Оценка за спецоценку: представитель Минтруда рассказал о нюансах СОУТ

07.10.2014 распечатать

О недавно вступивших в силу изменениях трудового законодательства и ожиданиях на 2015 год.«Бухгалтерии. ру» рассказал директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Валерий Корж.

«Б»: Валерий Анатольевич, с 1 января 2014 года введен единый универсальный инструмент оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах — специальная оценка условий труда. Понятно, что документ призван уменьшить необоснованные затраты государства. А так ли уж выгоден новый порядок для работодателей и работников первую очередь и не даст ли он эффекта, обратного ожидаемому?

В.К.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ направлен на соблюдение баланса интересов. И вряд ли кто сможет доказать обратное. Специальная оценка труда для работников — это объективная информация об условиях труда на рабочих местах. Это возникновение прав на гарантии и компенсации и права требовать улучшений условий труда. Ведь каждый гражданин России имеет право на работу в безопасных условиях. Это его гарантированное конституционное право.

Спецоценка для работодателей — это управление издержками, связанными с неблагоприятными условиями труда и стимул к их улучшению. Принцип очень простой и он вполне коррелирует со стимулами по улучшению условий труда: чем лучше условия труда, чем ниже вредность, тем ниже затраты на различные гарантии и компенсации, которые выплачиваются работнику, или на иные мероприятия, связанные с улучшением условий труда. Так что в первую очередь, повторюсь, это снижение издержек, вызванных существовавшим до сих пор статусно-списочным подходом к предоставлению различных преференций, исходя из должности и профессии работника.

И, наконец, новый механизм выгоден государству, поскольку позволяет в должной степени реализовать контрольно-надзорные функции. Это объективная информация об условиях труда на предприятиях, о размерах предприятий, видах их деятельности.

«Б»: Несмотря на то, что новация действует уже год, далеко не все предприниматели в должной степени осведомлены о порядке данной процедуры. Не могли бы вы коротко изложить алгоритм проведения спецоценки и выделить какие-то нюансы и ключевые моменты?

В.К.: Введена новая процедура — идентификация вредных и опасных факторов. Выявление их и сопоставление с неким классификатором, который утвержден. А в дальнейшем есть развилка. Если они выявлены — проводится их полномерное исследование, измерение. Если не выявлены — эти рабочие места «уходят в декларирование».

Есть одно очень важное исключение. Есть работники, у которых еще до введения нового механизма регулирования были накоплены определенные права. По различным нормативным документам, в том числе времен СССР, по спискам компенсаций различного уровня. Такие рабочие места в процедуру идентификации не входят, они сразу уходят в исследования, испытания, измерения.


Если в штате более 50 человек, специалист по охране труда должен быть в наличии.


Подчеркиваю - если работник продолжает трудиться во вредных условиях, то объем его прав на гарантии, компенсации, досрочную пенсию не уменьшается. Это сделано специально, чтобы не вызвать одномоментного снижения уровня накопленных прав работников.

Для того, чтобы либо подтвердить, что работники продолжают иметь право на соответствующие гарантии и компенсации, либо отказаться от этих компенсаций и перевести работника на обычный, нормальный режим. Мы в данном сегменте не требуем незамедлительного проведения специальной оценки. По рабочим местам сотрудников, профессии которых не предусмотрены списками №1 и №2, иными нормативно-правовыми актами, в случае отсутствия аттестации рабочих мест (АРМ) установлен достаточно мягкий переходный период: спецоценка будет производиться поэтапно и должна закончиться не позднее 31 декабря 2018 года.

Что значит «поэтапно» и что значит «надо организовать и проводить»? Должен быть корректно составленный приказ о проведении спецоценки, должна быть создана комиссия, заключен долгосрочный договор с компанией- «оценщиком» и расписан график.

«Б»: Кстати, о составе комиссии... Каковы полномочия представителей профсоюзов?

В.К.: Их членство в комиссии обусловлено желанием обеспечить права работников на безопасные условия труда не на словах, а на деле. Они, в частности, имеют право потребовать проведения государственной экспертизы условий труда (в том числе и экспертизы качества проведения спецоценки) и обеспечения независимости организаций- «спецоценщиков». Это все позволит нам создать в обозримой, очень близкой перспективе достаточно надежный страховочный механизм для обеспечения прав работника.

«Б»: Кстати, а все ли в порядке с этой самой независимостью? Циркулирует, знаете ли, информация о том, что...

В.К.: До нас тоже доходит такая информация. Что крупные корпорации пытаются свои же лаборатории мультимизировать как-то, отделить. Если это будет проведено корректно, не будет конфликта интересов, то не будет и проблем - счастливого плавания, как говорится. Если же будут выявлены факты, связанные с аффилированностью оценщиков, мы будем стараться такие явления предотвратить. В противном же случае мы, вместо улучшения условий получим новые «очаги напряжения», чего в нынешней, и без того непростой экономической ситуации очень не хотелось бы.

Нами введена персональная ответственность оценщиков за достоверность информации, ограничен круг лиц, проводящих спецоценку. Прописано, что денежное вознаграждение организации, проводящей СОУТ, не может быть поставлено в зависимость от условий оценки. Так что, думаю, все будет нормально в смысле объективности оценки.

«Б»: По срокам... Приходилось слышать от работодателей диаметрально противоположные мнения. Кто-то собирается проводить спецоценку незамедлительно, чуть ли не внепланово, чтобы не наказали. Кто-то, напротив, не торопится. Мол, регулирование еще не до конца отработано, лучше подождать. Кому в данном случае возражать?

В.К.: И тем, и другим. Документы изданы все, начиная с базовых и заканчивая подзаконными актами.


Важно

Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении спецоценки и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.


Так что ждать особо больше нечего. Но и насчет торопиться — я бы этого делать не стал, если нет особой необходимости. Ведь есть, повторюсь, определенный переходный период, который завершается 31 декабря 2018 года.

Ну не было у разработчиков закона той цели, чтобы все работодатели начали процедуру спецоценки условий труда с января месяца 2014 года . Поэтому те результаты аттестации рабочих мест, которые проведены в соответствии с ранее действовавшим законом, продолжают действовать до окончания пятилетнего срока. Здесь, правда, есть один нюанс. Понимаем, что кто-то мог успеть в декабре 2013 года вскочить, так сказать, на подножку уходящего поезда и провести процедуры АРМ. В спешке, чтобы «потом 5 лет ничего не делать». Спешка — далеко не лучший помощник, так что могут, конечно, возникнуть различные «сюжеты». Заверяю: на результаты подобных аттестаций, проведенных в последние дни, нужно смотреть особенно пристально. Но, разумеется, не нарушая при этом презумпцию добросовестности работодателя.

«Б»: Расскажите, пожалуйста, подробнее о «привязке результатов спецоценки к размеру дополнительных взносов в ПФР.

В.К.: То, что мы увязали степень вредности условий труда на рабочих местах с некими страховыми механизмами, которые позволяют, в свою очередь, включить механизмы экономического стимулирования улучшений условий труда — весьма важно. Суть «привязки» - чем безопаснее труд, тем ниже страховой взнос. Если у вас рабочие места первого и второго классов, то есть - «оптимального» и «допустимого» — дополнительный тариф для вас — 0%. Если третьего, «вредного» - 2%. 4%, 6%  или 7% в зависимости от четырех подклассов. Если «опасного», четвертого — 8%. Вполне справедливо, по моему.

Напомню, что если у если у работника зафиксированы по спецонке его рабочего места вредные условия труда и работодатель платит дополнительные взносы, работник продолжает накапливать свой пенсионный стаж, свои права. Для установления дифференцированного тарифа можно использовать результаты АТТЕСТАЦИИ рабочих мест. Заморозить накопление пенсионных прав и соответственно не платить тариф работодатель может только через новую процедуру, по результатам повторной спецоценки.

Еще раз заявлю официально:право на досрочную пенсию сохраняется за работниками из числа, указанных в списках №1 и №2 производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 года № 10), при подтверждении по результатам специальной оценки наличия на их рабочих местах вредных (опасных) условий труда.


Суть «привязки» - чем безопаснее труд, тем ниже страховой взнос.


Вторая базовая новелла, которая появилась в Трудовом кодексе — дифференцированный подход к определению объема предоставляемых гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда. Построили некую лесенку. Принцип простой — чем выше уровень вредности, тем больше объем защитных мероприятий: сокращенная продолжительность рабочей недели, дополнительный оплачиваемый отпуск (минималка — 7 дней), повышенный размер оплаты труда. Важный момент: опять-таки, работники, накопившие некий объем прав в части таких гарантий и компенсаций, продолжают им пользоваться. Да, я имею ввиду отмененное постановление Правительства от 20 ноября 2008 года № 870. Кто-то из работодателей в полном объеме выполняет его добровольно, кто-то - под воздействием «карающих органов».

Но тем не менее то, что работнику предоставлялось на 31 декабря 2012 года, этот объем гарантий и компенсаций сохраняется при условии сохранения соответствующих условий труда. Это установлено статьей 15 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ. Статья 219 ТК позволяет лишить работника этих «привилегий», если установлены допустимые нормы и они подтверждены экспертизой. Хотя я понимаю, что для некоторых работодателей соблазн снять, к примеру, «сокращенку», не улучшая условия труда, весьма велик. Но нельзя. Все это должно проходить через законодательно установленную процедуру, по графику, исходя из финансовых возможностей, во внеплановом порядке.

«Б»: То есть вы не исключаете, что различные злоупотребления будут иметь место и при новой системе регулирования?

В.К.: Когда было введено новое регулирование, наиболее «продвинутые» кадровики и юристы стали применять такую схему: «Сейчас мы всех как бы за штат выведем, а потом всех как бы на работу примем. И сотрудники как бы сразу попадают в систему нового регулирования, многоступенчатую». Так вот, мы очень внимательно будем следить за такими фирмами, так что лучше данными схемами не пользоваться. Реакция государства безусловно будет.

«Б»: Давайте затронем другие новеллы. В частности, замену дополнительных отпусков за вредность деньгами. Все ли предприятия могут воспользоваться данным механизмом и есть ли уже конкретные примеры?

В.К.: Статьей 92 Трудового кодекса предусмотрена замена ЧАСТИ дополнительного отпуска денежной компенсацией. Семь дней — это святое, отдайте работнику. А все, что сверх — я имею ввиду только отпуска за вредность, можно заменять деньгами. Но для того, чтобы реализовать эту норму, необходимы три «ключа»: это должно быть прописано в отраслевом (межотраслевом) соглашении; продублировано в коллективном договоре; должно иметься письменное согласие работника. Работают вместе все 3 ключа. Никаких «или».

Конкретных примеров пока привести не могу. Насколько я знаю, очень напряженные переговоры шли на эту тему у угольщиков. Я, к сожалению, не в курсе, чем они закончились.

Те же три «ключа», в принципе, предусмотрены и для увеличения продолжительности рабочей недели. Допустимый максимум: при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов, при 30 часовой — до 8 часов.

«Б»: Если можно, несколько слов о том, что год грядущий нам готовит, то есть о пока еще не реализованных предложениях?

В.К.: В ближайших планах — переход от доктрины абсолютной безопасности, которая действует сейчас, к оценке приемлемого риска. К такому нормальному европейскому рискоориентированному подходу. Пора переходить на нормально выстроенные системы управления рисками на предприятиях. «Конструируем» соответствующий закон, он пока еще не в публичной сфере, поэтому от конкретики воздержусь.

«Б»: Позвольте два вопроса от читателей «Бухгалтерии.ру»? Почему в законе о спецоценке условий труда нет «развилки» между промышленными предприятиями и офисами?

В.К.: Скажем так — производственную и непроизводственную сферы мы разделяем условно, только для нашего внутреннего анализа процессов, которые там происходят. С точки зрения трудового права и смежного с ним права об оценке условий труда — везде есть работодатель и работник и определенный набор прав у работника на безопасность. Одинаковый, независимо от того, где он работает.

Мы, кстати, все же предусмотрели в законе облегченный путь для «офисных» компаний, «версию лайт», условно говоря. И если говорить про процедуру идентификации и декларирования, то определенная практика в непроизводственной сфере уже сложилась.

«Б»: Если на предприятии нет специалиста по охране труда, значит ли это, что проведение спецоценки невозможно или ее результаты будут признаны недействительными?

В.К.: Если в штате более 50 человек, специалист по охране труда должен быть в наличии.

Если его нет — это самостоятельное нарушение, за которое накажут. Мое личное мнение: если вы корректно, в соответствии с законом, провели специальную оценку, мне представляется, что инспектор применит карательные меры только в отношении нарушения, заключающегося в отсутствии специалиста. Если были какие-то нарушения при спецоценке - накажут уже за них.

«Б»: И последний вопрос... Некоторое время назад по всем СМИ прошлась «сенсационная» новость о том, что работодателей обязали компенсировать своим работникам занятия спортом в тренажерных залах. Чуть позже некоторые юристы стали разъяснять, что журналисты раздули сенсацию из ничего. Так что же мы имеем на самом деле?

В.К.: Конкретный перечень мероприятий составляется индивидуально для каждой компании, и если нет каких-либо обязательных мероприятий (например, закупка спецодежды), то трудовые коллективы могут предложить своему работодателю выделенные деньги направить на оплату занятий фитнесом и спортом. Ведь итоговый перечень работодатель обязан согласовать с профсоюзом или другим представителем трудового коллектива.

Беседовал Владимир Хвориков


Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Что нужно знать работодателям о госконтроле за организациями, проводящими спецоценку условий труда

Охрана труда 2014

Как сформировать декларацию соответствия условия труда по госнормативам

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.