Название фирмы — ее визитная карточка

Название фирмы — ее визитная карточка

17.04.2009 распечатать

В момент своего «рождения» любая фирма должна позаботиться о своем названии. Этот, казалось бы, несложный вопрос ставит многих предпринимателей в тупик. Понимая, что «как корабль назовешь, так он и поплывет», инвесторы ломают голову над оригинальным названием своего детища. О том, как упростить этот процесс и как не стать добычей охотников за брендами, читайте ниже.

Я узнаю ее из тысячи...

Итак, перед тем, как распахнуть двери своей компании для клиентов, необходимо дать ей яркое, запоминающееся название. Этого требуют не только законы бизнеса, но и Гражданский кодекс. В статье 54 ГК указано, что «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование». Причем оно должно быть оригинальным, выделяющим организацию из ряда других предприятий. Ведь количество компаний на рынке, которые производят похожую продукцию или оказывают одинаковые услуги, очень велико, и, чтобы избежать конфликтных ситуаций, они должны отличаться друг от друга. С того момента, как фирма официально зарегистрировалась, все права на ее название принадлежат только ей, и любое использование его другими лицами должно быть согласовано с руководством этой компании.

Фирменное название необходимо придумать заранее. Условно говоря, оно должно быть готово уже на стадии регистрации компании, когда подаются учредительные документы в регистрирующий орган. В Москве таким органом является Межрайонная ИФНС № 46. Специалист по регистрации фирм из компании «Интелис» Оксана Осипова рассказала, что указывается в документах в подобных случаях:

— В заявлении о регистрации фирмы по форме Р11001 можно указать полное фирменное наименование, в которое входят организационно-правовая форма предприятия и область деятельности, в которой оно собирается вести свой бизнес. Название также может быть сокращенным, включать в себя специальное наименование или фирменный знак, который можно зарегистрировать в качестве товарного. Зарегистрировать одновременно полную и сокращенную формы невозможно.

Например, полное фирменное название может быть таким: общество с ограниченной ответственностью «Вкусные оладьи», в сокращенном варианте оно выглядит как ООО «Вкусные оладьи», где словосочетание «Вкусные оладьи» является зарегистрированным товарным знаком под определенным номером.

Мнение потребителя

Социологи утверждают, что 11 процентов покупателей отказываются потреблять продукцию или услуги компании, если ее название вызывает у них отторжение. А между тем этот процент людей является десятой частью покупателей.

Два в одном

Бывают случаи, когда фирменное название компании становится добычей организаций, которые стремятся использовать в своих коммерческих целях уже известное и зарекомендовавшее себя имя (или бренд). Но нельзя также исключать и случайного совпадения. По словам юриста Алексея Степанова из юридического центра «Гера», в России очень трудно обвинить другую организацию за использование уже существующего имени:

— Подать иск в суд на компанию, которая взяла чужое название, возможно лишь в том случае, если у них абсолютно одинаковый вид деятельности. Если специфика бизнеса разнится, то разрешить спор между компаниями будет очень сложно. Например, оба предприятия специализируются на выпуске столов, но одно из них делает офисные столы, а другое — для дома. По словам юристов, на этом основании можно считать, что вид деятельности у организаций разный, следовательно, и нарушений нет. Правда, как признают специалисты, доказать плагиат все-таки можно, но делается это в индивидуальном порядке. Причиной эдакой неразберихи является отсутствие в России закона, который бы эту проблему разрешил. В этой связи юристы советуют бизнесменам при регистрации фирменного названия связывать его с товарным знаком, тогда защитить свой бренд будет проще.

Профессиональный подход

Если с юридической стороной вопроса о фирменном наименовании организации более-менее все ясно, то вот с выбором самого названия могут возникнуть затруднения. Специалисты, которые занимаются разработкой новых брендов и названий, возвели этот процесс в ранг искусства. Профессионалы рекомендуют выбирать то название, которое вызывало бы у людей положительные эмоции и соответствовало ценностям целевой аудитории, для которой это предприятие работает. Со своими клиентами лучше общаться на том языке, который им близок. В этом смысле лучше всех получается с названием у производителей детских товаров. В процессе создания имени многие компании обращаются за помощью к своим потенциальным клиентам, мнение которых может оказать решающее значение и повлиять на конечный результат.

Несмотря на большое число фирм с названиями, носящими имена и фамилии самих владельцев, специалисты считают, что это ненадежный способ. В основе их аргумента лежит мысль о том, что если владелец захочет продать свой бизнес, у него могут возникнуть трудности: вряд ли кто-то захочет приобрести фирму с чужим именем. Кроме этого, использование собственных имен не всегда целесообразно, потому как у людей то или иное имя может вызвать нехорошие воспоминания. Самый оптимальный вариант — использовать инициалы или комбинацию из двух имен.

Впрочем, упростить этот процесс можно в том случае, если владелец планирует отразить в названии компании род ее деятельности. Правда, есть одно но: имя не должно представлять собой нагромождение разных слов, объединенных в одно целое. Российские бизнесмены этим нередко грешат, придумывая заковыристые названия типа «Металлобетонпроект». Понятно, что таким названием вряд ли можно обозвать химчистку или ресторан, но тем не менее этих пережитков прошлого предостаточно и спутать клиенту одно с другим ничего не стоит. Название должно быть ярким, легко запоминающимся и отражать вид деятельности. Тогда фирма сможет дистанцироваться от своих конкурентов. Как отмечает копирайтер Маргарита Васильева, верхом творческой выдумки являются названия, содержащие в себе каламбуры или рифмы: «Жар-пицца» — пиццерия, «Рыжий чуб, пивной клуб» (www.allmedia.ru).

Придумать подобные названия не так-то просто. Однако те фирмы, которые смогли отыскать уникальное название, вошли в сознание многих людей как единственные в своем роде. В мире брендов таких названий немало, и они совершенно точно ассоциируются со своим предназначением. Например, о поисковой системе Яндекс знает любой житель России, который сразу скажет, что эта система помогает работать в интернете.

К большому сожалению, многие названия на русском языке не имеют того успеха, который удается приобрести иностранным наименованиям. Поэтому большинство фирм стремится к англоязычной форме. Однако здесь следует учесть следующий момент. Выбирая иностранное название, необходимо осведомиться о его значениях, которые не всегда бывают близки по смыслу. Будьте аккуратны, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Название по правилам

Прежде чем подойти к вопросу о создании имени для компании, следует знать следующие правила. Название должно:

  • Вызывать ассоциацию с деятельностью предприятия.
  • Отличаться от названий конкурентов.
  • Оставаться надолго в памяти людей.
  • Легко писаться и произноситься.
  • Вызывать положительные эмоции.
  • Длинные названия, как правило, раздражают людей, потому что их написание требует дольше времени.
  • Слишком короткие названия могут не выразить суть деятельности фирмы.
  • Лучше, чтобы название было выразительным.
  • Избегать в названии двусмысленности.

Артем Жук-Жученко

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.