Менеджеры ездят на электромобилях: почему компенсацию нельзя учесть в расходах - Бухгалтерия.ru

Менеджеры ездят на электромобилях: почему компенсацию нельзя учесть в расходах

24.09.2025 распечатать

Компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей принимаются в расходы при расчете налога на прибыль в пределах норм, установленных Правительством РФ (подп.11 п. 1 ст.264 НК РФ).

Компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок учитывают в составе прочих расходов, связанным с производством и реализацией (подп.11 п. 1 ст.264 НК РФ). Но суммы, которые разрешено списать в расходы ограничены лимитами, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

С 2024 года лимиты, установленные постановлением №92, повысили в два раза. Теперь, с учетом постановления Правительства РФ от 03.04.2024 № 417, нормативы такие:

  • Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см - 2400 рублей.
  • Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. сантиметров – 3000 рублей.
  • Для мотоциклов – 1200 рублей.

Эти же лимиты применяют фирмы на УСН.

Новый удвоенный лимит компенсации за использование личного транспорта с 1 января 2024 г.

Но, есть еще одно ограничение, оно касается электромобилей. Дело в том, что их не в перечне из постановления №92. К электромобилям не применимо понятие «объем двигателя». Оно применяется к двигателям внутреннего сгорания, а электромобили имеют электродвигатели, а не двигатели внутреннего сгорания.

В связи с этим, Минфин в письме от 19.08.2025 № 03-03-06/1/80897 сделал вывод, что компенсации на работу на личном электромобиле для целей налогообложения прибыли не учитываются.

Мы можем только отметить, что позиция Минфина вызывает вопросы. Расходы на использование работником личного электромобиля, как правило, являются обоснованными, экономически оправданными и произведенными для деятельности, направленной на получение доходов. А пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержит никаких ограничений на учет таких компенсаций в полной сумме.

Но для официального закрепления нашего мнения придется дождаться, когда правительство внесет очередные изменения в Постановление № 92, включив в него новые категории транспортных средств.

Важно помнить, что в компенсацию за использование сотрудником личного транспорта уже включены расходы на возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей, износ, ремонт и расходы на ГСМ. Это значит, что отдельную компенсацию сотруднику расходов на ГСМ в расходы по прибыли не включают. Она будет повторной, это запрещено.

Налоговое законодательство не ограничивает максимальный размер компенсации. Руководство компании вправе принять решение о выплате компенсации в большем размере. Лимиты введены только для учета в расходах по налогу на прибыль и для обложения выплат НДФЛ и взносами.

В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...