Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца

22.07.2011 распечатать

Как известно, в последнее время государство активно взялось за наведение порядка в миграционной политике. Отсюда и немаленькие штрафы, которые установлены Кодексом об административных правонарушениях, а именно – статьей 18.15.

Продолжение. Начало читать здесь

Для удобства приведем их в табличном виде.

Нарушение

Наказание

Привлечение к трудовой деятельности в России иностранца или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие документы необходимы в соответствии с федеральным законом (часть 1)

Для граждан:

штраф от 2000 до 5000 рублей

Для должностных лиц:

штраф от 25 000 до 50 000 рублей

Для юридических лиц:

штраф от 250 000 до 800 000 рублей

либо

приостановление деятельности на срок до 90 суток

Привлечение к трудовой деятельности в России иностранца или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такой документ необходим в соответствии с федеральным законом (часть 2)

Для граждан:

штраф от 2000 до 5000 рублей

Для должностных лиц:

штраф от 25 000 до 50 000 рублей

Для юридических лиц:

штраф от 250 000 до 800 000 рублей

либо

приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Управление ФМС России по региону), органа занятости населения или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в России иностранца или лица без гражданства, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом (часть 3)

Для граждан:

штраф от 2000 до 5000 рублей

Для должностных лиц:

штраф от 35 000 до 50 000 рублей

Для юридических лиц:

штраф от 400 000 до 800 000 рублей

либо

приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание 2 к статье 18.15 Кодекса об административных правонарушениях добавляет «масла в огонь», так как говорит, что административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства наступает в отношении каждого (!) такого работника в отдельности.

В общем смысле иностранный гражданин может быть допущен к выполнению трудовой функции на основании кадровых и распорядительных документов (де-юре) и/или фактически приступить к работе (де-факто). Пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержит очень важное разъяснение: противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

Срок, в течение которого российского работодателя могут привлечь к административной ответственности, исчисляется с момента обнаружения такого правонарушения или с последнего дня, когда правонарушение совершалось (когда прекращена работа).

Не жестами, а словом

В случае проверки или облавы миграционщиков нередки случаи, когда объяснения у иностранных рабочих берутся без должного оформления, на скорую руку и вдобавок без разъяснения участвующим их прав. Такое положение дел недопустимо. Именно поэтому в подобных мероприятиях должен участвовать профессиональный переводчик. В обратной ситуации суд просто не примет полученные от иностранных работников объяснения. Примеры отказов можно встретить в арбитражной практике (к примеру, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 июля 2008 г. по делу № А56-55138/2007).

Подведомственность «нелегальных» нарушений

Попутно скажем, что дела о правонарушениях по статье 18.15 Кодекса об административных правонарушениях рассматривает суд, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ст. 23.1 КоАП РФ). Речь идет о должностных лицах Федеральной миграционной службы России и ее управлений по регионам.

прием на работуДолжностных лиц налоговых органов указанная статья касается лишь частично: они вправе только составить протокол по части 3 статьи 18.15 по поводу неуведомления налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Соответствующая обязанность предусмотрена подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ. Стоит отметить, что на практике налоговые инспекторы довольно редко пользуются указанным полномочием.

Закон гласит, что уведомить налоговиков нужно в течение 10 календарных дней. Примерная форма такого уведомления утверждена письмом ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676@.

Обратите внимание: уведомление должно быть составлено на каждого принятого или уволенного иностранного работника. В нижней части документа российскому работодателю нужно проставить печать и подпись руководителя либо его заместителя. Добавим, что в таком уведомлении работодатель не обязан указывать, на основании какого вида документа возникли трудовые отношения – трудового или гражданско-правового договора.

Особенный рынок

Несмотря на то что нормы российского трудового права в равной степени распространяются на всех трудящихся (независимо от гражданства или его наличия), есть определенные особенности, которые существуют объективно в силу специфики российского рынка труда иностранных работников. В общем виде они упомянуты в статье 18.1 Закона № 115-ФЗ, а находят воплощение в многочисленных постановлениях Правительства РФ и нормативных документах ведомств (ФМС России, Минздравсоцразвития России и др.).

Правительство РФ и региональные исполнительные органы ежегодно по утвержденным правилам определяют потребность государства в привлечении иностранных работников с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также с учетом эффективности использования иностранной рабочей силы в прошлом и настоящем.

Но у федерального Правительства есть приоритет: оно вправе устанавливать квоты как на территории одного или нескольких субъектов России, так и на всей ее территории.

Названная потребность – не абстрактное желание и возможность. Она выражается в квотах. Например, на весь 2011 год квота составляет: выдача иностранным гражданам приглашений на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности – 499 650 приглашений и 1 745 584 разрешения на работу (постановление Правительства РФ от 12 ноября 2010 г. № 895).

Особые правила

Временно проживающий в России иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Профессии–исключения из этого правила приведены в приказе Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н).

Последние несколько лет помимо квот Правительство РФ ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и приоритета отечественных кадров устанавливает допустимую долю иностранных работников в определенных отраслях экономики в рамках одного или нескольких субъектов России либо на всей ее территории (на 2011 год это сфера розничной торговли и спорт. – Прим. ред.). Если фирма или предприниматель, использующие иностранный труд, подпадают под указанное ограничение, для них Правительство РФ одновременно устанавливает срок приведения в соответствие численности таких работников. Но в любом случае такой срок устанавливается с учетом порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного российским трудовым законодательством.

Мы упомянули об особенностях регулирования рынка труда иностранных работников неспроста. Ведь рано или поздно любая компания, желающая легально привлечь и использовать труд иностранных работников, при оформлении соответствующих документов может натолкнуться на ограничения и особенности, установленные федеральным и/или региональным законодательством. Практика показывает, что таких ограничений год от года становится все больше.

В. Бельковец, юрист, ведущий эксперт по правовым вопросам

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...