Налог на прибыль. Последние разъяснения Минфина России - Бухгалтерия.ru

Налог на прибыль. Последние разъяснения Минфина России

вчера в 08:56 распечатать

В ходе хозяйственной деятельности бизнес непрерывно тратит средства на оплату тех или иных товаров, услуг или работ. Некоторые из них можно учесть в базе налога на прибыль, другие – нет. Мы изучили последние письма Минфина России по вопросу учета затрат при расчете налога на прибыль.

Учет расходов, связанных с оплатой услуг самозанятого

Письмо Минфина России от 04.04.2025 № 03-11-06/33357

В письме от 04.04.2025 № 03-11-06/33357 финансовое ведомство рассмотрело вопрос о порядке документального подтверждения сделки с плательщиком налога на профессиональный доход в целях расчета налога на прибыль.

Отвечая на вопрос, Минфин России напомнил, что, с одной стороны, налоговое законодательство в части документального подтверждения расходов в целях расчета налога на прибыль не закрепляет точного списка документов, которым можно подтвердить факт расходов. С другой стороны, в Минфине напомнили, что «для налогоплательщиков налога на прибыль организаций в отношении расчетов с определенными контрагентами предусмотрен особый порядок документального подтверждения, <…> в целях документального подтверждения расходов необходимо соблюдать этот порядок».

Говоря о сделках с плательщиками НПД, нужно помнить, что согласно части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» бизнес не может при расчете налоговой базы учесть те средства, которые были перечислены самозанятому, но по которым последний не представил чек.

Таким образом, чтобы компании учесть расходы, произведенные в счет оплаты договора с самозанятым, у бизнеса должен быть чек, сформированный плательщиком налога на профессиональный доход после получения им средств от предприятия.

Читайте также: «Обзор. Споры ФНС России и компаний по сделкам с самозанятыми»

Учет вознаграждения работнику, уходящему на пенсию

Письмо Минфина России от 27.03.2025 № 03-03-07/30420

Рассмотрим следующую ситуацию: сотрудник предприятия выходит на пенсию, компания решает выплатить ему вознаграждение. Может ли впоследствии организация учесть данную выплату при расчете налога на прибыль?

Нет, не может, сообщил Минфин России в письме от 27.03.2025 № 03-03-07/30420. Объяснение следующее: согласно положениям налогового законодательства к расходам предприятия относятся такие траты, которые были совершены налогоплательщиком для осуществления собственной деятельности, которая направлена на получение дохода, данное правило закреплено статьей 252 НК РФ. К выплате вознаграждения работнику названное положение применить нельзя.

Дополнительно финансовое ведомство уточнило, что согласно статье 270 Налогового кодекса при расчете «прибыльной» базы нельзя учесть затраты компании в виде надбавок к пенсиям, а также единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда.

Из сказанного следует, что если компания выплачивает средства сотруднику, который покидает предприятие в связи с выходом на пенсию, принять к учету средства бизнес не может.

Читайте также: «Налогообложение материальной помощи. Что нужно знать?»

Учет в «прибыльной базе» испорченных запасов

Письмо Минфина России от 14.03.2025 № 03-03-06/1/25700

Рассмотрим следующий документ финансового ведомства – письмо от 14.03.2025 № 03-03-06/1/25700, в котором Минфин России дал ответ на вопрос, можно ли учесть при расчете налога на прибыль стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и другого имущества в связи с чрезвычайными ситуациями.

Короткий ответ – да, можно! Минфин России напомнил, что согласно главе 25 НК РФ компания может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных ею трат (исключение: список расходов, указанный в ст. 270 НК РФ). Затрами признаются обоснованные и документально подтвержденные расходы, которые были произведены компанией, как отмечалось ранее, для выполнения своей деятельности, которая направлена на получение дохода.

Далее в министерстве напомнили о внереализационных расходах. К ним присисляют потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧП. «К таким потерям, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации», – отметили в Минфине России.

Учет содержания служебной квартиры

Письмо Минфина России от 13.03.2025 № 03-03-06/1/24826

Следующий возможный вид расходов компании – содержание служебной квартиры, которая используется для проживания сотрудников. Финансовое ведомство напомнило о статье 275.1 НК РФ. В указанной норме перечисляются обслуживающие производства и хозяйства. К таковым причисляют:

  • подсобное хозяйство;
  • объекты жилищно-коммунального хозяйства;
  • объекты социально-культурной сферы;
  • учебно-курсовые комбинаты и другие аналогичные хозяйства, производства и службы.

Далее в комментируемом письме Минфин России отметил, что жилой фонд относится к жилищно-коммунальному хозяйству.

На этом основании в ведомстве заключили, что служебную квартиру, которая используется для проживания работников предприятия, можно отнести к обслуживающим производствам и хозяйствам. А значит, «расходы на содержание такой квартиры могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, исчисляемой в соответствии с положениями статьи 275.1 (Налогового) кодекса», – отметили в Минфине России.

Читайте также: «Когда нужно платить НДФЛ с аренды жилья для сотрудника?»

Учет расходов, связанных с простоем

Письмо Минфина России от 12.02.2025 № 03-03-06/1/12403

Рассматривая вопрос учета расходов, полученных в период простоя компании, в финансовом ведомстве напомнили, что согласно главе 25 НК РФ компания может уменьшить доходы на сумму понесенных бизнесом затрат. Одновременно с этим, отметили в Минфине России, названная глава Налогового кодекса не ставит порядок признания расходов в зависимость от доходов предприятия.

Бизнес вправе учесть понесенные им расходы как в периоде, когда доходы были, так и за периоды, когда таковых у предприятия не имелось. При этом важно, чтобы деятельность компании была направлена именно на получение доходов.

Далее Минфин России напомнил, что к внереализационным расходам относятся траты, полученные от простоев по внутрипроизводственным причинам, а также «не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам». Соответствующие положения закреплены подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

Таким образом, если компания в период введения режима чрезвычайной ситуации перешла в режим простоя, то расходы, которые бизнес понес в связи с приостановкой деятельности, предприятие может отразить как внереализационные расходы.

Читайте также: «Простой. Должны ли сотрудники оставаться на территории фирмы?»

Читайте в полной версии статьи на сайте журнала «Практическая бухгалтерия»:

В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...