Надбавка к зарплате "в обход начальства"

Надбавка к зарплате "в обход начальства"

11.04.2011 распечатать

Как бы бухгалтер ни «горел» на работе, пытаясь доказать начальству, что он достоин подъема зарплаты, последнее слово все равно останется за руководителем. И «упразднить» эту «инстанцию» нельзя.Как этот вопрос иногда решают для себя нечестные на руку специалисты учета, рассказывает Анна Мишина.

Подруги-коллеги

«Верно говорят, что не бывает в жизни совершенства. Если б сама не проявила находчивость, так копейки бы и считала!» – этой фразой Наталья Красова, бухгалтер компании «Деловые зарисовки», занимающейся производством вывесок и наружной рекламы, закончила разговор с подругой и коллегой по цеху Верой Вовченко.

Что греха таить – в последнее время беседы женщин сводились именно к этим невеселым выводам. А ведь как хорошо все начиналось… Наталья уже несколько лет работала на предприятии, когда в бухгалтерию на стажировку пришла Вера, только что получившая второе высшее образование по специальности «Бухгалтерский учет и аудит». Вместе постигали на практике сложные моменты начисления зарплат и пособий, изучали используемую в компании программу для расчета зарплат, тренировались, составляя электронный реестр для банка, засиживались вдвоем после окончания рабочего дня, чтобы разобрать и «разрулить» ту или иную «накладку»... Со временем общение женщин перешло из ранга сугубо рабочих в ранг дружеско-доверительных.

От старшей коллеги Вера узнала, что генеральный директор их предприятия занимается в основном вопросами продвижения продукции компании на рынке, переговорами с крупными или постоянными клиентами, а также разного рода «крупными проектами». А так называемые «внутренние дела фирмы, такие, как, например, зарплата и другие «трудовые моменты», дотошно контролируют сами собственники бизнеса. Директор лишь «подписывает» их волю. И все бы ничего, если бы характерными чертами одного из них, имеющего большую долю в предприятии, не были бы откровенная жадность и склонность к «бросанию слов на ветер», которые ярче всего проявлялись при принятии решения о повышении зарплаты сотрудникам.

Вера слушала коллегу, возмущенно качала головой, но «на себя» описываемую Наталией проблему не примеряла. Она считала, что «дыма без огня не бывает», и, скорее всего, и Наталья, и другие сотрудники, по отношению к которым жадничают учредители, наверное, сами в чем-то виноваты. Не проявляли достаточного рвения, не стремились развиваться на своем рабочем месте... поэтому и с повышением зарплаты пришлось повременить.

«Фирменная» проблема

Окончив стажировку, Вера решила попросить о том, чтобы вернуться в компанию уже в качестве полноценного бухгалтера. Но явившись на «контрольное собеседование», неожиданно получила встречное предложение. Оказывается, собственники «Зарисовок» в самое ближайшее время собирались создавать дочернюю компанию «ТеРек», в задачу которых будут входить самостоятельные поставки оборудования, комплектующих и расходных материалов для рынка наружной рекламы. Соответственно, в новоиспеченную фирму тоже требовались бухгалтеры. Главный бухгалтер, которая до настоящего момента была одним из заместителей главбуха головного предприятия, подтвердила, что работа Веры во время стажировки ее полностью устраивала, и она не имеет ничего против того, чтобы взять молодого специалиста в свой отдел для выполнения тех же обязанностей, что и в «материнской» компании.

Проработав на предприятии полтора года, Вера все чаще стала вспоминать слова Натальи про проблемы с повышением зарплаты. Однако теперь она на опыте убедилась: вины работников не было и нет в том, что слова и обещания хозяев фирмы расходятся с делами. Ее уверенность в том, что хорошо себя зарекомендовав, она обязательно получит желаемую зарплату и стабильное ее повышение, таяла с каждым разом, как только она подписывала приказ и «повышающее» дополнение к трудовому договору с неприлично мизерными, а иногда – «чисто символическими» суммами. Ситуация, так раздражавшая сотрудников головного предприятия, перекинулась и в дочернюю компанию.

Проявление находчивости

Как известно, надежда умирает последней. Вера , вобщем-то, отдавала себе отчет, что ситуация с повышением зарплаты, скорее всего, не изменится: судя по опыту давно работающих здесь людей и по ее личным наблюдениям, заработок если и будет повышаться, то на крошечные, незначащие суммы. И самое обиднее состояло в том, что Вовченко чувствовала себя абсолютно беспомощной. Раньше она считала, что ее жалование (и его прирост) зависит только от нее – ее усердия, квалификации, стремления работать на благо компании. Любой, даже самый жадный начальник, по ее мнению, должен был это заметить и оценить. А теперь Вера стала сознавать, что даже если она прыгнет выше головы и достанет луну с неба, руководство, скорее всего, не обратит на это никакого внимания. Вернее, внимание-то, возможно, оно и обратит, и даже похвалит при всех, и про премию во всеуслышание поговорит, но дальше этого дело, как всегда, не пойдет.

Надбавка к зарплатеВот тут-то Вере и вспомнился разговор с Натальей Красовой. И даже не столько разговор, сколько странная оговорка коллеги о проявлении находчивости. Тогда она решила, что коллега имеет в виду какое-нибудь креативное предложение, позволившее заметно оптимизировать работы бухгалтерии, или виртуозный выход из проблемной ситуации, которые начальство оценило по отдельной (например, бонусной) шкале. Но, составляя очередной электронный реестр зарплат для банка, Вера неожиданно для себя самой вдруг подумала: «А что, если Наталья проявляла не ту находчивость, которая помогает оптимизировать бизнес, а ту, что по-простому называется махинациями?» Но если это допустить, то получается, что ее наставница изначально пыталась ей завуалированно объяснить, что получать здесь приличные деньги можно только незаконным способом?

К такому повороту дела Вера была не готова. Она была готова проявлять на работе смекалку и находчивость, но не с преступной же целью! «Не может быть, чтоб Наталья с самого начала намекала на возможность получения денег таким способом!» ­- заверила себя Вовенко, но все-таки решила вызвать сослуживицу на разговор.

Делай, как я !

Беседа с Красовой подтвердила наихудшие Верины догадки. Оказывается, Наталья на протяжении уже довольно долгого времени действительно незаконно включала в «зарплатные» реестры и реестры отпускных фамилии умерших пенсионеров предприятия, а также членов их семей. Напротив фамилий «мертвых душ» она указывала номер своей банковской карты, а потом по мере необходимости их снимала. «В последний раз вот сыну помогла кредит закрыть – теперь на собственной новой машине ездит! » – похвасталась Красова. Наталья рассказывала о своих махинациях легко и непринужденно, всем своим видом демонстрируя, что не боится разоблачения и не волнуется о том, что совершает нечто незаконное. И, окончив перечисление всех благ, которые она получила благодаря «левым» деньгам, Красова подытожила: «Если б жила, как говорили в знаменитой комедии, на одну зарплату, и половины того, что имею, не смогла бы себе позволить!»

Вера была в растерянности. С одной стороны, мысль о нарушении закона и о том, что за этим может последовать, пугала. С другой – ситуация с более чем скромной зарплатой, сдобренная столь регулярными, сколь и голословными обещаниями ее повышения, уже давно и откровенно злила и подталкивала решить вопрос каким-нибудь унизительным для компании и ее хозяев способом. И, вспомнив «читающуюся между строк» уверенность Натальи в том, что «дополнительный заработок» не так опасен, как кажется на первый взгляд, Вера решилась на эксперимент. В первом же реестре она несколько увеличила зарплату одного из сотрудников, «направив» разницу на свой счет. Никто ничего не заметил... На следующий раз Вовченко увеличила суммы уже у нескольких сотрудников. И снова все прошло гладко. «А почему бы и нет? – решила тогда Вера, – ведь если что, я могу в любую минуту все это прекратить!» Такая мысль ее окончательно успокоила.

Через некоторое время бухгалтер уже регулярно завышала цифры, которыми измерялись оклады к начислению, хотя на счета сотрудников попадали суммы, озвученные им в качестве окладов, а излишки бухгалтер отправляла на свой счет. И чем дальше, тем отчетливее Вера сознавала, что ее поступки не вызывают у нее никаких чувств, кроме удовлетворения.

Новая метла по-новому и метет

Спустя некоторое время учредители «Деловых зарисовок» и «ТеРека» решили продать свой бизнес, а новые хозяева, в свою очередь, сменили все руководство. Оба директора в финансовых вопросах сразу проявили себя хорошо осведомленными, внимательными, скрупулезными и даже дотошными специалистами. Кроме всего прочего, начальники пожелали вникнуть и в вопросы, касающиеся заработной платы работников. Люди, отвыкшие за последние годы от внимания «верхушки» к столь важному для них вопросу, заметно приободрились, рассчитывая, что новые директора изменят зарплатную политику в лучшую сторону.

А вот Наталью и Веру повышенный интерес новых руководителей с их сфере деятельности совсем не радовал. Женщины надеялись лишь на то, что суета вокруг «зарплатного» вопроса – это всего лишь психологический маневр, цель которого – быстрое завоевание новичками популярности среди подчиненных, чтобы новый коллектив их «принял». Но когда директора сначала головного, а потом и дочернего предприятий начали методично изучать документацию за последние два года, аферистки поняли, что дальше тянуть нельзя. На тот момент нелегальный доход Красовой составлял чуть больше миллиона рублей, а Вовчено «опустошила» кассу компании на сумму более четырех миллионов рублей. Таким образом, «почуяв» реальную опасность разоблачения, женщины решили, что самое время увольняться. И чем быстрее, тем лучше.

По «работе» – и «награда»

Но спешка, как известно, приветствуется лишь в некоторых жизненных ситуациях. Гораздо чаще она просто мешает адекватно оценить сложившуюся ситуацию и продумать варианты ее разрешения. Именно так случилось с проворовавшимися бухгалтерами. Впопыхах они не смогли (или не успели) замести все следы своего обогащения за счет компании. Да и столь поспешное увольнение, как только начальство стало поднимать старые документы, не могло не вызвать подозрений. В общем, часть махинаций Вовченко обнаружилась практически сразу, когда директор сравнил суммы в приказах и договорах и цифры, которые указывались в «зарплатном» реестре. А после обращения руководства в областное УВД милиционеры смогли доказать все эпизоды мошенничества.

Вера созналась не только в своих проступках, но и, отвечая на вопросы оперативников, рассказала об аналогичной деятельности бухгалтера головного предприятия. Обе женщины попали под суд.

Веру Вовченко осудили к лишению свободы условно за мошенничество с использованием служебного положения, совершенное в крупном размере (ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ). Что касается Натальи Красовой, то для нее сложившаяся ситуация была на порядок хуже. И хотя сумма ущерба выражалась не в таких впечатляющих размерах, чем у коллеги из дочерней компании, но украденные деньги пошли не только на повседневные нужды женщины, но и на погашение кредита ее сына. Поэтому Красову обвинили не только в мошенничестве, но и в легализации преступных доходов (ст. 174.1 УК РФ). А за это деяние наказание оказалось более суровым – три года лишения свободы и штраф в 50 тысяч рублей.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.