Нестандартные цены: в чем опасность?

Нестандартные цены: в чем опасность?

06.03.2005 распечатать

Решив, что цена той или иной сделки вашей фирмы ниже или выше рыночной, налоговый инспектор пересчитает суммы налогов исходя из последней. Случаи, в которых он вправе это сделать, названы в статье 40 Налогового кодекса. Однако сейчас всерьез опасаться налогового контроля за ценами не стоит. Такой вывод сделан в знаменитой книге «Годовой отчет - 2004» под редакцией Владимира МЕЩЕРЯКОВА, отрывок из которой мы предлагаем вашему вниманию.

Пристальное внимание к ценам обеспечено фирме в следующих случаях:

  • товарообмен (бартер);
  • покупатель и продавец взаимозависимы;
  • внешнеторговая сделка;
  • если в течение непродолжительного времени цена сделки отличается от цены других сделок этой же фирмы с такими же товарами (работами, услугами) более чем на 20 процентов.

Доначислить налоги исходя из рыночной цены инспекторы могут, если в результате проверки будет установлено, что договорная цена отклоняется от рыночной более чем на 20 процентов. Рассмотрим ситуации, когда для расчета налогов нужно брать рыночные цены (внешнеторговые сделки в предлагаемый отрывок не включены – прим. ред.).

Товарообмен (бартер)

Пример

ЗАО «Актив» заключило договор мены (бартерный договор). Акционерное общество передает другой фирме партию товаров в обмен на партию материалов. Договор предусматривает, что стоимость обмениваемых ценностей одинакова и составляет 100 000 руб. (без НДС).

Для упрощения примера порядок расчета НДС не приводится.

Ситуация 1

Рыночная цена товаров, которые продает «Актив», соответствует их договорной цене.

Выручку от реализации отражают в налоговом учете в размере 100 000 руб. (то есть исходя из стоимости обмениваемых товаров, установленной договором).

Ситуация 2

Рыночная цена товаров превышает их договорную цену более чем на 20 процентов и составляет 160 000 руб. Выручку от реализации отражают в налоговом учете в сумме 160 000 руб. (то есть исходя из рыночной стоимости реализованных товаров).

Чтобы не оформлять товарообменный договор, заключите с вашим контрагентом два договора купли-продажи. В одном из этих договоров ваша фирма будет выступать покупателем, в другом договоре на ту же сумму – продавцом. Оплата по этим договорам должна предусматриваться деньгами. После того как ваша фирма передаст товары контрагенту, оформите погашение задолженностей зачетом взаимных требований.

Взаимозависимые лица

Две фирмы считаются взаимозависимыми, если доля участия одной из них в уставном капитале другой превышает 20 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 20 НК). Так, взаимозависимыми являются головная и дочерняя компании.

Пример

ЗАО «Актив» является одним из учредителей ООО «Пассив». Доля «Актива» в уставном капитале «Пассива» составляет 50 процентов. Это больше 20 процентов, следовательно, «Актив» и «Пассив» являются взаимозависимыми фирмами. А раз так, налоговая инспекция может проверять цены по всем сделкам между «Активом» и «Пассивом».

Фирма может участвовать в другой организации не напрямую, а косвенно (через цепочку других фирм). В этом случае доля участия определяется так (подп. 1 п. 1 ст. 20 НК): «Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой». Иными словами, расчет будет таким:

Доля участия первой фирмы в уставном капитале второй фирмы x Доля участия второй фирмы в уставном капитале третьей фирмы x ... = Доля косвенного участия.

Ситуация 1

Фирма «А» владеет 70 процентами акций фирмы «Б». Фирма «Б» владеет 50 процентами акций фирмы «С». Таким образом, фирмы «А» и «Б», а также «Б» и «С» являются взаимозависимыми.

А вот являются ли взаимозависимыми фирмы «А» и «С»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать расчет.

Доля косвенного участия фирмы «А» в фирме «С» составит:

70% x 50% = 35%.

Это больше 20 процентов, следовательно, фирмы «А» и «С» также являются взаимозависимыми. А раз так, налоговая инспекция может проверять цены по всем сделкам между фирмами «А», «Б» и «С».

Ситуация 2

Фирма «А» владеет 50 процентами акций фирмы «Б». Фирма «Б» владеет 30 процентами акций фирмы «С». Таким образом, фирмы «А» и «Б», а также «Б» и «С» являются взаимозависимыми.

А вот являются ли взаимозависимыми фирмы «А» и «С»?

Доля косвенного участия фирмы «А» в фирме «С» составит:

50% x 30% = 15%.

Это меньше 20 процентов, следовательно, фирмы «А» и «С» взаимозависимыми не являются. А раз так, налоговая инспекция имеет право контролировать цены по сделкам только между фирмами «А» и «Б», а также между фирмами «Б» и «С». Цены по сделкам между фирмами «А» и «С» налоговая инспекция по критерию взаимозависимости контролировать не может.

Налоговики могут признать две фирмы взаимозависимыми и по другим основаниям, которые не предусмотрены Налоговым кодексом. Для этого им нужно убедить судей, что отношения между этими фирмами могли повлиять на цену сделки (п. 2 ст. 20 НК).

Различие цен по сделкам

В подпункте 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса сказано, что налоговики могут контролировать цены «...при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени».

Большинство специалистов (как налоговики, так и независимые эксперты) сходятся во мнении, что за точку отсчета «уровня цен» нужно принимать средневзвешенную цену, по которой предприятие продает или покупает тот или иной товар.

Пример

ЗАО «Актив» производит стулья одной модели. В течение определенного времени фирма продала:

  • 200 стульев по цене 550 руб. за штуку;
  • 100 стульев по цене 500 руб. за штуку;
  • 200 стульев по цене 450 руб. за штуку.

В таком случае «уровень цен» за этот период составит:

(200 шт. x 550 руб. + 100 шт. x 500 руб. + 200 шт. x 450 руб.) : (200 шт. + 100 шт. + 200 шт.) = 500 руб.

Ни одна из использованных фирмой цен не отклоняется от этого значения более чем на 20 процентов. Поэтому проверять, соответствуют ли эти цены рыночным, налоговики не имеют права.

Пункт 6 статьи 40 Налогового кодекса причисляет к идентичным «товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки». При этом нужно учитывать их физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, что не раз ставило крест на попытках налоговиков доказать в суде, что товары, которые продает или покупает фирма, «идентичные» или «однородные».

Единства в вопросе, сколько длится «непродолжительный период времени», нет. В случае спора суд будет рассматривать дело с учетом специфики конкретного товара. Ведь, например, цены на продукты питания и автомобили меняются с разной скоростью. Поэтому и «непродолжительные периоды времени» по ним должны быть разными. При этом если цены на ваши товары (работы, услуги) в течение «непродолжительного периода времени» по всем сделкам будут оставаться стабильными (пусть даже при этом они будут намного ниже рыночных), налоговики ничего сделать не смогут.

Рыночная цена

Большинство дел по 40-й статье разваливается из-за того что суд не признает цены, из которых исходили инспекторы, рыночными. Формально в Налоговом кодексе (п. 11 ст. 40) записано: «...при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги...».

О том, что такое «официальные источники информации», в Налоговом кодексе нет ни слова. Некоторые налоговые инспекции на местах попытались разобраться в этом, но особой ясности в этот вопрос так и не внесли. Вот, например, что понимают под «официальными источниками информации» московские налоговики (письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2000 г. № 03-08/16182):

  • информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;
  • информация в печатных изданиях;
  • заключение оценщика о рыночной стоимости товара (работы, услуги).

Иными словами, по мнению самих же налоговиков, единого источника информации о рыночных ценах нет. Налоговая инспекция может предложить один источник, например, данные Госкомстата, а вы – цены в каталоге «Услуги и цены». Скорее всего суд решит дело в вашу пользу.

Помимо этого фирма может обосновать отклонение цен колебаниями спроса, потерей товарами качества, маркетинговой политикой (п. 3 ст. 40 НК). Поэтому на сегодняшний день причин всерьез опасаться налогового контроля цен у предприятий нет.

Владимир МЕЩЕРЯКОВ «Годовой отчет – 2004» (избранное)

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.