МНС. Перезагрузка

МНС. Перезагрузка

16.08.2004 распечатать Скачать обзор изменений

В течение августа Министерство по налогам и сборам прекратит свое фактическое существование. Рулить налоговой системой станет Минфин. А это сулит немало изменений

Разговоры о передаче налоговых функций Минфину идут с весны. Именно тогда президент подписал указ, положивший начало масштабной административной реформе. Но если большинство структур спокойно переназвали, сократили количество замминистров и на этом успокоились, то с налоговым ведомством так просто не получилось.

Функции МНС прописаны совсем не в указах президента, а в Налоговом кодексе. И одной воли, даже первого лица страны, для изменения кодекса недостаточно.

Поэтому с преобразованием МНС в Федеральную налоговую службу пришлось повременить. Правда, лишь до того, как депутаты внесут в Налоговый кодекс изменения.

Ждать поправок пришлось несколько месяцев. Только в самом конце июня был принят закон № 58-ФЗ, который навсегда уничтожил всякое упоминание о МНС из всех федеральных законов. Но этим законодатели не ограничились.

А что же дальше?

Вступают в силу все нововведения как раз с начала августа. А если быть точнее, то большая часть функций фискалов отойдет Минфину уже 2 августа.

Для начала ответим на самый главный вопрос, который волнует всех столичных бухгалтеров: кто будет разъяснять налоговое законодательство? Вопреки ожиданиям ответ не так прост, как может показаться сначала.

Давать разъяснения счетоводам будут и специалисты Минфина, и фискалы, то есть Федеральная налоговая служба. Каждое ведомство будет работать в пределах своей компетенции.

Фискалы, как и раньше, оставят за собой функции по разъяснительной работе на местах. Причем не стоит надеяться, что качество этой работы 2 августа резко возрастет. Скорее всего бухгалтеры, как и раньше, в ответ на свои вопросы будут слышать стандартную фразу: «Читайте Налоговый кодекс! Там для вас все написано». Правда, налоговики сохранили за собой право отвечать письменно.

Поэтому, даже когда фискалов отдадут во владение Минфина, бухгалтер может спокойно писать запрос в свою налоговую инспекцию. Ответ, как и раньше, должны дать в течение месяца. Однако в инспекции лучше решать текущие вопросы.

Более сложные проблемы, связанные со спорными моментами или методикой подсчета того или иного налога, будет решать Минфин. Кстати, все эти изменения содержатся в новой редакции статьи 21 Налогового кодекса.

Рассчитывать на оперативность финансовых специалистов не стоит. По их собственным словам, в период становления службы ждать ответа придется долго. Кстати, бухгалтер может отправить один и тот же запрос и в налоговое ведомство, и в Минфин. Ответ последнего будет иметь преимущество.

Разобравшись с тем, у кого спросить, нужно выяснить, кому жаловаться. Ведь формально ФНС подчинена Минфину. Поэтому вполне резонно выяснить, куда направлять жалобу на действия сотрудников налоговой инспекции.

Понять, кто за кем стоит и куда бежать со своим заявлением или жалобой, нам помог юрист Юрий Динеров: «Дело в том, что если налогоплательщик обжалует решение территориальной инспекции, то сначала разногласия нужно представить руководству налоговой. Если урегулировать конфликт в стенах инспекции невозможно, то следует обратиться в вышестоящую инстанцию. Следовательно, в московское управление Федеральной налоговой службы. Другими словами, не надо скакать “через голову”, а нужно действовать согласно подчиненности налоговых структур. Иначе говоря, ФНС – отделение ФНС по г. Москве – территориальное отделение ФНС. К сожалению, как все эти подразделения назовут после расформирования МНС, пока не известно».

Действительно, налоговая служба пережила за последние десять лет три перенаименования, а местные налоговые инспекции – четыре. Поэтому, что придумают чиновники на этот раз, предугадать трудно.

Кстати, подготавливая декларации по НДС за июль, бухгалтеру стоит справиться в своей инспекции, как заполнять графу «Наименование налогового органа». «Инспекция МНС» может называться уже совсем иначе.

Пора выкидывать бланки

Как сказано в законе, бланки деклараций утверждает Минфин. Вполне разумно предположить, что финансовые специалисты постараются сразу подогнать всю отчетность под свои требования. Кстати, требования Минфина часто отличались от позиции фискалов.

Но, как говорят в самом Минфине, ждать резкой и тотальной смены форм отчетности не стоит. Постепенно чиновники будут вносить изменения в бланки. Но и налоговики проделали огромную работу по унификации деклараций. Поэтому перечеркивать многолетние труды фискалов пока никто не собирается. Кстати, первоочередная задача финансовых чиновников – изменить инструкции к декларациям. Формы могут остаться и прежними, но порядок их заполнения может существенно измениться.

Примерно таким же образом Минфин планирует поступить с различными приказами налогового министерства. Кстати, все они продолжают действовать так же, как и раньше. Административные пертурбации на юридическую силу документов никак не влияют.

Есть и неприятная новость. Все методические рекомендации по проверкам, то есть те, которые спрятаны под грифом «для служебного пользования», будут действовать и дальше. Дело в том, что эти документы не разъясняют налоговое законодательство. Методички регулируют внутреннюю деятельность налоговых структур. В них просто сказано, как должны поступать инспекторы, когда проводят камеральную проверку по тому или иному налогу. Поэтому фискалы не только будут применять свои прежние инструкции, но и продолжат готовить новые. Это их право.

Новый орган

Законодатели не ограничились технической правкой Налогового кодекса. Далеко не везде в статьях и абзацах место МНС заняла Федеральная налоговая служба. Кое-где появился новый загадочный «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов».

Можно с большой долей уверенности говорить, что депутаты не имели в виду только фискалов. Ведь там, где нужно, они прямо указали Федеральную налоговую службу. Например, в новой редакции статьи 80 Налогового кодекса сказано, что декларации фирмы и предприниматели должны сдавать в территориальные подразделения ФНС, иначе говоря, в обычные инспекции.

Там же, где авторы поправок не хотели конкретизировать, они написали про загадочный орган. Однако, учитывая последние события, уполномочить в области налогов и сборов можно любую государственную структуру, к примеру, Федеральную службу безопасности или прокуратуру. Теперь этому есть и законодательное подтверждение.

Видимо, как раз такой «неточности» и добивались законодатели. Поэтому «техническая» правка может обернуться для компаний серьезными неприятностями.

Головы пока на месте

Поскольку большая часть функций МНС переходит Минфину, в налоговом ведомстве готовятся сокращения. Официально ни о каких изменениях в структуре МНС – ФНС никто не говорит. Однако среди фискалов ходят упорные слухи, что не все сохранят свои должности.

В пресс-службе и того, и другого ведомства хранят гробовое молчание. Сотрудники лишь напоминают, что все эти вопросы должны разрешиться в ближайшие несколько месяцев. Причем президент должен подписать специальный указ.

Однако из нашего источника в Минфине, который пожелал остаться неизвестным, мы выяснили ряд подробностей. В частности, некоторые сотрудники МНС действительно потеряют работу. Это касается почти всех департаментов. Ведь сотрудники различных подразделений МНС помимо всего прочего занимались еще и методологической работой. То есть они разрабатывали различные бланки, готовили инструкции. Теперь все эти функции уходят в Минфин. Принимать по 5–7 человек для нормотворчества по каждому налогу нет смысла. Поэтому скорее всего в Минфин перейдут всего несколько специалистов.

Остальные же сотрудники министерства либо будут уволены, либо займутся другой работой. Ведь у ФНС не только отнимают различные полномочия, но и добавляют ряд функций.

Кстати, как стало известно в момент подписания номера, свой пост покинула начальник департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева.

Справочно

МНС позаботилось о своих «детях»

Минюст 13 июля зарегистрировал положение о территориальном управлении МНС по субъектам Российской Федерации. Документ утвержден приказом МНС от 21 июня 2004 г. № САЭ-3-15/382@.

В положении определены функции и задачи управлений. К основным относятся:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и своевременностью уплаты налогов и сборов;
  • ведение информационных баз по учету налогоплательщиков и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) регионального уровня;
  • проведение на территории субъекта разъяснительной работы.

Кроме того, территориальные управления будут заниматься оформлением дел по банкротству, предоставлять указанные документы в арбитражные суды и представлять интересы государства по всем финансовым обязательствам.

Стоит заметить, что документ подготовлен уже с учетом поправок в Налоговом кодексе, которые, кстати, на момент подписания документа еще не были обнародованы.

Даже несмотря на то, что название налогового управления в августе может измениться, его функции останутся прежними.

Пишите письма

Министерство финансов Российской Федерации.

109097, Москва, улица Ильинка, дом 9.

Константин АРТЕМЬЕВ

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.