Кто и почему идет работать в налоговую инспекцию

16.11.2011 распечатать

Кто идет работать налоговую инспекцию, что привлекает в этой деятельности самих контролеров и как ими стать?

Власть и взятки

В январе 1990 года Совет Министров СССР выпустил постановление «О государственной налоговой службе». Согласно ему необходимо было до 1 июля создать сеть налоговых инспекций, которая должна была контролировать поступление налогов и сборов в бюджет страны. План удалось успешно воплотить в жизнь, и разве можно сегодня представить бизнес без налоговой и инспекторов? Их боятся, им пытаются угодить, а проверки с их стороны наводят панику на компании. Кто же идет в инспекторы? За 20 лет среди налогоплательщиков укоренилось мнение, что это те, кто жаждет исключительно власти и взяток. Но ведь у этой работы, скорее всего, есть и другая сторона. Чаще всего в инспекциях трудятся обычные люди – и не за красную корочку или конверты, а с определенными целями. Они так же устают на работе, какая-то деятельность им нравится больше, какая-то – меньше, расстраиваются из-за хамства плательщиков, засиживаются допоздна, решают вопросы и проблемы. Так что в основном движет теми, кто идет работать в налоговую инспекцию?

Спастись от кризиса

Свое мнение на этот счет высказала Марина Николаева, менеджер одной из рекламных компаний, проработавшая некоторое время в одной из налоговых инспекций города Москвы:

«Я окончила экономический институт по специальности «Банковское дело» и пошла работать в налоговую инспекцию в разгар кризиса – полтора года назад. Выбора у меня не было, а в инспекции обещали карьерный рост, неплохую зарплату, премии... Привлекло и то, что здание ФНС располагалось недалеко от дома. Меня закрепили за отделом, занимающимся встречными проверками. Все оказалось не так, как мне обещали, и насторожиться следовало еще тогда, когда мне довольно несправедливо нахамили в отделе кадров при устройстве на работу. Но я решила, что все это не стоит внимания, а дальше началось...

Во-первых, рабочий день никогда не заканчивался в положенные шесть часов вечера – я часто задерживалась до семи-восьми, потому что работы было очень много; иногда приходилось выходить и по субботам, в официальный выходной. Во-вторых, обещанные премии зависели не от объема работы, который выполнил, а от благосклонности и настроения начальства. Наконец, как самой молодой в отделе, мне доставалось больше всего рутинной работы. Я не принимала участия в чаепитиях, потому что элементарно ничего не успевала, да и разговоры, которые за чаем велись, меня не привлекали (главным образом обсуждали, какие хорошие налоговики и какие плохие предприниматели, ну и сплетни, само собой, не прекращались). Не уверена, что во всех инспекциях так принято, но у нас было развито «стукачество» – нельзя было сказать ничего лишнего, об этом тут же узнавало начальство. Подозреваю, что и премии некоторым работникам платили исходя из этого. Кстати, испытательный срок мне установили три месяца, но в итоге его затянули на полгода. Потом говорили о повышении, но все тоже осталось на уровне разговоров. Некоторые сидели в специалистах первого разряда – это начальная позиция – по пять лет и больше! Два месяца назад я уволилась и ничуть не жалею. Кстати, что касается зарплаты, то на испытательные полгода она составляла всего 12 000 рублей, а после стала аж 17 000, но на мой взгляд, это очень мало для такого объема работы, если учесть, что уровень зарплаты может оставаться неизменным годами. Но это еще не так уж плохо, потому что в соседних отделах у некоторых специалистов зарплата была примерно десять тысяч рублей».


Ступенька в карьере

Есть и другое мнение по поводу работы в инспекции. Она может стать неплохим стартом для дальнейшей карьеры. Рассказывает Наталья Тюменева, инспектор одной из ИФНС города Москвы:

«Я не очень понимаю, зачем люди, которые хотят зарабатывать много и сразу, идут трудиться в государственную структуру; ведь ясно, что там можно рассчитывать на солидную зарплату лишь по прошествии нескольких лет – и то при определенном упорстве. В налоговой инспекции действительно есть возможность карьерного роста и стабильность. К тому же эта деятельность может стать неплохой ступенью в карьере в целом, даже если не собираешься там задерживаться. Я окончила юридический вуз и пришла сюда работать в юридический отдел, тружусь пока три года. Знаю, что набравшись опыта в налоговом законодательстве и имея хорошую практику за плечами, я смогу неплохо устроиться на работу в суд, например. Сейчас моя зарплата составляет 25 тысяч рублей. И ручаюсь, не все налоговики берут взятки! Поэтому огульно судить о том, что все мы «много имеем» помимо официального оклада – нельзя. Что касается премий, то их обещали ежемесячно, но в основном дают раз в три месяца, последняя была в размере 20 тысяч рублей. Самая большая премия бывает накануне Нового года – 120 тысяч, что очень порадовало и пришлось кстати. Те, кто работают больше трех лет, и премии получают куда более высокие, по крайней мере у нас. Считаю, что у всех свои причины, чтобы идти работать в налоговую. Однозначно сказать, что здесь плохо, нельзя. Мне подходит рабочий график, близость к дому, стабильность, у нас неплохой коллектив, а главное – я знаю, ради чего тружусь. Моя подруга три года отработала в налоговой, а потом пошла в бухгалтеры, и теперь она – замечательный специалист в своем деле, знает все о налогах изнутри, какие-то тонкости и нюансы в работе с инспекциями, которые обычному бухгалтеру и не снились! Насколько я слышала, это ей очень помогает в работе и ее ценят».


Получается, что из бывшего инспектора может получиться отличный бухгалтер, и наоборот – некоторые бухгалтеры идут работать в налоговую инспекцию, правда таких случаев значительно меньше.

Понимающие улыбки

Молодые специалисты, которые приходят работать в налоговую, тут же мечтают занять высокую должность и получать соответствующую зарплату. Причем многие думают о выездных проверках, полагая, что именно там если не высокая зарплата, то систематическое вознаграждение со стороны предпринимателей точно обеспечено! Так ли это?

Ирина Абросимова, налоговый инспектор на выездных проверках в Нижнем Новгороде, рассказала о своей позиции на этот счет:

«Когда я говорю, что работаю на выездных проверках в налоговой, то тут же вижу на лицах собеседников понимающие улыбки, и мало кому удается их скрыть. Похоже, что выездные проверки повсеместно стали синонимом взяток. Считается, что мы обласканы предпринимателями, нас кормят, наливают вина, а потом еще провожают, торжественно вручая конверты. Все немного не так. Во-первых, работать здесь очень тяжело морально. Когда нужны выездные проверки? В том случае, если в представленных предпринимателями отчетах есть ошибки, и мы должны перепроверить. Поэтому встречают нас с ненавистью – никто не рад гостям из налоговой. И даже если стараются вести себя как ни в чем не бывало, все равно это ощущается. Поверьте, замечать это каждый день весьма неприятно! Когда я шла сюда работать, меня предупреждали, что нужно иметь особый склад характера, а я до сих пор расстраиваюсь.

Почему продолжаю работать? Как это ни банально, но я больше ничего не умею. То есть я могла бы попробовать что-то новое – знаю, что после налоговых люди устраиваются и в банк, и в бухгалтерию, да мало ли куда, но я слишком давно здесь. Сначала сидела на встречных проверках почти шесть лет, потом на камеральных два года, потом перевели в отдел выездных. Здесь у меня стабильная зарплата, плюс премии почти каждый месяц – руководство нас не обижает. Так что в целом получается неплохо. Коллектив мне тоже нравится. Не раз до меня доходили слухи, что чуть ли не во всех налоговых инспекциях «совковые» работники, развиты сплетни. Может, мне просто повезло, но у нас такого нет. Впрочем, скорее, все это преувеличено, так как атмосфера в коллективе зависит не от конкретной организации, а от людей, что там собрались. Когда я была новенькой, то мне терпеливо много раз все объясняли, никогда не слышала криков и хамства от коллег. На плательщиков тоже зло не срывали, хотя порой хотелось это сделать, – вот с их стороны хамства как раз хватает. Что еще могу сказать, исходя из своего опыта? Работать лучше идти в межрайонные налоговые по крупным налогоплательщикам, а не районные, так как зарплаты там выше. Считаю, что каждый может найти себе место по душе в налоговой инспекции, если хочет работать непосредственно в этой сфере. Жалуются те, кто сразу ждет больших денег, высоких должностей, возможности командовать и решать. Многие откровенно не хотят работать, а просто высиживают положенное время, считая ниже своего достоинства делать это за те деньги, которые предлагают специалистам первого разряда. Особенно недовольна молодежь, которая сразу хочет все – и зарплату высокую, и каждый месяц премии с первого дня работы. А премии же тоже надо заслужить. Отсюда, кстати, основные жалобы о работе в налоговой. Что касается взяток, то дело это опасное. Это только видимость, что инспекторов за них не сажают – сажают, и еще как! Особенно в последние 2-3 года за это строго взялись. Очень не хочется на семь лет отправиться в тюрьму, поэтому конвертов и прочих подношений стараемся избегать».


За стабильностью

Пожалуй, ни одна работа не вызывает столько споров и противоречивых мнений, сколько деятельность налоговой инспекции! Итак, прежде всего туда идут за стабильностью, которую государственная структура может предложить. Как пример – количество желающих работать возросло во время кризиса. Зарплаты в среднем хоть и невелики, но зато выплачиваются вовремя; кроме это есть премии, надбавки за госслужбу, которые могут достигать 120 процентов, а также различное материальное стимулирование, иначе называемое «СМС». Все зарплаты, естественно, «белые», оплачиваемые отпуска, больничные, «декретные». Открытые вакансии там есть всегда – большинство налоговых инспекций испытывает недобор кадров, причем как минимум на 30 процентов. Не все, кто идут туда работать, изначально имеют высшее образование, зато легко могут его получить: ИФНС отправляет перспективных сотрудников на учебу в институты, академии и даже в аспирантуры. Поступить при этом можно на льготных основаниях – было бы желание, а на работе, в свою очередь, предоставят необходимые учебные отпуска с сохранением зарплаты. Кто-то идет ради дальнейшей карьеры, в конце концов, при определенном старании в налоговой инспекции можно подняться по карьерной лестнице и получить в итоге достойное вознаграждение и уважение. Некоторые потом идут в юристы, бухгалтеры, на работу в банк, и считают, что опыт работы в налоговой сыграл в их становлении неоценимую роль.

Но есть и недовольные, те, кто не может, имея за плечами стаж работы в ИФНС, где-нибудь трудоустроиться. А отказывают им именно по причине того, что в их трудовой имеется запись о деятельности в налоговой инспекции! Кому-то нравится стабильный график и возможность каждый день уходить с работы в шесть часов вечера, имея два законных выходных дня. А кому-то приходится засиживаться допоздна и дорабатывать по субботам. Кто-то из вчерашних специалистов довольно быстро продвигается по службе, а некоторые годами засиживаются «в рядовых». Одним налоговым инспекциям требуется обязательный опыт работы, другие косо смотрят на коллегу, который 1-2 года отработал в этой структуре и по каким-то причинам ушел, требуя принести рекомендацию с предыдущего места.

Получается, что работа в налоговой своего рода лотерея. Все зависит от того, как повезет с конкретной организацией, с коллективом, от целей человека, который идет туда работать. Как и во всех организациях, здесь есть и недовольные, и те, кто нашли то, что искали. Позитивные стороны работы в налоговой часто сложно переоценить, ведь поработав там несколько лет, любой бухгалтер будет иметь уникальный опыт и знания о работе инспекции изнутри.

Светлана Кузина, эксперт журнала "Расчет"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...