Можно ли офисных сотрудников заставлять убираться в помещениях?

28.03.2021 распечатать

Работодатель прописал в правилах внутреннего трудового распорядка обязанность сотрудника каждого отдела, в том числе, бухгалтеров, юристов, ИТ-специалистов, следить за порядком на своих рабочих местах. При этом они обязаны убирать помещения, мыть полы и окна в комнатах, где находятся их рабочие места. Законны ли такие требования работодателя?

Для чего предназначены правила внутреннего трудового распорядка

Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт фирмы, в котором надо отразить:

  • порядок приема и увольнения работников;
  • основные права, обязанности и ответственность работника и работодателя;
  • режим работы;
  • время отдыха;
  • меры поощрения и взыскания;
  • иные вопросы, касающиеся особенностей трудовых отношений у данного работодателя.

Как видим, круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью Правил внутреннего трудового распорядка, открыт.

Тем не менее, в него нельзя включать положения, которые противоречат Трудовому кодексу.

Что нельзя включать в Правила внутреннего трудового распорядка

Прежде всего, в Правила внутреннего трудового распорядка нельзя включать дополнительные функции, которые напрямую не связаны с трудовыми обязанностями сотрудника.

Вид поручаемой сотруднику работы вы указываете в трудовом договоре с ним. Он должен соответствовать должности, на которую вы берете работника, полученного им образования и квалификации.

Поэтому, требовать от работника выполнения обязанностей, в том числе по уборке помещений, не предусмотренных его трудовым договором или должностной инструкцией, вы не можете. Следовательно, такие обязанности нельзя указывать и в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Также проверяющие не согласятся, если вы установите сотруднику дополнительные обязанности, которые не соответствуют трудовому законодательству.

Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка вы решили обязать сотрудника сообщать о своей болезни в первый день нетрудоспособности. Такое требование Правил признают незаконным, поскольку работника нельзя обязать совершать определенные действия в период, когда он освобожден от исполнения трудовых обязанностей. К такому времени относится период болезни.

Поэтому, даже если такое правило вы пропишете в Правилах внутреннего трудового распорядка организации, то привлечь работника к дисциплинарной ответственности за ее неисполнение не сможете.

Однако, урегулировать этот вопрос с помощью Правил, все-таки возможно. Все дело в формулировках. Не устанавливайте обязательное правило, которое сотрудник должен выполнить. Предусмотрите это в виде рекомендации.

Например, так: «В случае наступления болезни работнику рекомендуется немедленно уведомить об этом работодателя».

Так рекомендовали поступать эксперты Роструда.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как составить правила трудового распорядка

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...