НДС заплатил директор

НДС заплатил директор

23.03.2004 распечатать

Из-за ссоры с партнерской фирмой и бухгалтерской ошибки бывший директор оказался на скамье подсудимых и заплатил крупную сумму налогов из своего кармана.

Припугнули...

Жилищную проблему родителей, приехавших из ближнего зарубежья, Егор Тимашко, генеральный директор уральского ОАО «СЖХТ», решил просто. Узнав о том, что давнему партнеру, ООО «Изида», предлагают в счет погашения долга квартиру, он вызвался ее выкупить.

Константин Слепнев, гендиректор ООО «Изида», не раз получал от Егора Кузьмича выгодные заказы и поэтому согласился подождать с оплатой квартиры. Но попросил гарантийное письмо.

Нужная бумага была тут же составлена. На всякий случай Тимашко поставил на ней печать не акционерного общества, а собственной фирмы с уставным капиталом в несколько тысяч рублей. В 1997 году квартиру передали его жене. Деньги же за нее отдавать никто не торопился.

В 2000 году Слепнев узнал о том, что квартира оформлена уже на отца Тимашко, успевшего получить на нее свидетельство о государственной регистрации права частной собственности. Это известие переполнило чашу терпения директора ООО «Изида», и он отправился искать защиты у прокурора.

В ходе предварительного следствия Тимашко возместил ООО «Изида» весь ущерб с учетом инфляции. Увы, это не спасло. Чтобы припугнуть должника, обиженный партнер написал заявление в налоговую полицию и поделился с оперативниками ценной информацией.

Дело в том, что ООО «Изида» выступало посредником по продаже грузовиков, тракторов и автокранов ОАО «СЖХТ». Слепнев рассказал полицейским, что, по его сведениям, акционерное общество скрывает выручку от проданной техники.

«Факты» оперативники проверяли вместе с налоговыми инспекторами. В результате обнаружили, что технику продавали не только через фирму Слепнева. Например, акционерное общество обменяло у фирмы «Темп» свой полностью самортизированный самосвал на несколько тонн химреагентов.

Увы, все основные средства, которые на самом деле уже давно продали, были списаны на счет 45 «Товары отгруженные». Реализация показана не была. Так называемые оборотные налоги (НДС, налог на реализацию транспортных средств и проч.) бухгалтер, естественно, не начислил.

Тройное обвинение

Суд рассматривал в совокупности все преступления Тимашко: получение квартиры «преступным путем – в результате хищения... и внедрение ее в легальный оборот» и умышленное уклонение от налогов. Все – в крупных размерах.

К началу следствия Егор Тимашко уже уволился из акционерного общества, однако ответственность за неуплату налогов в 1997–1998 годах по-прежнему была на нем. Доказать, что бухгалтерскую ошибку можно приравнять к умышленному уклонению от налогов, он помог сам. Прежде всего тем, что «частично признал вину» и возместил государству «ущерб в размере 20 тысяч рублей, причиненный уклонением от уплаты налогов».

Впоследствии ему пришлось заплатить еще 250 тысяч рублей налогов. Даже несмотря на то, что показания двух главбухов и главного механика акционерного общества свидетельствовали в пользу Тимашко.

Тайная реализация, которой не было

Лично принять решение о продаже техники Тимашко не мог в принципе. Как пояснил Алексей Ткачев, главный механик ОАО «СЖХТ», чтобы списать любое основное средство, даже «выработавшее моторесурс, необходимо получить разрешение управления треста» – вышестоящей организации акционерного общества.

Например, он отлично помнил, что разрешение на продажу самортизированного самосвала было получено. А в обмен на самосвал начальник снабжения разместила на складе химреактивы. Факт передачи химреактивов подтвердила и фирма-поставщик.

Однако в проверочном акте налоговые инспекторы не отразили входной НДС со стоимости химреактивов, они лишь доначислили налог от стоимости самосвала. Напиши главбух возражения к акту налоговой проверки – и от доначисленного по бартерной операции НДС не осталось бы и следа.

Передача транспорта ООО «Изида», по словам Ткачева, была оформлена актами. Но полицейские сделали особый акцент на следующем «признании» механика: «Мне никаких документов не оставляли. Представлялись ли какие-либо документы в бухгалтерию, я не знаю».

Но очевидно, что после того, как комиссия подписывает акты приемки-передачи основных средств, они неизменно попадают к главному бухгалтеру, хранителю печати предприятия. И поскольку акты с печатями у ООО «Изида» были, то предполагать, что Тимашко скрыл факт выбытия транспорта от бухгалтерии, нелогично.

К тому же и Елена Карасева, работавшая главбухом акционерного общества в 1997 году, объяснила списание основных средств в отгруженные товары так: «Я знала, что вся техника остается на хранение в ОАО “СЖХТ”, а найденные ООО “Изида” покупатели будут приезжать и забирать ее. До моего увольнения транспорт никому не отпускали».

Смена главбуха: концов не найдешь

Карасеву сменила Алевтина Комарова, которой тоже не было ничего известно о реализации основных средств. После нее главбухом стала Ольга Феоктистова, которая и составила годовой отчет за 1997 год.

По словам Ольги, она поинтересовалась «большой суммой, стоявшей на счете № 45». Исчерпывающую информацию ей удалось получить из первоисточника – от Елены Карасевой.

Покопавшись в документах и не обнаружив там копий накладных от ООО «Изида» на проданную технику, главбух успокоилась, и до налоговой проверки 2000 года остаток по счету 45 был неизменным.

Как стало известно от директора ООО «Изида», транспорт вывезли со склада ОАО «СЖХТ» и продали в 1998 году. Акционерное общество, его поставщики ООО «Темп» и ООО«Изида» подписали трехсторонний акт взаимозачета. В результате деньги за проданную технику фактически перечисляли в ООО «Темп» вместо оплаты за поставленное акционерному обществу сырье – химреактивы.

Этот факт также не был зарегистрирован в бухгалтерском учете. Видимо, о необходимости как минимум ежегодной сверки с контрагентами главбух не догадывалась.

Раздутый размер

Егор Тимашко сделал все, чтобы выглядеть в глазах судей махровым уклонистом и настроить их против себя. Он решил сделать упор на тот факт, что деньги за продажу техники на счет акционерного общества не поступали. Тимашко принялся убеждать судей в том, что не ведал ни о каких «отношениях» между его фирмой и ООО «Темп» и был уверен, что перевод долга означает всего лишь смену должника. Якобы деньги за проданную технику вместо ООО «Изида» должно было перечислить ООО «Темп». А поскольку этого не произошло, то и выручки никакой не было.

Такие заявления вызвали у судей лишь раздражение.

И в этой ситуации могли спасти возражения по акту налоговой проверки, в котором налоговики не указали входной НДС со стоимости химреактивов. Ведь основную часть «крупной суммы неуплаченных налогов» в деле Тимашко составил именно этот налог с «сокрытой выручки». «Забытый» налоговиками НДС практически сравнялся бы с доначисленным «крупным размером неуплаченных налогов». Основание для привлечения к уголовной ответственности исчезло бы само собой.

Однако в надежде на условный срок Егор Тимашко предпочел поскорее рассчитаться за квартиру и заплатить все налоги, которые указал прокурор в гражданском иске. Денег на грамотную защиту в суде у него просто не осталось.

После вынесения приговора семья Тимашко вновь воссоединилась в одной квартире (вторую пришлось продать). Егор, действительно получивший условные пять лет, лишь недавно перестал регулярно отмечаться в уголовно-исправительной инспекции. Если его поведение будет примерным еще год, судимость погасят.

Иван СОЛОВЬЕВ, начальник Управления судебно-правовой защиты ГПУ МВД

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...