Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган

10.09.2014 распечатать

Акты инспекций ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц можно оспорить в судебном порядке только после обжалования документов в вышестоящий налоговый орган. Как же составить такую жалобу? Узнала Вероника Позднякова.

В Налоговом кодексе (п. 2 ст. 138 Кодекса) закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования фискальных споров для решений по камеральным и выездным проверкам. В случае оспаривания результатов контрольного мероприятия можно подать обычную или апелляционную жалобу. Разберемся, в чем их отличие и как составить эти документы.

Порядок следования

Первый документ, простая жалоба, это обращение лица к ревизорам, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов чиновников. Ее нужно подавать, если компания считает, что составленные инспектором бумаги, его действие или бездействие нарушают права организации. А вот с апелляционной жалобой необходимо обращаться, если оспаривается не вступившее в силу решение ФНС о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которое вынесено по результатам камеральной или выездной проверки.


Обратите внимание

И ту, и другую бумагу нужно отправлять в вышестоящий налоговый орган.


Однако делать это нужно через инспекцию, с чьим решением фирма не согласна. Это снимает часто возникающий вопрос – куда выслать документы. То есть беспокоиться о том, как узнать местонахождение того самого вышестоящего органа, не нужно. Необходимо указать адрес инспекции, которая, по мнению, коммерсантов, нарушает их права. И еще. Имейте в виду, решения Федеральной налоговой службы необходимо оспаривать в суде сразу.

Другие документы

Итак, какие еще ненормативные акты налоговых инспекций можно обжаловать? К таким относится отказ в возврате налога, решение о приостановлении операций по счетам, требование об уплате налога, пени или штрафа, решение о взыскании сборов, отказ в предоставлении вычета.

В жалобе не забудьте указать необходимые реквизиты: ФИО и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации. Обжалуемый акт инспекции ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц. Тут же нужно написать обоснования, по которым компания или ИП считает, что его права нарушены. Сделать это требуется максимально полно. Обоснования должны быть не голословными, а с аргументами, причинно-следственными связями и ссылками на нормативные акты. Нужно максимально полно обосновать, с чем не согласен заявитель и по какой причине. Можно написать, например, так «Считаю, что выводы налогового органа, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям Налогового кодекса РФ в связи со следующим». И далее можно сделать ссылки на конкретные нормы НК.

Нельзя забыть и про просьбу, которую высказывает заявитель. Она так же должна быть максимально конкретной, например, отменить решение полностью или в части. В последнем случае нужно указать, о какой конкретно части идет речь.

Не лишним будет указать в бумаге номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для ответа чиновников сведения. Если жалобу подает представитель компании или ИП, то к ней нужно приложить документ, подтверждающий его полномочия, им может быть доверенность. Допускается прикрепление бумаг, подтверждающих факты, на которые ссылается заявитель.

Порядок подачи

Итак, жалоба составлена. Теперь осталось ее передать в инспекцию, которая уже, как я отмечала, отправит ее «куда следует». Бумагу можно отнести в канцелярию налогового органа или окно приема документов, или же отправить по почте. Есть еще один вариант: отправить документ при помощи интерактивного сервиса «Обратиться в ФНС России» на официальном сайте Службы. Кстати, напомню коротко о возможностях ресурса фискалов. На нем можно найти сервис «Узнать о жалобе». Он предоставляет возможность организациям и физическим лицам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений, в том числе жалоб, заявлений и предложений. Другой полезный сервис называется «Решения по жалобам». Тут предоставлена информация о результатах рассмотрения ФНС претензий налогоплательщиков за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации.


Важно

Подавать жалобу следует в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав


А теперь поговорим о сроках, в течение которых нужно подать жалобу. Сделать это необходимо в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В отношении решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения годовалый срок исчисляется со дня вынесения обжалуемого документа.

А вот для жалобы в саму ФНС – свой срок. Он составляет три месяца со дня принятия вышестоящим органом решения по жалобе, в том числе апелляционной. Если заявитель «допустит просрочку» по уважительной причине, срок по его ходатайству вышестоящий орган может восстановить. Инспекция, решение которой обжалуется, обязана в течение трех дней со дня поступления апелляционной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящую инстанцию.

Без ответа

Еще один важный вопрос: в каких случаях ревизоры оставят без ответа претензию компании? Это произойдет в ситуации если: документ не подписан уполномоченным лицо, если не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия поверенного на визирование документа, например, у представителя нет доверенности, жалоба подана после истечения искового срока, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в этом праве заявителю было отказано, до принятия решения компания подала заявление об отзыве жалобы полностью или в некоторой ее части, ранее была подана другая претензия по тем же основаниям.

Оставить жалобу без рассмотрения или отклонить, чиновники, изучив ее содержание, решат в течение пяти дней со дня получения бумаги. Заявителю о будущем его петиции сообщат в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения. Если будет отказ, то заявитель сможет повторно обратиться с жалобой к ревизорам. Однако из этого правила есть исключения. Не получится повторно пожаловаться, если предыдущая бумага была оставлена без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 139.3 Налогового кодекса. А именно: если до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об ее отзыве полностью или в части; ранее была подана жалоба по аналогичным основаниям.


Вероника Позднякова, для журнала «Расчет»


Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Как правильно жаловаться на налоговый орган в 2014

НК: все о новом понятии жалобы

Жалоба и апелляция – новые категории НК РФ

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...