Майкл Маркс: русский эмигрант, покоривший мир

Майкл Маркс: русский эмигрант, покоривший мир

30.12.2008 распечатать

Кто из нас не любит читать биографии, особенно если они повествуют о жизненном пути успешных людей? Конечно, за каждой такой историей стоят годы упорного труда, взлеты и падения. Так от чего зависит успех? Как вовремя разглядеть свое призвание и не упустить удачу?

Все за пенни!

За каждым громким именем или прославленной торговой маркой стоит своя непростая история. Бренд Marks & Spencer в Великобритании входит в пятерку лучших. Под этим логотипом выпускается не только одежда, но и продукты питания, потому известность его достаточно широка. В нашей стране он тоже довольно популярен — главным образом потому, что цены этой торговой сети весьма демократичны, а одежда проста и удобна. Подобные бутики можно встретить во многих крупных торговых центрах. Впрочем, демократичный подход всегда был отличительной чертой этого бренда. Может, отчасти это и есть залог его успешности?

Майкл Маркс, один из основателей этой прославленной фирмы, был родом из России. Родился он в 1859 году в еврейской семье. Едва достигнув совершеннолетия, юноша перебрался в Англию с твердым намерением открыть собственный магазин. Конечно, поездка эта была чистой воды авантюрой, так как юный Майкл не знал даже английского языка. А поначалу он перебивался тем, что подрабатывал в различных лавочках и магазинчиках. Скопив некоторую сумму, Маркс начал вести собственную торговлю по окрестным деревням, привозя со складов Лидса продукты, ткани и одежду и продавая все это со своей повозки.

Однако столь прозаическое занятие довольно быстро надоело Майклу, и ему пришла в голову довольно свежая мысль открыть магазин, где все будет продаваться по единой цене. Основой асортимента стали предметы утвари, небольшие сувениры, и в 1894 году на городском рынке Лидса открылся магазин под названием Penny Bazaar. От покупателей не было отбою: еще бы, столь заманчивая вывеска — «Не спрашивай, сколько стоит! Все за пенни!». В покупателях у Маркса числились буквально все жители города, начиная детьми и заканчивая банковскими клерками — кто угодно мог позволить себе в его магазине все, что захочется. Вскоре предприятие начало превращаться в торговую сеть не только в Лидсе, но и в соседних городах. Надо отметить, что товары Маркса отличались не только низкой ценой, но и приличным качеством.

Первый универсальный магазин

Маркс решил пойти дальше и еще больше облегчить жизнь британцам. В то время, чтобы купить разнородные продукты вроде молока, мяса и фруктов, приходилось обойти несколько различных лавок. Универсальных магазинов как таковых просто не было, и Марксу первому пришла в голову идея создать их. Он понимал, что это не так сложно, как кажется — достаточно наладить связи со складами, которые будут поставлять свежий товар по весьма приемлемой цене. Но в таком деле было не обойтись без компаньона, которым стал Томас Спенсер.

Том Спенсер родился в 1851 году в городе Скиптон. Перебравшись в Лидс, он какое-то время работал на складе и дослужился до главного кассира. У него не было деловой хватки Маркса, зато он оказался прекрасным бухгалтером. Имея отличные связи со многими оптовыми продавцами, Спенсер стал совладельцем предприятия, внеся в его уставный капитал всего 300 фунтов. В 1897 году компаньоны открыли крупный магазин в Манчестере, который впоследствии стал центром гигантской торговой империи. Это был первый в истории Великобритании универсальный магазин, в котором можно было купить буквально все — от продуктов до верхней одежды. Предприятие полностью оправдало все ожидания, и вскоре по всей стране начали открываться новые и новые филиалы этой сети.

В 1904 году Спенсер вышел из бизнеса, в который вложил 300 фунтов. За это время они превратились в пятнадцать тысяч. На свою долю он купил себе ферму, где и скончался в 1905 году. Майкл увековечил имя своего партнера в названии своих магазинов, которое известно нам и поныне.

Уход Спенсера не стал ударом для Маркса — теперь он был единственным и полновластным хозяином фирмы. Самым доходным для компании стал 1906 год, когда каждый из девяти магазинов принес учредителям доход, превышающий четыре тысячи фунтов.

После смерти Майкла Маркса в 1907 году семейное дело продолжил его сын Саймон. Он провел огромную работу по формированию нового имиджа компании. В 1928 году им была зарегистрирована торговая марка St. Michael, а в 1930 его стараниями открылся магазин Marble Arch — центральный универмаг «Маркса и Спенсера» не только в Лондоне, но и во всей Англии.

«Если не ясно, как следует поступить, то всегда придерживайся правила — лучше дать подчиненным больше, чем положено, чем недодать положенного» (Marks & Spenser).

Не просто магазины

В современной Великобритании марка M&S символизирует собой отличное качество, хорошее обслуживание и приемлемые цены. Даже представители высшего руководства страны предпочитают отовариваться именно здесь. Для британцев это не просто магазины, это история. В одном только Соединенном Королевстве магазины Marks & Spencer приносят своим учредителям 10 миллионов фунтов в неделю.

Главный ключ к успеху компании — это правильный набор персонала. Даже рядовые сотрудники должны отличаться такими качествами, как творческий подход, оперативность, вежливость. Требования к торговым менеджерам достаточно жесткие, но зато им создают прекрасные условия для работы. В штате магазинов есть врачи, парикмахеры, маникюрщики. Разумеется, при таком отношении люди ценят свою работу и стараются выполнять ее на высшем уровне. Нет ничего удивительного в том, что покупателям здесь комфортно. Обойдя весь огромный центр и купив массу разнообразных товаров, можно оплатить пакет молока, например, в отделе для мебели. Ведь один из основных девизов компании — «Главное чтобы покупателю было удобно»!

Сегодня товары от Маркса и Спенсера можно приобрести через Интернет. Онлайновая торговля приносит магазинам миллионы долларов.

В последние годы компания переживала нелегкие времена, ее не раз перекупали новые владельцы, но в итоге ей удалось возродить былое величие. Британцы были в этом заинтересованы, как никто.

Взлеты и падения

Бедственное положение розничной сети стало очевидным в 1998 году, когда существенно ухудшились продажи в Соединенном Королевстве. Стратегия, рассчитанная на завоевание новых рынков, оказалась ошибочной. Открыв сеть магазинов во Франции, Германии, Испании и Бельгии, M&S оказался всего лишь одним из брендов, причем не самым известным. Экспансия провалилась. Неудачно закончилась и попытка компании увеличить оборот за счет расширения площадей в Великобритании. Ситуацию удалось исправить лишь к 2004 году, практически возродив бренд из пепла. Во многом этого удалось добиться благодаря известному в Европе менеджеру, бельгийцу Люку Вандевельде.

Все получилось

Итак, сегодня уже сложно вспомнить, с чего все начиналось. Самый первый магазинчик Маркса совершенно не впишется в декорации шикарных торговых центров M&S. Однако ни магазина, ни самого Майкла больше нет, а история осталась — увлекательная, поучительная история о еврейском мальчике из России, который, не зная языка, отправился покорять туманный Альбион и завоевал сердца неприступных британцев. Впрочем, кто из них теперь вспомнит, откуда происходит родом основатель известного бренда? Сегодня он практически национальный герой Великобритании.

Светлана Кузина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.