Налоговый на основе бухгалтерского

Налоговый на основе бухгалтерского

10.11.2006 распечатать

«Ведя два учета – налоговый и бухгалтерский - на основе одного, можно существенно сократить количество документов, которые бухгалтеру приходится составлять. Главное – правильно извлечь данные», – рассказывает Эльвира МИТЮКОВА, руководитель отдела методологии и развития консалтинговой компании «Косов и партнеры».

Oдин из участников популярного бухгалтерского форума высказал утверждение, что бухгалтерский учет избыточен по отношению к налоговому. Действительно, Налоговый кодекс скорее ограничивает, чем расширяет перечень затрат, которые учитывают при расчете налога на прибыль. Так что данных бухучета с лихвой хватает на два учета сразу. Жестких стандартов и правил к порядку организации налогового учета не существует. А значит, ничто не мешает построить его на основе бухгалтерского. Как показывает практика, если эта система хорошо налажена, то бухгалтер одновременно ведет сразу два учета. Это экономит время и силы. Ведь в противном случае придется организовать независимую систему налогового учета. И одновременно записывать одну и ту же хозяйственную операцию в двух учетах – бухгалтерском и налоговом.

Если вы решили организовать налоговый учет на основе бухгалтерских регистров, то сначала нужно четко определить: в чем два учета совпадают, а в чем их различие. Затем по возможности сблизить учетную политику, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Можно, например, синхронизировать перечень прямых и косвенных затрат, выбрать одинаковый «стоимостной критерий» отнесения к основным средствам, установить один и тот же способ начисления амортизации основных средств и НМА, идентичный способ списания МПЗ в производство и так далее.

В тех случаях, когда порядок отражения операций в обоих учетах совпадает, бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета.

Пример.

ООО Ромашка пробрело основное средство стоимостью – 18 000 руб. Срок полезного использования в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1) – 4 года. В налоговом учете основное средство относят к третьей амортизационной группе (п. 3 ст. 258 НК). Дополнительных расходов на доставку и наладку нет. В учетной политике фирмы для целей бухучета закреплено, что имущество подходящее под требования пункта 4 ПБУ 6/01, но стоимостью менее 10 000 руб. включают в состав МПЗ. Способ амортизации в налоговом и бухгалтерском учете – линейный.

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете основное средство относят к амортизируемому имуществу. Первоначальная стоимость основного средства в обоих учетах равна. Значит, для учета первоначальной стоимости основного средства в бухгалтерском и налоговом учетах можно вести только «Инвентарную карточку учета объекта основных средств» (форма № ОС-6, утв. постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7).

Обратите внимание: регистры бухгалтерского учета можно дополнить недостающими реквизитами, если каких-либо данных для расчета налога на прибыль не хватает (ст. 313 НК).

Учтем различия

Однако синхронизировать два учета не всегда возможно. Например, в бухгалтерском учете стоимость МПЗ может быть сформирована с учетом суммовых разниц (п. 6 ПБУ 5/01). В налоговом же учете, суммовые разницы включают в состав внереализационных доходов или расходов (п. 11.1 ст. 250 НК, подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК). Так что, как ни составляй учетную политику – все равно будут различия. Чтобы их скорректировать, составляют специальные расчеты. Рассмотрим ситуацию с корректировкой на примере.

Пример.

Общая сумма операционных и внереализационных расходов фирмы за 9 месяцев 2006 года составила – 50 000 руб. Фирма в бухгалтерском учете проценты по полученному кредиту в размере 3000 руб. учла в составе операционных расходов. Хотя при расчете налога на прибыль можно включить в затраты только 2000 руб. В этом случае возникает постоянная налогооблагаемая разница. И организация должна отразить на счетах бухучета постоянное налоговое обязательство (ПБУ 18/02). Затем в конце отчетного периода при формировании налоговых регистров скорректировать обороты по счету 91 «Прочие доходы и расходы». Для этого можно составить такой расчет:

Налогоплательщик: ООО «Ромашка»
ИНН/КПП: 7788999999/778801001
Период с 01.01.2006г. по 30.09.2006г.

Расчет № 11
Корректировка прочих расходов для целей налогообложения
за 9 месяцев 2006 г.

Общая сумма операционных и внереализационных расходов (по данным счета 91):

50 000 руб.

в т. ч.

...

Сумма операционных и внереализационных расходов уменьшается на:

1000 руб.

в т. ч.

– проценты по кредиту сверх норматива 1000 руб.

Сумма операционных и внереализационных расходов увеличивается на:

в т. ч.

...

Итого внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли:

49 000 руб.

Ответственный за составление Иванова / Иванова Л.С./

Гл. бухгалтер Петрова /Петрова М.А./

Дата составления 02.10.2006 г.

Обратите внимание, если корректировки внереализационных доходов для целей налогообложения не требуется, то регистром налогового учета будет карточка счета 91. Если же корректировка необходима, то регистрами будут – карточка счета 91 и корректировочный расчет.

В некоторых случаях только одного расчета для корректировки информации недостаточно. Например, если фирма продала имущественные права, то в бухгалтерском учете выручку от их продажи включают в состав операционных доходов (п. 7 ПБУ 9/99). А в налоговом – в состав доходов от реализации (ст. 249 НК). В этой ситуации для целей налогового учета придется провести корректировку выручки (сч. 90) и прочих доходов и расходов (сч. 91).

Не торопитесь менять

Как показывает практика, в учетной политике многих фирм записано, что налоговый учет они ведут на основе бухгалтерских регистров. Однако порой бухгалтеры не используют эту возможность в полной мере. И если бухгалтер однажды запутался во время корректировки, то он спешит начать вести «налоговый учет», например, с помощью расчетов в Excel. После чего начинает думать, что ведет отдельно бухгалтерский и отдельно налоговый учеты. И спешит закрепить это нововведение в учетной политике. Однако, как показывает практика, несколько таблиц с цифрами – понятных самому бухгалтеру – как правило мало похожи на самостоятельную систему налогового учета. И они скорее соответствуют именно корректировочным расчетам. Поэтому, прежде чем вносить изменения в учетную политику, нужно провести хотя бы визуальный экспресс-анализ. Для этого внимательно посмотрите на свои расчетные таблицы. Определить какие из них соответствуют регистрам бухгалтерского учета, какие регистрам налогового, а какие – корректировочным расчетам. Затем подсчитайте, какого типа таблиц больше. Если больше регистров бухгалтерского учета и корректировочных расчетов, то учетную политику лучше не менять. А постараться остальные таблицы налогового учета свести либо к регистрам бухгалтерского учета, либо к корректировочным расчетам. Если же большинство регистров у вас налоговые, то можно два учета разделить. Однако не забудьте в этом случае составлять все необходимые налоговые регистры. Чтобы система налогового учета была независима от бухгалтерского.

Цена вопроса

Сближая учеты, помните, что это может быть невыгодно с точки зрения налогообложения. Например, закрепляя в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета линейный метод амортизации, фирма тем самым в бухгалтерском учете уменьшает сумму амортизации (по сравнению с другими методами) и увеличивает налоговую базу по налогу на имущество.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...