Основания для применения льгот по НДС и прибыли нужно доказать

15.04.2016 распечатать

Для применения льготы по НДС при оказании образовательных услуг нужно доказать факт оказания именно образовательных услуг. Физкультурно-оздоровительные услуги к образовательной деятельности не относятся.

Основание спора

Инспекция провела выездную налоговую проверку общества, по результатам которой было принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль, НДС в виде штрафа в общей сумме более шести миллионов рублей. Также решением налогового органа налогоплательщику доначислены налог на прибыль, НДС, транспортный налог, налог на имущество, земельный налог в размере более 12 миллионов рублей. Основанием для вынесения такого решения послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом нулевой налоговой ставки при исчислении налога на прибыль. Общество неправомерно отнесло доходы от услуг, оказанных юридическим и физическим лицам, к доходам от образовательной деятельности и уменьшило на них налоговую базу.

Позиция налогоплательщика

Налогоплательщик указывает на то, что при оказании образовательных и физкультурно-оздоровительных услуг он имеет право на освобождение от НДС по таким оказанным услугам. Такая льгота предусмотрена Налоговым кодексом (подп. 14 и 14.1 п. 2 ст. 149).

При этом виды услуг, оказываемые обществом, объединены в общую группу «Услуги физической культуры и спорта» (группа 07 ОКУН), а значит, применение льготы по НДС возможно по всем услугам, включенным в эту группу, так как они связаны с проведением спортивно-оздоровительных и физкультурных мероприятий.

Общество представило в налоговый орган достаточные доказательства, подтверждающие оказание образовательных услуг, связанных с реализацией программ дополнительного образования. Еще одним доводом общества является то, что оно, являясь образовательным учреждением, в силу специфики своей деятельности не могло оказывать иные услуги, отличные от физкультурно-оздоровительных.

Налогоплательщик настаивает на том, что оно имело право относить оказываемые услуги к образовательным, поскольку такие услуги имеют двойственный характер: одновременно относятся как к образовательным, так и к физкультурно-оздоровительным.

Спорные услуги, по мнению общества, направлены на получение базовых знаний в области физической культуры и физического развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности, а также на закрепление этих навыков и улучшение результатов в отдельных видах дисциплин, что в совокупности свидетельствует о правомерности отнесения налогоплательщиком данных услуг к образовательным услугам. Образовательной деятельностью в целях применения нулевой налоговой ставки признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 917. Указанный перечень включает в том числе реализацию дополнительных образовательных программ, которые и оказывались обществом.

Позиция налогового органа

Налоговая инспекция утверждает, что общество необоснованно применяло льготу по уплате налога на добавленную стоимость, установленную пунктом 2 статьи 149 Налогового кодекса, так как при исчислении налога на прибыль необходимо подтверждение того, что оказанные образовательные услуги связаны с такой деятельностью, а из представленных налогоплательщиком документов невозможно определить конкретный вид оказанной услуги. Общество оказывало различные виды услуг (включая пользование бассейном, сауной, библиотекой, столовой, а также индивидуальные тренировки и другие оздоровительные услуги), относя их к образовательным услугам, и уменьшало на эту стоимость налоговую базу. То есть в перечень образовательных услуг включалась деятельность, которая не является образовательной.

Суд решил

Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2016 года
№ 304-КГ15-19514 по делу № А46-17389/2014

В ходе рассмотрения дела судьи указали, что услуги, оказанные обществом населению (пользование библиотекой, столовой, издательские услуги, возмещение утраченных номерков), не являются услугами, реализация которых освобождается от НДС на основании норм Налогового кодекса.

Организации вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов общих доходов этой организации (подп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ).

Материалами дела установлены следующие обстоятельства:

  • общество заключило договоры с юридическими лицами, согласно которым оно оказывало спортивно-оздоровительные услуги (предоставление бассейнов, плавательных дорожек, саун, подготовка групп людей к спартакиаде);
  • обществом оказывались услуги юридическим лицам с использованием легкоатлетического комплекса (учебно-тренировочные занятия, проведение соревнований, занятий по физической подготовке, спортивно-оздоровительные услуги);
  • общество также оказывало разовые платные услуги для физических лиц, при этом расчеты производились с помощью кассовой техники, полученные доходы отражались в счетах-фактурах без указания Ф. И. О. физических лиц и номеров договоров.

Судьи согласились с налоговым органом, что для использования права освобождения от НДС необходимо подтверждение того, что услуги, доход от оказания которых включен в доход от образовательной деятельности, связаны с реализацией таких программ дополнительного образования. При этом суды сочли, что факт оказания образовательных услуг физическим лицам в спортивных учреждениях обществом не доказан.

На это также указывали следующие факты:

  • обучающие занятия проходили с привлечением тренеров и инструкторов, но в прейскуранте цен на спортивно-оздоровительные услуги в спортивно-оздоровительном комплексе, в Легкоатлетическом комплексе и Дворце здоровья не указано, что такие услуги проходят с тренерами. При этом проведение занятий не может включать в себя такие услуги, как услуги бани, сауны и прокат катамаранов;
  • по договорам на оказание услуг, заключенных с тренерами, проводящими занятия, невозможно установить, кому эти услуги были оказаны, а также достоверную сумму дохода от таких услуг;
  • из представленных документов невозможно определить конкретный вид оказанной услуги.

Таким образом, налогоплательщик не представил доказательств того, что образовательные услуги оказывались физическим лицам, и что доход от их оказания является доходом от образовательной деятельности. Это свидетельствует о неправомерном включении обществом дохода от оказания услуг населению в доходы от образовательной деятельности.

Также установлено, что общество не выполнило условие применения нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль – доходы от образовательной деятельности общества составили менее 90%, следовательно, у общества отсутствовало право применять льготу по налогу на прибыль.

При этом судьи указали, что предоставление услуг населению в отдельных учреждениях, оказывающих образовательные услуги в области физической культуры и спорта, не является гарантией того, что все оказываемые услуги являются образовательными или физкультурно-оздоровительными услугами.

Вывод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение льгот не подлежит пересмотру по причине недоказанности фактов оказания именно образовательных услуг населению в спортивно-оздоровительных комплексах и других спортивных учреждениях.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.