Новые правила списания безнадежной задолженности - 2013

18.04.2013 распечатать

Из-за пробелов в налоговом законодательстве, признание долга безнадежным являлась проблемой для бухгалтеров многих компаний. Однако с 1 января порядок признания невозможных к взысканию сумм был уточнен. Как новые положения помогут организациям?

Признание долга безнадежным

Непогашенные долги могут возникнуть по разным причинам, например, по вине недобросовестного партнера, который не спешит исполнять свои финансовые обязательства. В этом случае нереальные ко взысканию средства можно списать. Однако вот тут и возникали сложности. Ведь во многих ситуациях, когда контрагент скрывался, его долг не признавался безнадежным. Теперь положение дел изменилось.

Раньше часть 2 статьи 266 НК РФ определяла безнадежные долги, как средства, невозможные к взысканию, по которым истек срок исковой давности, то есть с момента образования финансовых обязанностей прошло более 3 лет, или обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации фирмы. Теперь понятие расширено. Разберемся, что же изменилось.

С 1 января названная норма дополнена новым абзацем, который предусматривает, что безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждается постановлением судебного пристава об окончании производства. Это положение действует в случае, если исполнительный документ возвращен по следующим основаниям:

Непогашенные долги могут возникнуть по разным причинам, например, по вине недобросовестного партнера, который не спешит исполнять свои финансовые обязательства.

Невозможно установить, где находится должник и его имущество, либо нет сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств или других ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.

У должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все меры, которые предпринял пристав, чтобы такое имущество найти, оказались безрезультатными.

На практике сложности как раз и возникали в тех случаях, когда приставам так и не удалось обнаружить должника или имущества у него. Казалось бы: вынесено постановление об окончании производства по делу, однако безнадежным долг в этом случае зачастую не признавался.

Напомню, что порядок действия приставов регулируется законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Обратите внимание, если признанный безнадежным долг все-таки будет погашен, то эти деньги (или имущество), нужно будет включить в состав доходов.

Мнение Минфина

У Минфина не было единой позиции относительно признания долгов безнадежными. Одно время ведомство считало, что документ пристава-исполнителя не может подтверждать нереальность взыскания долгов. Однако спустя некоторое время ситуация кардинально изменилась, и Министерство финансов стало придерживаться противоположной позиции. Для примера можно привести письмо от 3 августа 2012 года № 03-03-06/1/383. В нем сделан однозначный вывод: обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании производства и возвратил исполнительный документ (на основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 46 Закона № 229-ФЗ) признается безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций.

У Минфина не было единой позиции относительно признания долгов безнадежными. Одно время ведомство считало, что документ пристава-исполнителя не может подтверждать нереальность взыскания долгов.

Арбитражная практика также не была одинакова: суды приходили к разным выводам. При этом ВАС РФ еще в 2008 году (определение от 07.03.2008 г. № 2727/08) пришел к заключению, что можно признать долг безнадежным на основании постановления пристава об окончании исполнительного производства.

Таким образом, никакой единой практики по этой проблеме не было. Поэтому необходимость внесения уточнений в НК созрела давно.

Отмечу, что Минфин еще в 2010 году (Письмо от 22.10.2010 г. № 03-03-05/230) высказывался о необходимости внесения изменений в статью 266 НК РФ в части уточнения порядка признания долгов, подлежащих уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу, безнадежными. Тогда ведомство рекомендовало: до внесения соответствующих изменений в статью 266 НК РФ этот вопрос необходимо решать с учетом сложившейся судебной практики.

Итак, подведем итог. В случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и судебный пристав принял все законные меры по его поискам, но так и не нашел, – исполнительный документ возвращается взыскателю. Пристав об этом факте составляет акт и выносит постановление об окончании производства. В такой ситуации задолженность теперь однозначно признается безнадежной для целей налогообложения прибыли (на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ) и ее можно списать.

Напомню, что, согласно статье 265 НК РФ, к внереализационным расходам приравнены убытки, к которым относятся, в том числе, суммы безнадежных долгов, а в случае, если организацией принято решение о создании резерва по сомнительным долгам, – суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Исполнительное производство

В случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и судебный пристав принял все законные меры по его поискам, но так и не нашел, – исполнительный документ возвращается взыскателю.

Конечно, внесение уточнений в статью 266 НК РФ – это несомненный плюс в работе компаний с долгами, поправки помогут избежать лишних споров. Однако все проблемы новое положение, тем не менее, не снимет. Статья 46 Закона об исполнительном производстве предусматривает шесть обстоятельств, при наступлении которых процесс по делу прекращается, а исполнительный лист – возвращается. Так, например, если кредитор откажется оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении, что делать в такой ситуации? Ведь в этом случае исполнительный документ также возвращается взыскателю, однако о безнадежном долге речи идти не может.

Таким образом, внесение уточнений четко ограничивает критерии признания долга безнадежным. А это означает, что никакой разнообразной практики и разношерстных разъяснений Финансового ведомства теперь не будет. Конечно, для тех компаний, у которых контрагенты скрываются, или не известно, где находится их имущество, – это хорошо. А вот всем остальным во многих случаях не удастся признать долг безнадежным. И суд не поможет, ведь в Законе четко закреплено, в каком случае долг взыскать нереально.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.