Ошибки в отчетности для СФР можно исправлять много раз
12.11.2025 распечататьОдним из обязанностей работодателей как страхователей является своевременная и достоверная сдача отчетности по застрахованным лицам. Несоблюдение этих требований влечет за собой финансовые санкции. Однако насколько правомерно налагать штраф, если организация предприняла все возможные усилия для исправления ошибок, на которые ей указал контролирующий орган?
Суть дела
СФР обратился в арбитражный суд с иском к школе-интернату о взыскании штрафа в размере 108 000 рублей. Основанием для иска послужило то, что школа, по мнению Фонда, представила сведения по форме ЕФС-1 о 216 застрахованных лицах за 2023 год с нарушением установленного срока.
Фактическая картина событий, установленная судами, была следующей.
25 января 2024 года (в последний день срока) школа направила отчетность в Фонд в электронном виде.
28 января 2024 года Фонд, проверив отчетность, направил уведомление об ошибках, которые, по его мнению, препятствовали приему документа.
30 января 2024 года школа, устранив замечания, направила исправленную отчетность, но она вновь была отклонена Фондом по тем же причинам.
02 февраля 2024 года школа предприняла третью попытку сдать отчетность, но снова получила отказ.
07 февраля 2024 года с четвертой попытки отчетность была наконец принята Фондом без замечаний.
Фонд, применяя формальный подход, исчислил штраф из расчета 500 рублей за каждого из 216 застрахованных лиц. Он исходил из того, что окончательно отчетность была принята с нарушением срока.
Решения судов
Все три судебные инстанции в удовлетворении исковых требований фонду отказали. Они установили, что школа изначально направила отчетность в установленный законом срок (25 января). Последующие действия по исправлению и повторной отправке данных были реакцией на уведомления Фонда об ошибках. При этом каждая новая попытка сдачи отчетности укладывалась в пятидневный срок, предоставляемый для устранения недостатков.
Суды также выяснили, что уведомления, которые Фонд направлял школе, не соответствовали требованиям закона. В них отсутствовала конкретная информация: какие именно ошибки допущены, в отношении каких застрахованных лиц, являются ли эти ошибки критичными (грубыми), препятствующими приему отчетности в принципе, или же они носят устранимый характер. Фонд ограничивался формальными отписками о том, что «документ не может быть принят».
Закон не устанавливает лимит на количество исправлений, которые страхователь вправе внести в отчетность после получения уведомлений об ошибках. Более того, финансовые санкции не применимы, если уточненные сведения представлены в течение пяти дней после получения уведомления.
Суды подчеркнули, что формальный подход к привлечению к ответственности недопустим. Любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности, противоправности, соразмерности и презумпции невиновности. В данном случае школа действовала добросовестно, оперативно исправляя недочеты, в то время как Фонд не выполнил свою обязанность по качественному контролю и не предоставил конкретных и мотивированных замечаний.
Выводы
Сам по себе факт многократной пересылки отчетности для исправления неточностей не является основанием для штрафа, если организация действует в установленные для этого сроки.
Контролирующие органы несут ответственность за качество своей работы. Их уведомления должны быть конкретными, мотивированными и соответствовать требованиям закона. Нельзя отказывать в приеме отчетности, не указав, какие именно ошибки и почему мешают ее принять.
Источник - постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.10.2025 по делу № А53-37707/2024.
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com
Получайте важные новости и полезные материалы
в удобном формате на вашу почту






