Можно ли офисных сотрудников заставлять убираться в помещениях?
28.03.2021 распечататьРаботодатель прописал в правилах внутреннего трудового распорядка обязанность сотрудника каждого отдела, в том числе, бухгалтеров, юристов, ИТ-специалистов, следить за порядком на своих рабочих местах. При этом они обязаны убирать помещения, мыть полы и окна в комнатах, где находятся их рабочие места. Законны ли такие требования работодателя?
Для чего предназначены правила внутреннего трудового распорядка
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт фирмы, в котором надо отразить:
- порядок приема и увольнения работников;
- основные права, обязанности и ответственность работника и работодателя;
- режим работы;
- время отдыха;
- меры поощрения и взыскания;
- иные вопросы, касающиеся особенностей трудовых отношений у данного работодателя.
Как видим, круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью Правил внутреннего трудового распорядка, открыт.
Тем не менее, в него нельзя включать положения, которые противоречат Трудовому кодексу.
Ранее по теме:
Обязывать работников уведомлять о наступлении болезни нельзя
Что нельзя включать в Правила внутреннего трудового распорядка
Прежде всего, в Правила внутреннего трудового распорядка нельзя включать дополнительные функции, которые напрямую не связаны с трудовыми обязанностями сотрудника.
Вид поручаемой сотруднику работы вы указываете в трудовом договоре с ним. Он должен соответствовать должности, на которую вы берете работника, полученного им образования и квалификации.
Поэтому, требовать от работника выполнения обязанностей, в том числе по уборке помещений, не предусмотренных его трудовым договором или должностной инструкцией, вы не можете. Следовательно, такие обязанности нельзя указывать и в Правилах внутреннего трудового распорядка.
Также проверяющие не согласятся, если вы установите сотруднику дополнительные обязанности, которые не соответствуют трудовому законодательству.
Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка вы решили обязать сотрудника сообщать о своей болезни в первый день нетрудоспособности. Такое требование Правил признают незаконным, поскольку работника нельзя обязать совершать определенные действия в период, когда он освобожден от исполнения трудовых обязанностей. К такому времени относится период болезни.
Поэтому, даже если такое правило вы пропишете в Правилах внутреннего трудового распорядка организации, то привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ее неисполнение не сможете.
Однако, урегулировать этот вопрос с помощью Правил, все-таки возможно. Все дело в формулировках. Не устанавливайте обязательное правило, которое сотрудник должен выполнить. Предусмотрите это в виде рекомендации.
Например, так: «В случае наступления болезни работнику рекомендуется немедленно уведомить об этом работодателя».
Так рекомендовали поступать эксперты Роструда.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com