Ошибки в платежках

15.05.2019

Банкиры и налоговики – люди чрезвычайно мнительные. При этом наделенные полномочиями по приостановлению операций по счетам. Это чревато тем, что некоторые наши ошибки в платежных поручениях могут привести не просто к промедлению с оплатой или «зависанию» средств на пути к контрагенту, но и к блокировке операции или счета.

Пока мы будем рассуждать о том, как это кого-то угораздило, вычислять «стрелочника» и думать, как все это исправить, банк или инспекция все решат за нас – методом отсечения. Нас – от собственных денег.

Платеж «не за то»

Давайте переберем наиболее коварные ошибки. Например, неверное назначение платежа, то есть неверное наименование товаров или услуг. Покупатели указывают в платежке явно неправильное название товаров или услуг. Например, вместо «оплата за монтаж» – «аренда». Иногда вместо «услуги» пишут «товары» и наоборот. Например, перечисляют деньги за перевозку товаров, а в платежке указывают «оплата за инструменты». Риск тем выше, чем крупнее ваша компания. И совсем уж плохо дело, если по ошибке указано название товаров, по которым банк отслеживает обналичку. К примеру, компания получает оплату за стройматериалы. А списывает деньги со счета в основном с назначением платежа «за продовольственные товары», «аренду торгового оборудования». Банк запросит пояснения и может заблокировать «клиент-банк». При этом сошлется на Методические рекомендации, утвержденные ЦБ РФ 21 июля 2017 года № 18-МР.

А сравнив поступления платежей с кодами ОКВЭД компании, банкиры могут заинтересоваться ситуацией, когда основные поступления на счет не связаны с деятельностью компании. Иногда вопросы вызывают разовые платежи, особенно на крупную сумму. Например, если оптовая компания получила оплату за рекламные услуги. А уж если зачисления с неверным назначением платежа приобрели регулярность, подозрения перейдут в уверенность.

Чтобы снизить вероятность ошибок, в счете лучше приводить текст, который нужно указать в назначении платежа. Если вашего контрагента все же угораздило перечислить вам деньги «не за то», срочно сообщите ему об этом и постарайтесь заручиться письменным ответом, в котором покупатель подтвердит правильное назначение платежа. Эту переписку вы направите банкирам, если у них возникнут вопросы.

Ошибки в названии товаров и услуг заинтересуют и налоговиков. В этом смысле такие ошибки особенно рискованны также для «упрощенцев» и «вмененщиков», а также предпринимателей на ПСН. Если налоговики увидят в выписке поступления за товары или услуги, которые не относятся к спецрежиму, то потребуют уплатить налоги по общей системе. Придется доказывать, что компания или ИП ведут только деятельность, которая относится к спецрежиму (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 октября 2017 г. № Ф06-26038/2017). Поэтому по крупным платежам безопаснее согласовать с поставщиком правильное наименование товаров.

Но лучше всего указывайте в платежке конкретное наименование товаров, работ или услуг (приложение № 1 к положению ЦБ от 19 июня 2012 г. № 383-П). Берите его из договора, счета или спецификации. Если товаров много, можно указать обобщенное название, например «канцелярские товары». Либо указать товары, которые составляют наибольшую долю в стоимости покупки.

Коварство нумерологии

Следующим пунктом нашей программы идет неточный номер договора или счета. Он вызовет особое подозрение при покупке товаров у поставщиков, которых инспекторы относят к высокой группе риска. Оправдаться, впрочем, можно. Если компания применяет «упрощенку», сам факт неточного номера договора или счета не означает, что инспекторы посчитают расходы неоплаченными. При условии, что можно определить, к каким расходам на самом деле относится платеж. Путаница возможна, если у компании действует несколько договоров с контрагентом. Так что безопаснее указывать в платежке конкретный номер договора или счета.

Например, у компании два договора с покупателем. Он должен перечислить оплату за товары, отгруженные по одному договору. Но указал в платежке реквизиты другого договора. Уточнять назначение платежа необязательно, если его можно идентифицировать. То есть компания-получатель может определить, к какому договору и счету фактически относится оплата. Например, если в номере счета покупатель пропустил цифру.

Если покупатели часто ошибаются в назначении платежа, можно завести реестр. Указывайте в нем, какое назначение платежа правильное. Реестр пригодится, если банк запросит договор или счет, указанный в платежке.

Неправильная ставка НДС

Сейчас, в переходный период, из-за увеличения НДС покупатели путают ставку в платежках – отражают 18% в вместо 20% или наоборот. Письмо о том, что в платежке ошибка, от контрагента в этом случае можно не требовать. Главное – рассчитать НДС по правильной ставке. То есть если вы отгрузили товары покупателю в 2019 году, применяйте новую ставку НДС – 20%, даже если в платежке покупатель по ошибке указал прежнюю ставку и сумму налога, рассчитанную исходя из 18% (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ).

Обратите внимание

С недавних пор банкиры, сообразно предписанию ЦБ РФ, взяли под пристальный «антиотмывочный» контроль оплату таких товаров, как автомобили и запчасти, лекарства, табачные изделия, овощи, фрукты, «кондитерка» и другие продовольственные товары

Если покупатель перечислил оплату за товары, отгруженные в 2018 году, НДС вы должны были рассчитать по ставке 18%. На дату оплаты пересчетов делать не нужно. Это относится и к ситуации, когда покупатель по ошибке указал в платежке ставку 20%.

В целом подобная ошибка в платежке для покупателя налоговых рисков не влечет. Но стоит проверить, чтобы поставщик указал правильную ставку НДС в счете-фактуре. Если он перепутает ставку, то инспекторы откажут в вычете (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Неправильная сумма НДС

Покупатель выделил НДС, перечисляя оплату поставщику-«упрощенцу». У налоговиков возникнет вопрос: почему поставщик не сдал декларацию по НДС? Поставщику стоит сообщить им, что он не выставлял покупателю счет-фактуру с НДС. Поэтому не обязан перечислять НДС в бюджет и сдавать декларацию. Позицию свою можно подкрепить ссылкой на письмо Минфина России от 15 февраля 2018 года № 03-07-14/9470. Да и переписка с покупателем о том, что НДС выделили по ошибке, будет нелишней.

Вообще, безопаснее оформить дополнительное соглашение к договору. Договоритесь с покупателем, будете ли снижать цену на сумму НДС. Укажите в допсоглашении, что поставщик не уплачивает НДС, так как применяет упрощенку. Так мы хотя бы исключим вероятность того, что покупатель, «проснувшись», вдруг запросит счет-фактуру с НДС или потребует уменьшить цену на сумму налога.

«Аванс» или «оплата»?

Риски в случае путаницы в этих терминах (если вместо первого указали второе) высокие. Причем как для плательщика, так и для получателя. Для поставщика рискованна ситуация, когда покупатель по ошибке указал в платежке «предоплата», перечисляя деньги после отгрузки товаров. Если налоговики проанализируют выписку, то проверят, отразил ли поставщик НДС с этого аванса в декларации. Придется пояснять, что покупатель оплатил отгруженные товары. Поэтому безопаснее согласовать с покупателем в переписке, что «аванс» в платежке он указал по ошибке.

Плательщику же инспекторы могут отказать в вычете НДС с аванса, если покупатель не указал в платежке, что перечисляет предоплату (п. 9 ст. 172 НК РФ). Шансы отстоять свою правоту в суде имеются, но они не очень высоки (Постановление ФАС Уральского округа от 4 апреля 2014 г. № Ф09-114/14). В этом случае либо не отражайте вычет в книге покупок, либо согласуйте в переписке с поставщиком правильное назначение платежа.

Кстати, помимо «недопонимания» с госорганами, возможны также трения между самими партнерами. Из-за неверного назначения платежа поставщик может зачесть оплату не так, как планировал покупатель. Например, он может решить, что не получил аванс, и из-за этого не отгрузить товары. Если вы заметили, что указали «аванс» вместо «оплаты» или наоборот, лучше сразу сообщить об этом поставщику.

Завышенная сумма платежа

Покупатель перечисляет сумму больше, чем указано в договоре или счете. Это отнюдь не повод для радости. Негативные последствия такой «щедрости» не заставят себя ждать, что называется. Например, согласно договору покупатель должен перечислить аванс в размере 30% от стоимости товаров, но по факту перечислил 50%. Поставщику придется начислить НДС со всей суммы полученного аванса, иначе у инспекторов будут претензии, когда они проверят выписку банка. Переплата, кстати, может быть и авансом в счет следующих отгрузок, но сути это не меняет.

Если уповать на разъяснения Минфина России в письме от 12 февраля 2018 года № 03-07-11/8323, покупатель вправе заявить вычет НДС с аванса, даже если его сумма больше, чем предусмотрено в договоре. Но проверяющие могут сделать вид, что ничего о них не знают (или и правда не знать). Чтобы исключить споры с налоговиками, лучше оформить дополнительное соглашение к договору поставки, указав в нем размер аванса, перечисленного по факту. Кстати, в этом случае, как и в предыдущем, не исключены споры контрагентов между собой – если неверно зачесть переплату или не вернуть ее. Проверьте условия договора.

Возможно, в нем сказано, как зачитывать переплату. Например, эти суммы считаются авансом в счет следующих отгрузок. Или зачитываются в счет задолженности. В этом случае применяйте правила договора, а также сообщите покупателю, как вы зачли переплату.

Если в договоре таких условий нет, судьи разрешают поставщику зачесть переплату в счет задолженности (п. 2, 3 ст. 319.1 ГК РФ, Постановление АС Уральского округа от 21 декабря 2015 г. № Ф09-9691/15). Но стоит согласовать зачет с покупателем.

Если у покупателя нет задолженности, безопаснее вернуть ему переплату. Если поставщик не возвратит переплату, покупатель вправе обратиться в суд и потребовать проценты по ключевой ставке ЦБ РФ (ст. 395, п. 2 ст. 1107 ГК РФ). Также компании могут договориться, что переплата считается авансом в счет следующих отгрузок.

«Виноваты, исправляемся!»

Безопаснее согласовать правильное назначение платежа с контрагентом в течение одного-двух месяцев с даты платежки. Судьи считают, что исправить назначение платежа нужно в разумный срок. Но четких правил на этот счет нет. Например, уточнение платежа через год после оплаты судьи могут не учесть (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2017 г. № Ф03-2325/2017).

Ошибку в назначении платежа может обнаружить как покупатель, который перечислил деньги, так и поставщик. Если вы выявили ошибку, то отправьте контрагенту письмо. Сообщите, в чем неточность. Попросите подтвердить, что он согласен с правильным назначением платежа.

Изменять назначение платежа и не согласовывать это с покупателем рискованно. Поставщик должен зачитывать платеж согласно тому назначению, которое указал покупатель (п. 1 ст. 319.1 ГК РФ, Постановление АС Северо-Западного округа от 27 июля 2015 г. № Ф07-4213/2015).

Исключение – ситуация, когда покупатель не указал в платежке отгрузку, по которой перечисляет деньги. Или арендатор не указал, за какой период перечисляет оплату. В этом случае платеж можно зачесть в счет задолженности покупателя или арендатора, если в договоре нет других правил (п. 3 ст. 319.1 ГК РФ).

Если вы получили от контрагента письмо об ошибке в назначении платежа, подтвердите, что согласны уточнить его. Либо сообщите контрагенту, какое назначение платежа вы считаете правильным. При необходимости предложите провести сверку расчетов.

Некоторые покупатели постоянно ошибаются в платежках. При этом согласовывать правильное назначение платежа отказываются. Тогда сохраните свое письмо, которое вы направляли покупателю. Вы передадите его налоговикам или банкирам, если у них возникнут вопросы по платежу.

Изменения в тексте платежки о назначении платежа достаточно согласовать с контрагентом (Постановление АС Московского округа от 2 августа 2018 г. № Ф05-4511/2017). В законе не сказано, что компания-плательщик обязана уведомлять об этом банк.

На заметку

Не пишите в назначении платежа «по договору». Указывайте номер и дату договора или счета. Иначе не только возникнет путаница в расчетах, но и банкиры могут запросить пояснения. Если договоров с поставщиком несколько, проверьте, правильный ли номер вы указали.

Однако некоторые судьи указывают на то, что нужно уведомить банк об ошибке в назначении платежа (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2018 г. № 09АП-17604/2018-ГК). Поэтому компании иногда подстраховываются и направляют в банк такое уведомление.

Иногда банки не принимают уведомления об уточнении платежа. В этом случае компания подтвердит тот факт, что назначение платежа исправили, перепиской с контрагентом (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30 июня 2015 г. № Ф04-20496/2015).

P.S. Что касается платежных поручений на перечисление налогов, то все ошибки в их заполнении делятся на две большие группы. В первую попадают ошибки, которые приводят к неуплате налога в бюджет. Назовем их «фатальными».

А во вторую – те, которые к таким последствиям не приводят. В группу «фатальных» до недавнего времени входили всего две ошибки. Чтобы налог считался неуплаченным, ошибиться нужно было либо в номере счета Федерального казначейства, либо в наименовании банка-получателя. Соответственно, если такие ошибки вовремя не исправить, у налогоплательщика возникала недоимка со всеми вытекающими последствиями (пенями, возможным штрафом, блокировкой счета и необходимостью повторной уплаты налога). С 1 января 2019 года подать заявление об уточнении платежа на уплату налогов и взносов можно даже в том случае, если деньги поступили на неверный счет УФК. Изменение внесено в пункт 7 статьи 45 НК РФ.

Грета Самойлова,

член Палаты налоговых консультантов (ПНК) России, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

поделиться

Выбор читателей

Подключи бератор со скидкой 50%
Уникальная возможность получить доступ к любому бератору с огромной скидкой!
Loading...