Налоговики против однодневок

Налоговики против однодневок

24.05.2006 распечатать

Разнообразные списки, регламенты по борьбе, проекты поправок в закон о регистрации... Чего только не готовы предпринять чиновники, чтобы «поймать и обезвредить» фирмы-однодневки. В такой ситуации и честные предприниматели могут попасть под горячую руку. Ведь, как известно, лес рубят – щепки летят.

С начала года налоговики развернули нешуточную кампанию по борьбе с фирмами-однодневками, фирмами-кварталами, фирмами-помойками – все это названия одного и того же явления.

«Ежедневно регистрируются около двух тысяч фирм. Около половины из них создаются для участия в схемах уклонения от налогообложения», – заявил в Госдуме глава ФНС Анатолий Сердюков.

Фактически очень многие компании пользуются услугами подобных фирм. Кто-то для обналичивания, кто-то, наоборот, для получения безналичных средств, кто-то для выплаты зарплаты «в конвертах» и дивидендов собственникам. Все подобные операции объединяет одно: минимальные платежи в бюджет по налогу на прибыль, НДС и зарплатным налогам.

Однодневки используются для формирования фиктивных затрат. Например, торговые компании заключают с ними «левые» договоры на поставку товара или оказание каких-либо услуг. В результате входящие затраты оказываются значительно выше, чем на самом деле, и фирма экономит и на налоге на прибыль, и на НДС. Однодневки могут быть и покупателями. В этом случае они заменяют реальных клиентов. Например, если те не хотят официально оформлять сделку, а выручку фирме-продавцу надо обязательно показать.

Безусловно, работая с липовыми фирмами, компании сильно рискуют. И это не только налоговые и денежные риски, но и правовые. Компания, даже однажды воспользовавшись услугами однодневки, может попасться, например, при встречной проверке. Однако, к сожалению, далеко не все фирмы смогут удержаться на плаву, если откажутся от «серых» схем.

«Где бы я ни работала, вопрос – рисковать или нет, пользуясь однодневками, всегда решался положительно. Откуда малому и среднему бизнесу взять средства, чтобы разрабатывать дорогостоящие схемы оптимизации? А иначе не выживешь. Будешь платить налогов больше, чем конкуренты, разоришься», – честно призналась Анна, бухгалтер одной из небольших московских компаний.

Фирмы-помойки могут быть созданы для проведения одной операции и просуществовать совсем недолго, а могут работать и несколько месяцев, а иногда и лет. Например, до первой проверки налоговиками.

Активизировав борьбу с незаконными схемами ухода от налогов, чиновники в первую очередь попытались сформулировать признаки, которые могут, по их мнению, указывать на однодневку. Только почему-то в результате деловая репутация многих настоящих работающих фирм оказалась под угрозой.

Где эта улица...

В прессе и в интернете вовсю обсуждается инициатива московских налоговиков. В соответствии с Регламентом по борьбе с фирмами-однодневками они начали создавать информационные базы данных. Сейчас таких баз две. Одна с адресами «массовой регистрации» (в нее вошли более восьми тысяч адресов), то есть мест, где зарегистрировано больше десяти организаций сразу. Другая – с фамилиями, которые повторяются среди учредителей и руководства более чем десяти компаний и, следовательно, по мнению чиновников, являются подставными лицами.

«Откуда чиновники взяли цифру 10, непонятно. А если компания зарегистрирована в офисном здании в 15 этажей и там море фирм? “Массовый” и “липовый” – это же совсем разные понятия», – недоумевают предприниматели.

Какие проблемы могут возникнуть у фирмы, если ее адрес всегда был нормальным, а теперь вдруг оказался «массовым»? ФНС предлагает «приостанавливать правоспособность» фирм, которые не находятся по адресу, заявленному в регистрационных документах компании. «Такая мера входит в комплекс предложений по борьбе с фирмами-однодневками. Порядок ее применения очень жестко регламентируется проектом законодательного акта», – сообщил Сергей Дуканов, начальник Управления государственной регистрации юридических и физических лиц ФНС.

Сначала фирму, которая находится не по адресу регистрации, предупредят и предложат адрес изменить. На это ей дадут месяц. Если по истечении этого срока фирма по-прежнему будет находиться по тому же адресу или не внесет изменений в документы, ей придется заплатить в бюджет штраф в размере пяти тысяч рублей.

Только в том случае, если компания ничего исправлять не будет или налоговики вообще не смогут найти фирму и с ней связаться, предлагается работу организации приостанавливать. Это значит – никаких сделок и расчетов с клиентами. Но, конечно, платить налоги, зарплату и «исполнять обязательства, возникающие вследствие причинения вреда для жизни и здоровья граждан», – можно.

«Меры, предлагаемые налоговиками, вероятно, помогут в конце концов отловить какие-то из однодневок, – замечает Александр, директор сети московских магазинов, – но прежде всего такие действия инспекторов обернутся большими проблемами для значительной части малого и среднего бизнеса».

Одно то, что адрес компании совпал со «списочным», вовсе не доказывает, что он фиктивный. Если у компании есть договор аренды или документ о собственности на помещение, то вопросов у проверяющих возникнуть не должно. Однако многие действующие и реально работающие компании вынуждены были в свое время регистрироваться по «левым» адресам. Дело в том, что у фирмы не всегда есть собственное помещение. А арендодатели зачастую не приветствуют регистрацию компании на свой адрес. Множество юридических компаний предлагали «услуги по предоставлению юридического адреса».

Компании, которая зарабатывает на регистрации, по большому счету все равно, где «прописывать» организацию Поэтому нередко один и тот же адрес получало несколько фирм.

Вот и покупали фирмы адреса «массовой регистрации» – не было у них другой возможности. Но никакими однодневками они при этом не становились.

«Около 80 процентов действующих сегодня в России коммерческих организаций расположены не по месту юридической регистрации», – говорит Алексей Абрамов, заместитель руководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России».

То, что фирма зарегистрирована по одному адресу, а работает по другому, налоговиков раньше не особо беспокоило. В ходу были понятия: «юридический» и «фактический» адрес. Однако законодательством определен только адрес «местонахождения постоянно действующего исполнительного органа» (п. 2, 3 ст. 54 ГК), именно он и должен быть указан в учредительных документах. Так что та кампания, которая сейчас разворачивается вокруг адресов, – это не новые «выдумки» налоговиков.

Если по указанному в учредительных документах адресу фирмы действительно нет, то возможны проблемы. Налоговики могут расценить эту ситуацию как «непредставление или представление неверных сведений». Ведь фирмы обязаны сообщать в инспекцию об изменении адреса постоянного действующего исполнительного органа в течение трех дней (п. 5 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Иначе налоговики могут потребовать заплатить штраф в размере пяти тысяч рублей (часть 3 ст. 14.25 КоАП).

Если же чиновникам удастся доказать, что неправильный адрес – это «заведомо ложные сведения», то неприятностей не избежать. Конечно, налоговикам придется в суде обосновывать свое предположение о том, что фирма не только не находилась по адресу регистрации, но и не собиралась там работать. А руководство специально сообщило неверные данные. В этой ситуации директора могут оштрафовать на пять тысяч рублей или вообще дисквалифицировать на срок до трех лет (часть 4 ст. 14.25 КоАП). Об этом налоговики подробно рассказали в своем письме от 13 сентября 2005 г. № ЧД-6-09/761@.

Более того, фирма, зарегистрированная по заведомо ложной информации, может быть обвинена в незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК). А это значит, что все ее доходы были заработаны незаконно. Под доходом в данной ситуации подразумевают выручку от продажи товаров (работ, услуг) без вычета произведенных расходов (п. 12 постановления Пленума ВС от 18 ноября 2004 г. № 23). Если был получен доход или «нанесен ущерб гражданам, организациям или государству» в крупном или особо крупном размере, то предпринимателю грозит штраф до 300 тысяч рублей и 500 тысяч рублей соответственно. Предусмотрены и более жесткие меры, вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет. Под крупным размером в этой статье Уголовного кодекса понимают сумму, превышающую 250 тысяч рублей, под особо крупным – один миллион рублей (приложение к ст. 169 УК).

«Говорят, что директоров некоторых компаний уже вызывали в налоговую, – рассказала Анна. – Пока только для подтверждения зарегистрированного адреса местонахождения фирмы. Им предложили сменить адрес на настоящий, да еще штраф заплатить в пять тысяч рублей».

«Я считаю, что если у вашей фирмы могут возникнуть проблемы с адресом местонахождения, то не стоит ждать санкций. Сами внесите изменения в учредительные документы, – советует Ольга Попова, ведущий юрист консалтинговой компании. – Налоговиков понять можно, они просто хотят иметь возможность найти предприятие по адресу, указанному в регистрационных документах».

«Внесение изменений в регистрационные документы приведет к большой административной нагрузке, – считает Александр, – особенно на малый бизнес. Там юрист в штате – редкость. Значит, заниматься перерегистрацией придется либо директору, либо бухгалтеру. А если офис придется менять, например, каждый месяц? То и изменения, что ли, вносить постоянно? И налоговые все время менять? А когда же тогда работать?»

Осторожно: баланс «нулевой»

Бывает так, что деятельность фирмы на время замораживается, а ликвидировать организацию собственник не хочет. Особенно часто это случается в малом бизнесе. Порой же фирму регистрируют, но начинать работу не спешат. И в том и в другом случае финансово-хозяйственная деятельность не ведется. И в налоговую бухгалтер несет так называемый «нулевой» баланс. Раньше он никого никогда не удивлял. Даже очередь зачастую отдельную инспекторы организовывали, чтобы «нулевиков» побыстрее принять. И вот теперь регламент, созданный налоговиками Москвы для борьбы с фирмами-однодневками, предписывает инспекторам внимательнее относиться к «нулевым» балансам.

Чиновник, столкнувшись с «пустой» отчетностью, должен направить запрос в банк, где у фирмы открыт счет, и выяснить, действительно ли нет движения денег. Следующим шагом налоговиков может стать камеральная проверка. «Я веду учет сразу в нескольких небольших фирмах, – рассказала Оксана, – четыре из которых деятельность пока не ведут. За них мне копейки платят, правда, и работы немного. Второй год сдаю “нулевые” балансы. Вопросов особых у проверяющих не возникало, такой баланс не может быть с ошибками. И вот, пожалуйста, назначают камералку. А что там проверять, только время свое и мое тратить будут».

Так что пока чиновники борются с однодневками, «нулевки» стали делом хлопотным.

Владельцы «обналичек» спокойны

Владимир (имя изменено), «профессиональный» обнальщик: «Пока однодневки выгодны бизнесу, их будут создавать, несмотря на все запреты, ограничения и старания чиновников. “Профессионалы” нашего бизнеса умеют делать это так, что не придерешься. Хотя, конечно же, среди владельцев “серых” компаний есть и новички. Их-то скорее всего и “зацепят”. Я же за свой бизнес спокоен. Во-первых, у меня есть связи в налоговой. А те фирмы, которые попали в “черные” списки, я могу и перерегистрировать. Сейчас, кстати, уже можно купить адрес, которого нет в списке налоговиков».

Армен (имя изменено), владелец нескольких «обнальных» фирм: «Стараниями налоговиков с их мерами борьбы только возрастет стоимость услуг обналичивающих компаний. Если еще год назад мы брали 1–2 процента, то сейчас ниже 5 процентов вы не найдете. В результате увеличится себестоимость конечного продукта и, как обычно, пострадает потребитель».

Налоговики хотят останавливать работу фирм

«В настоящее время налоговые инспекторы не имеют права самостоятельно приостанавливать деятельность компаний, – говорит Иван Чемичев, ведущий юрист “Налоговой компании «Патера»”. – Вынести решение о приостановке правоспособности фирмы сейчас может только суд».

«Однако в скором времени законодатели могут предоставить налоговикам такие полномочия, – говорит Артем Евсеев, заместитель директора по правовым вопросам ООО “КУЗЬМИНЫХ и ПАРТНЕРЫ”. – Пункт 2 статьи 49 Гражданского кодекса разрешает ограничивать фирму в правах в случаях, предусмотренных законом. А разъяснения Сергея Дуканова, начальника управления государственной регистрации юридических и физических лиц ФНС, указывают на то, что ФНС готовит соответствующие поправки в законодательство.

Вводя такие изменения, законодатели должны разобраться, не противоречат ли они Конституции. А в ней сказано, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 3 ст. 55 Конституции).

Налоговая служба считает работу компаний, отсутствующих по местам регистрации, незаконной, – продолжает Артем Евсеев. – И на это у нее есть основания. В пункте 2 статьи 54 Гражданского кодекса четко сказано, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Более того, по мнению ФНС, из-за неподконтрольности работы таких компаний у государства возникает угроза недополучить налоги. Ведь получается, что трудно или даже невозможно провести выездную проверку или как-нибудь еще проконтролировать их деятельность. Учитывая эти обстоятельства, по моему мнению, нельзя говорить о том, что такая мера, как приостановка правоспособности фирмы до приведения ее деятельности в соответствие с законом, будет являться неконституционной или чрезмерной».

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.