Электронный больничный: плюсы и минусы

30.01.2017 распечатать

Пока законопроект о введении электронных больничных находится на рассмотрении у чиновников, в некоторых регионах такие документы уже оформляются в рамках пилотного проекта. Ирина Буцкая, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт», изучила данные о ходе пилотного проекта и написала текст о плюсах и минусах грядущего нововведения.

По общим правилам для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности сотрудник представляет в компанию больничный, выданный медицинской организацией. Данное требование установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

На данный момент листки нетрудоспособности выдаются медицинской организацией в бумажном виде. С 2017 года это правило будет изменено. На территории РФ традиционные больничные будут выдаваться не только на бумажном носителе, но и в электронном виде в форме документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью врача.

Чиновники разработали свод правил, в соответствии с которыми медицинская организация сможет оформлять электронный больничный, если и она, и работодатель пациента подключены к единой информационной системе. При этом обязательным является наличие разрешения от сотрудника на получение документа в электронном формате. Ожидается, что такой порядок выдачи электронных больничных не только уменьшит бумажную волокиту и сократит время их оформления, но и позволит исключить оплату поддельных листков нетрудоспособности.

Положительные стороны

Какие же плюсы есть у нововведения? К положительным сторонам можно отнести:

  • уменьшение документооборота и, следовательно, сокращение расходов фирмы на оплату услуг архивных организаций;
  • в связи с тем, что данные о застрахованных лицах передаются напрямую между работодателем, медицинской организацией и ФСС, информация о заболевании и иные персональные данные о работнике будут недоступны третьим лицам;
  • снижение рисков оплаты поддельных «больничных» и уменьшение сроков начисления пособий в случае неправильного заполнения листков нетрудоспособности;
  • ФСС сможет контролировать выплату пособий;
  • работодатели смогут избежать штрафов за принятие к выплате документов, не соответствующих требованиям ФСС, а специа-листы из фонда будут иметь возможность проверить сведения, переданные работодателем.

Отрицательные стороны

Но не все так просто. Там, где есть плюсы, обязательно найдутся и минусы. К ним я бы отнесла следующее:

  • программное обеспечение и компьютерное оснащение, поддерживающее передачу данных в ФСС, может давать сбои, это совершенно точно будет происходить на этапе внедрения технологии;
  • ФСС потребуются банковские реквизиты для перечисления больничных, эту информацию будет представлять организация, собирая заявления от сотрудников и, как следствие, это вызовет разовые, но серьезные временные затраты;
  • в случае большого штата, возможно, возникнет потребность в дополнительных работниках, таких как программисты и т. д., следовательно, у компаний могут появиться новые расходы по оплате труда, по начислению страховых взносов;
  • отсутствие возможности уменьшить сумму взносов на размер пособий, т. к. оплата последних производится ФСС.

Пилотный проект

Реализация пилотного проекта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 294, утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012–2016 годах. В пункте 3 документа сказано, что по тем сотрудникам, которые участвуют в пилотном проекте, работодатель передает в территориальный орган ФСС заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих пособий. Сделать это компания должна не позднее пяти календарных дней с того дня, когда работник принес заявление. В Фонд также подается составленная по специальной утвержденной форме опись приложенной документации.

Работник имеет право обратиться и напрямую в ФСС. Но лишь в том случае, если работодатель прекратил свою деятельность или его фактическое местонахождение установить невозможно. После того как территориальный орган ФСС получит заявление и документы, в течение 10 календарных дней отделение фонда принимает решение о назначении и выплате пособий, об этом сказано в пункте 8 Положения № 294.

На практике встречаются ситуации, когда у компании недостаточно средств для перечисления взносов, но на выплату сотрудникам денежные средства имеются. В этом случае работодатель может уменьшить сумму взносов на размер пособий. Сделать это можно в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФОМС». Так, взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которые должны быть перечислены в ФСС, можно уменьшить на размер соответствующих расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

Обратите внимание

Еще одним новшеством стал подготовленный законопроект, согласно которому может поменяться страховой стаж для расчета больничного листа в 2017 году. Чиновники предлагают установить следующий порядок оплаты больничного: при стаже 15 и более лет – 100 процентов среднего заработка; при стаже от 8 до 15 лет – 80 процентов; при стаже до 8 лет – 60 процентов.

По страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах расчетного периода работодатель имеет право зачесть сумму превышения расходов на выплату над суммой начисленных взносов в счет предстоящих платежей. При этом территориальное отделение Фонда может отказать в таком зачете. Причиной решения могут стать нарушение установленных правил или неподтвержденные, выплаченные на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности, средства (Постановление правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования РФ»). Это значит, что страхователь имеет право зачесть сумму пособия в счет уплаты взносов в течение календарного года, но лишь при условии, что листок нетрудоспособности был оформлен правильно. В своем письме ФСС от 21 июня 2010 года № 02-03-13/08-4917 по этому вопросу ведомством даны соответствующие разъяснения.

Кроме этого в судебной практике также рассматриваются случаи, когда Фонд отказывает в возмещении расходов (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2015 г. № Ф09-3227/15 по делу № А60-31598/2014).

Риски и обоснованность

В соответствии с положениями статьи 252 Налогового кодекса расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством, а также должны быть экономически обоснованными. В случае с электронными больничными экономическая обоснованность присутствует. Данное мнение контролирующие органы выразили в Письме Минфина от 8 августа 2014 года № 03-11-11/39673. Следует отметить, что негативные ситуации, возможные при введении способа выдачи листов нетрудоспособности в электронном виде, не будут иметь больших финансовых рисков, а также могут возникать не в каждой организации.

Читайте также «Электронный больничный лист»

Страховой стаж

Рассказывает Павел Тимохин, руководитель управления бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру»: «Еще одним новшеством стал подготовленный законопроект, согласно которому может поменяться страховой стаж для расчета больничного листа в 2017 году. Чиновники предлагают установить следующий порядок оплаты больничного: при стаже 15 и более лет – 100 процентов среднего заработка; при стаже от 8 до 15 лет – 80 процентов; при стаже до 8 лет – 60 процентов. При этом увеличивать стаж Минтруд предлагает постепенно – с 2016 года и по 2028 год. Согласно новым правилам для получения полного больничного листа в 2017 году понадобится стаж 9 лет. Перечень периодов, которые включаются в стаж для больничного листа в 2017 году, установлен статьей 16 Закона № 255-ФЗ и пунктами 2, 2.1 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 года № 91. Например, к таким периодам относится время работы по трудовым договорам (из трудовой книжки) и государственной или военной службы (срочной и по контракту) и др. А вот время работы по гражданско-правовому договору в страховой стаж не включается. В случаях, когда периоды накладываются друг на друга, в расчет принимается только один из них.

Считать стаж для расчета больничного листа в 2017 году надо на день, который предшествует нетрудоспособности. Последовательность расчета такая: определите количество полных лет с 1 января по 31 декабря, вычислите количество полных календарных месяцев (с первого по последнее число), если они не вошли в полные календарные годы, посчитайте общее число календарных дней, которые не попали в полные календарные месяцы. Переведите их в месяцы из расчета: 30 календарных дней = 1 месяц, переведите в годы месяцы из расчета 12 месяцев = 1 год и объедините общее количество лет, месяцев и дней.


ПРИМЕР РАСЧЕТА СТАЖА ДЛЯ ВЫПЛАТЫ БОЛЬНИЧНЫХ

В трудовой книжке работника указаны периоды работы: с 23 марта 2011 г. по 31 января 2013 г.; с 1 февраля 2014 г. по 8 апреля 2016 г.; с 1 июня 2016 г. по 6 октября 2017 г. Определим стаж для оплаты больничного листа в 2017 году. Количество полных календарных лет – 2 года – 2012 и 2015 годы. Количество полных календарных месяцев – 40, из них:

— в 2011 году 9 – с апреля по декабрь;

— в 2013 году 1 – январь;

— в 2014 году 11 – с февраля по декабрь;

— в 2016 году 10 – с января по март и с июня по декабрь;

— в 2017 году 9 – с января по сентябрь.

Количество календарных дней в неполных месяцах – 23, из них: 9 в марте 2011 года; 8 в апреле 2016 года; 6 в октябре 2017 года. Переведем 40 полных месяцев в годы и месяцы. Получим 3 года и 4 месяца. Общий стаж для расчета больничного листа в 2017 году – 5 лет, 4 месяца и 23 дня.

Несколько слов о том, как посчитать стаж иностранных работников. Согласно положениям законодательства надо учитывать время работы таких сотрудников за рубежом, если между Россией и иностранным государством заключено соглашение о сотрудничестве в области социальной защиты. Такой вывод следует из пункта 6 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 года № 91. Например, учитывайте страховой стаж граждан: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении (абз. 2 п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.); Украины (абз. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины от 14 января 1993 г.).

Страховой стаж определяйте по записям в трудовой книжке. Помимо нее, стаж для больничного листа в 2017 году подтвердят: трудовой договор, если по каким-то причинам записи в трудовой книжке отсутствуют или книжки нет вовсе; военный билет – время военной, правоохранительной, противопожарной и другой подобной службы; документы об уплате взносов – время работы в качестве предпринимателя.

Плюсы и минусы

Павел Тимохин, руководитель управления бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», взвесил все «за» и «против» по запуску системы электронных больничных в России и составил список достоинств и недостатков.

Аргументы ЗА

  • Для пациента получение больничного упрощено: можно не приходить в больницу, а просто позвонить врачу и сообщить о том, что выходишь на работу.
  • Колоссальная экономия личного времени как для пациента, так и для врача. В результате вместо того, чтобы тратить драгоценные минуты на бюрократию, медработник уделит их больному.
  • Нет необходимости хранить бумагу как зеницу ока. На руках у пациента не будет листов, которые нельзя терять, марать или сгибать.
  • Для работодателя больше нет необходимости вести реальный архив документов и хранить бумажные больничные – теперь вся информация поступает в электронном виде и легко обрабатывается.
  • Новая система электронных больничных позволит свести на нет злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Однако для кого-то это аргумент против.
  • При наличии единой информационной базы ни врачам, ни пациентам не потребуется каждый раз заново вводить одни и те же данные о владельце листа нетрудоспособности.
  • Работодатели больше не смогут задерживать выплату больничных. Закон утвердит четкие сроки, за которые работодатель должен будет рассчитаться с сотрудником. В Фонде соцстраха можно будет запросто проследить исполнение.
  • Расчеты по выплатам пособий можно будет проверять с помощью специального программного калькулятора.

Аргументы ПРОТИВ

  • Врачам приходится осваивать новые программы. Людям пожилого возраста сделать это нелегко, что грозит их отстранением от работы или ошибками в оформлении больничного листа.
  • Никто не отменял возможность ошибки, сбоя техники и т. п. При этом на работу электроники может также влиять человеческий фактор.
  • Требуется реорганизация некоторых ведомств и структур, ответственных за работу с электронными больничными. Это может быть дорого и долго.
  • Традиционно переход на высокотехнологичные инструменты сопряжен со сбоями в работе системы в момент ее запуска, скорее всего, электронные больничные не станут исключением.
  • Переплаты или недоплаты по взносам могут возникать из-за технических сбоев системы или ошибок операторов;
  • Ни у одной из сторон (медучреждение, компания, сотрудник) не остается «бумажного» доказательства о болезни работника, что может стать причиной споров в дальнейшем;
  • Опасения вызывает сохранность данных, ведь если на систему электронных больничных будет совершена хакерская атака, то восстановить потерянные данные будет очень сложно;
  • Аналогичная проблема может возникнуть и с открытостью сведений о пациентах, ведь при автоматизации необходимо сохранить врачебную тайну и не допустить утечки информации о болезнях и диагнозах пациентов в сеть.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...