Остап Бендер чешского разлива

Остап Бендер чешского разлива

11.05.2007 распечатать

Большинство известных состоятельных людей сколотили свои капиталы честным и упорным трудом. Настало время поговорить о тех, кто зарабатывал деньги на легковерности и наивности других — проще говоря, о мошенниках.

Одним из таких охотников за чужими деньгами был Виктор Люстиг. Его считают одним из самых талантливых мошенников когда-либо живших на свете. Люстиг родился в 1890 году в Чехословакии в обычной семье среднего класса. Его авантюристические наклонности проявились еще в ранней молодости. В 19 лет Виктор заработал шрам за то, что чересчур усердно ухаживал за девушкой, у которой уже был жених. Так, чтобы попасть в высшее общество, он научился хорошо играть в бильярд, покер и бридж.

До начала Первой мировой войны «специализацией» Люстига были мошеннические лотереи, которые он обычно организовывал в трансатлантических круизах. В 1920-х годах он переехал в США, где представлялся разорившимся во время войны графом фон Люстигом из Австрии. Его аристократические манеры, свободное владение пятью языками, а также 45 псевдонимов, которыми он пользовался в разные периоды своей головокружительной «карьеры», только в Америке помогли ему обмануть на десятки тысяч долларов банки и частных лиц. Там же он до поры до времени безнаказанно занимался подделкой денежных знаков североамериканского казначейства.

Его фантазия на изобретение афер была безграничной, равно как и его невезучесть: только в США Люстига арестовывали 50 раз, правда, за недостатком доказательств всякий раз отпускали на свободу. То, что он так часто попадался на своих не совсем честных махинациях, его не останавливало.

Продам Эйфелеву башню. Недорого

Самой грандиозной аферой, которая сделала Люстига мировой знаменитостью, была продажа Эйфелевой башни. В мае 1925 года жажда наживы привела его в Париж, где он остановился в респектабельном отеле «Крийон». Во французской столице приехавший из-за океана господин проводил время весьма плодотворно: кабаре, рестораны, казино. Но деньги имеют неприятное свойство быстро заканчиваться, и мсье Люстигу надо было подумать о том, где их раздобыть. Причем он изначально не рассматривал труд как эффективный способ заработать на жизнь. Однажды утром, просматривая газету в своем люксе с видом на Лувр, Виктор увидел небольшую статью под названием «Будет ли продана Эйфелева башня?» Журналист рассказывал о проблемах парижской мэрии, не имеющей средств на ремонт главной достопримечательности Франции. Этот ловкач из всего умел извлечь выгоду, даже из такой, казалось бы, незначительной информации. Гениальная идея у него родилась сразу.

Его коллега-аферист по кличке Стиляга Дэн Коллинз изготовил поддельную верительную грамоту, в которой Люстиг представлялся заместителем главы Министерства почты и телеграфа, после чего разослал официальные письма шести представителям крупнейших фирм, специализирующихся на скупке и переработке металлолома.

Удача не заставила себя ждать. Через два дня пять дилеров по вторичной переработке черного металла собрались с утра в одном из фешенебельных салонов «Крийона». Обходительные официанты угощали гостей коктейлями и деликатесами. Наконец появился Виктор Люстиг с розеткой Почетного легиона в петлице. Без тени смущения он подошел к представительным господам и от имени президента республики и мэра Парижа обратился к бизнесменам с деловым предложением. Задумка Люстига была проста и поистине гениальна: он рассказал, что Эйфелева башня построена более 30 лет назад (в 1889 году) для Всемирной выставки, и потому сильно обветшала. А поскольку ей не предполагалась быть постоянным сооружением и расходы на ее содержание неоправданно огромны, правительство решило снести ее и продать на металлолом на закрытом аукционе. Чтобы подробности разговора остались в секрете, Люстиг представил собеседникам бурю возмущения, которая может подняться при известии, что любимая парижанами башня пойдет на слом. Собственно, торговал мошенник правом на утилизацию башни: семь тысяч тонн стали достанутся тому, кто даст за эту гору металлолома наибольшую цену. Заметив недоверие в глазах жертв, аферист не стушевался и скомандовал: «Мэрия прислала за вами машину». У подножия Эйфелевой башни мошенник показал кассирше поддельное удостоверение мэрии: «Эти господа со мной!» Всех шестерых пропустили к лифту как особо почетных гостей.

Сравнительно честный способ отъема денег

Спустя четыре дня дельцы подали свои аукционные заявки на приобретение подлежащей сносу башни. Впрочем, Люстига не волновало, кто даст самую высокую цену — он уже выбрал свою жертву. Ею оказался некто Андре Пуассон, глава одноименной фирмы. Люстиг проинформировал Пуассона, что тот выиграл аукцион, но намекнул, что есть определенные проблемы. Он жалобно рассказал Пуассону, что «слуги народа» (к коим он себя причислил) получают мизерное жалованье, но при этом предполагается, что они должны хорошо одеваться, устраивать приемы и вообще выглядеть достойно. Пуассон был не глуп и смекнул, что Люстиг хочет получить отдельное «вознаграждение». Не говоря ни слова, он тут же передал ему пачку купюр.

К сожалению, доподлинно неизвестно, какую сумму выложил Пуассон за творение Александра Гюстава Эйфеля, известно лишь, что она была огромной. Сделка свершилась весьма скоро и без особых проволочек. Впоследствии самым обидным для мсье Пуассона было то, что он заплатил наличными еще и проценты лично «посреднику». Когда же выяснилось, что главному символу французской столицы еще стоять и стоять, ловить мошенника было уже поздно: он бежал в Вену с чемоданом наличных денег.

Незадачливый Пуассон, поняв, что его обвели вокруг пальца, в полицию все же не стал обращаться, не желая выглядеть посмешищем в глазах общественности.

Послесловие...

Но на этом история с продажей Эйфелевой башни не заканчивается. Поистине нет предела смелости мошенника: через некоторое время он не побоялся вернуться в Париж и провернуть ту же сделку по той же схеме. Правда, во второй раз ему повезло меньше: Пуассон проявил-таки гражданскую сознательность и пожертвовал своим честным именем ради общественного блага. Он обратился в полицию, и Люстиг был вынужден в срочном порядке покинуть Старый Свет и бежать за океан, в США. В третий раз продать французскую святыню он не решился.

В Штатах же его постигла бесславная участь: в 1935 году после нескольких удачных афер его арестовали и дали 15 лет тюрьмы за былые «подвиги»: подделку долларов. Потом американский суд прибавил еще пять лет за попытку бежать из тюрьмы за месяц до вынесения приговора. Его перевели на известный остров-тюрьму Алькатрас возле Сан-Франциско, где он и умер от пневмонии в марте 1947 года. В памяти потомков он остался как один из самых изобретательных мошенников.

Татьяна ИЩЕНКО

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.