроператоров или страховщик этой фирмы. О размере такого фонда всю подробную информацию можно узнать на сайте Ростуризма. Кабмин уже выпустил распоряжение, где указано, что туристы могут вернуть деньги за приобретенные туры именно из этих средств уже сейчас.

Речь идет о тех поездках, которые планировались с даты введения первых ограничений из-за коронавируса и до 1 июня 2020 года. Но в сложившейся ситуации юрист советует потребителям взвешенно подходить к урегулированию споров с туроператорами, оказавшимися в непростых условиях. Если согласны на перенос тура, то заключите соглашение с компанией о том, что та предоставит клиенту новый взамен «сгоревшего». С условием о доплате или без нее. Такой сценарий рекомендует туристам и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Россияне смогут получить от туроператоров свои деньги за отмененные из-за коронавируса зарубежные туры не раньше декабря, уверяет она.

Как вернуть деньги за путевку и авиабилеты

Читать далее…


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.