Медицинский учет

Медицинский учет

26.12.2007 распечатать

Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не обращался за помощью к медикам. И почти наверняка любой из нас посещал частные клиники хотя бы ради профилактики. Как осуществляется бухучет в этом столь необходимом нам медицинском учреждении?

Как все начиналось

Первой нашей собеседницей стала главный бухгалтер столичной стоматологической клиники ООО «Альтаир-дент» Ирина Сурова, которая поведала нам следующее:

— Наша фирма существует уже 6 лет, и я работаю в ней с момента ее основания. Помню, как тяжело приходилось работникам учета поначалу. Это сегодня у нас есть всевозможные программы, значительно упрощающие работу. А вот раньше все приходилось считать вручную. Но следует сказать, что и обязанностей в то время у нас было гораздо меньше.

Действительно, клиника начинала с оказания самых простейших услуг в области стоматологии. Сегодня же их перечень значительно расширился. Сюда входит и детская стоматология в полном объеме, косметологические услуги, ортодонтология и многое другое. Такое многообразие, конечно же, прибавило работы главному бухгалтеру.

Специфика учета

— Штат у нас небольшой, — рассказывает Ирина Викторовна. — Всего четыре человека, но каждый четко знает свои обязанности, а потому вести дела довольно легко. Мы постоянно отправляем наших бухгалтеров на всевозможные семинары и курсы повышения квалификации.

Правда, самой Суровой найти возможность посетить подобные мероприятия бывает непросто — нет времени.

— Работа бухгалтера стоматологической клиники, естественно, имеет свою специфику, и учитывать здесь приходится довольно многое. На балансе организации стоит более тысячи наименований, куда входят расходные материалы и многочисленное оборудование. Мы довольно часто меняем его, а старое, соответственно, списываем.

Оплата услуг в клинике осуществляется как наличными, так и по пластиковым карточкам и в кредит. Это, конечно, облегчает жизнь клиенту, но вместе с тем осложняет работу бухгалтеру.

— Так как наша клиника помимо оказания общих услуг проводит также стоматологические операции, нам в обязательном порядке приходится работать со страховыми компаниями. Правда, мы начали внедрять эту практику совсем недавно, но зато довольно успешно. Она позволяет избежать каких-либо форс-мажорных обстоятельств.

Облегчаем жизнь

Еще одним довольно ощутимым плюсом Ирина Викторовна считает внедрение зарплатных пластиковых карт.

— Это новшество появилось у нас всего год назад, но облегчение мы почувствовали почти сразу: исчезли очереди сотрудников в кассу два раза в месяц, бухгалтерия избавились от огромного количества ведомостей, которые надо было хранить. Что же касается налоговой инспекции, то здесь, по словам Ирины Викторовны, отношения складываются по-разному.

— На протяжении нашего существования мы сменили три налоговых, и проще всего нам работается с последней. Удалось найти общий язык с обслуживающим нас инспектором, отчетность сдаем по электронной почте. На мой взгляд, это самый удобный вариант, хотя, признаться, освоила я его далеко не сразу. Вообще же Ирина Викторовна убеждена, что найти общий язык можно с любым человеком, и в этом весь секрет успешной работы.

Не так просто все учесть

Мы посетили еще одну стоматологию, но уже в Воронеже. Клиника «Успех на все сто» существует пять лет, и дела фирмы идут довольно успешно. Главный бухгалтер этого учреждения Наталья Пантурова рассказывает:

— Я работаю здесь со дня открытия. Учредителем клиники был мой старый знакомый, который и пригласил меня сюда. До этого я трудилась в сфере торговли и могу со всей ответственностью сказать, что бухучет в этих областях — это совершенно противоположные вещи! Разумеется, с товаром работать куда проще, ведь в медицине идет работа не только с цифрами, но и с людьми! Здесь может случиться все что угодно — иногда приходится что-то пересчитывать заново, кого-то нужно лечить по гарантии. Ведь каким бы надежным ни был материал, люди разные, и у кого-то пломба может держаться пять лет, а у кого-то только месяц. Просчитать что-либо заранее непросто.

Нередки ситуации, когда расходного материала тратится куда больше, чем было запланировано, ведь врачу тоже непросто произвести точные расчеты. Однако бухгалтер обязан кропотливо все учитывать.

— Кроме этого, бывает сложно понять, что и откуда взялось, — делится Наталья Леонидовна. — С обычным магазинным товаром все было куда проще, ведь всегда под рукой накладные, с помощью которых можно произвести проверку. Здесь же практически ювелирная работа. Сейчас существует немало программ, которые позволяют существенно облегчить жизнь бухгалтеру, но у нас их, к сожалению, нет. Впрочем, все довольно просто и стандартно. В штате мне помогает еще четыре человека, обязанности которых четко разделены, что вполне удобно.

Что же касается налоговой инспекции, то здесь у Пантуровой дела пока обстоят достаточно спокойно. Самые сложные проблемы возникли примерно год назад, когда клиника перешла на электронную сдачу отчетности. Постоянно случались какие-то недопонимания, отчеты не приходили вовремя, а страдала от этого, естественно, Наталья Леонидовна. Зато когда новую программу более или менее освоили, отношения с налоговой наладились.

— Мой секрет прост — я стараюсь не оставлять отчет на последний вечер, — говорит наша собеседница. — Обязательно стоит позвонить и уточнить — дошли ли материалы. Да, приходится быть вежливой и терпеливой. Далеко не всегда инспекторы отвечают сразу. Обычно они ссылаются на нехватку времени, иногда откровенно грубят. Неприятно, конечно, но таковы особенности нашей работы, которые везде одинаковы. Иногда я стараюсь появиться в налоговой лично с красивым букетом цветов. Взятки для меня — это что-то из ряда вон выходящее. Хватает и букета. Женщинам это всегда приятно! Вообще же работа в стоматологии — это сплошные плюсы. По крайней мере, так говорит Наталья Пантурова.

— Фактически мы являемся рекламой собственной клиники, нам нельзя выглядеть плохо — пусть даже бухгалтер сидит в отдельном кабинете. Зато знакомые видят меня регулярно и лечатся только у нас!

Еще совсем недавно люди посещали врачей только по необходимости, когда терпеть боль уже невозможно. Сейчас все направлено на то, чтобы заболевание предотвратить.

Думаем о здоровье

Последними нашими собеседниками стали представители центра планирования семьи «Будущее в наших руках» в Пскове. Открылся он совсем недавно, но работать его сотрудникам приходится не покладая рук. Вот что сказала нам по этому поводу главный бухгалтер учреждения Инга Исаева:

— Подобные центры сегодня пользуются огромной популярностью. Это понятно, ведь жизнь в стране налаживается, так что теперь можно подумать и о здоровье — в том числе и в интересах будущих поколений, а не только самих себя. Ведь это очень важно! Еще совсем недавно люди посещали врачей только по необходимости, когда терпеть боль уже невозможно. Сегодня же все направлено на то, чтобы заболевание предотвратить.

Разумеется, клиника является частной. К сожалению, государственных учреждений подобного профиля у нас в стране пока еще мало.

— Работать здесь — одно удовольствие, — делится Исаева. — У нас замечательная атмосфера, очень хорошие врачи, и это очень благотворно влияет на общее настроение. Так получилось, что вся моя профессиональная деятельность так или иначе была связана с медициной. Правда, до этого я работала в государственных учреждениях. Могу сказать, что в каких-то моментах там было проще. Учет был более конкретным, а здесь у нас существует множество нюансов. Например, большое количество расценок, причем они меняются в зависимости от того, какой пакет услуг будет заказывать клиент. Он может прийти один раз или наблюдаться в течение длительного времени, один или всей семьей. Также мы практикуем весьма солидные скидки, что опять-таки приходится отражать в учете.

К тому же набор услуг в клинике достаточно велик — как и прейскурант на него. Наконец, на балансе стоит и множество различной аппаратуры, резерв которой постоянно пополняется и обновляется.

— Мы учитываем всех наших клиентов и делаем им хорошие скидки, если они направляют к нам своих знакомых. Разумеется, мы работаем со страховыми компаниями, так что наши пациенты надежно защищены от всех возможных неурядиц. Кстати, практика работы со страховыми компаниями вошла в обиход частной медицины сравнительно недавно, но быстро доказала свою надежность как для клиники, так и для клиента.

Итак, медицинские учреждения сегодня развиваются очень активно. Тому немало способствуют грамотные специалисты по учету, сияющие белозубыми улыбками.

Светлана Кузина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.