ККМ: приобретение и эксплуатация

ККМ: приобретение и эксплуатация

31.05.2001 распечатать

Все организации и предприниматели для расчетов с населением должны применять контрольно-кассовые машины. Исключения составляют организации и предприниматели, включенные в специальный перечень категорий налогоплательщиков, которым разрешено не использовать ККМ (постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 917).
Использовать можно не любые ККМ, а только те модели, которые включены в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Его ведет Государственная межведомственная экспертная комиссия. В реестре более ста моделей ККМ. Какой аппарат выбрать?

Выбор

Все кассовые аппараты делятся на четыре типа:

  • автономные ККМ;
  • пассивные системные ККМ;
  • активные системные ККМ;
  • фискальные регистраторы.

Автономная ККМ работает независимо, она не связана ни с какими дополнительными устройствами. ККМ достаточно установить, подключить электропитание и аппарат готов к работе.
Автономные ККМ можно разделить на портативные и стационарные. Портативные модели (ОКА-102Ф, Касби-03Ф, Меркурий-115Ф) отличаются предельной простотой. Большинство из них может работать от аккумулятора или от батареек. Такие ККМ широко используются на рынках, при выездной торговле, в киосках. Популярность портативных ККМ объясняется еще и их доступной ценой. Одну из наиболее распространенных моделей Меркурий-115Ф можно приобрести за 2600-2900 рублей.
Стационарные ККМ (АМС-100Ф, ОКА-2000Ф, ЭКР-3102Ф) обладают большими функциональными возможностями, могут работать в сети и с дополнительными устройствами (весами, сканером). Кассовые аппараты такого рода используются в большинстве магазинов, во многих аптеках и других небольших торговых точках.
При выборе стационарных ККМ основное внимание покупатели уделяют цене, так как большинство кассовых аппаратов этого типа функционально отличаются друг от друга незначительно. До августовского кризиса 1998 года явным лидером продаж были ККМ корейской фирмы Samsung. Падение курса рубля положительно отразилось на конкурентоспособности российских производителей ККМ — корейские аппараты стали значительно дороже своих российских аналогов. Если АМС-100Ф или Астру-200Ф можно приобрести за 3200-4000 рублей, то за аналогичный по возможностям Samsung придется выложить не менее 10 тысяч.
Пассивные системные ККМ (Элвес 01-03Ф, Штрих-2000Ф) по сути мало чем отличаются от автономных ККМ. Пассивный кассовый аппарат всегда можно использовать как автономный. Принципиальное отличие, из-за которого данные ККМ выделены в отдельный класс, — пассивные кассовые аппараты могут работать в компьютеризированной кассовой системе. Наиболее простые кассовые системы могут создаваться на основе нескольких пассивных ККМ и компьютера. При пробитии чека информация передается в компьютер, где ведется учет продаж. Стоимость большинства отечественных пассивных ККМ находится в диапазоне от 3000 до 8000 рублей.
Активные ККМ (Аккорд КФ, СТ-95Ф, IPS POS-IIS CПF) часто называют компьютерными ККМ или POS-терминалами (от английского "point of sale", что дословно переводится как "точка продажи"). Они могут функционировать в компьютерно-кассовой системе, управляя ее работой. POS-терминал представляет собой компьютер, снабженный специальной электронной платой фискальной памяти, принтером для чеков, специальной клавиатурой кассира, денежным ящиком, сканером для считывания информации со штрих-кодов, весов, стойки покупателя и другими специальными устройствами.
Стоимость POS-терминалов и обычных касс различается на порядок. Обычный кассовый аппарат можно купить и за 2500 рублей, а стоимость POS-терминалов — от 2 тысяч долларов и выше.
Несмотря на высокую стоимость, активные кассовые системы получают все большее распространение. Это объясняется их широкими функциональными возможностями. Они могут вести количественный учет проданных товаров, с их помощью легко учитывать дисконтные карты. POS-терминалы могут держать в памяти отложенные чеки, что очень удобно для кафе и ресторанов. По оценкам специалистов фирмы "Инкомсофт" для крупных торговых комплексов и ресторанов затраты на внедрение POS-терминалов окупаются за шесть месяцев.
Некоторые системы, созданные на основе активных ККМ обладают и вовсе уникальными функциями: например, позволяют осуществлять дистанционный контроль за основными параметрами работы торговой точки в реальном режиме времени с помощью сотового телефона.
Фискальные регистраторы — это особый вид кассовых аппаратов, используемых совместно с другими устройствами. Все продажи осуществляются через компьютер, а фискальный регистратор только пробивает чеки и сохраняет информацию в фискальной памяти. С помощью фискального регистратора, пассивного кассового аппарата и компьютера можно создавать системы, аналогичные POS-терминалам.
При выборе ККМ нужно учитывать и то, что все они делятся еще на 4 группы в зависимости от сферы применения: для торговли, сферы услуг, автозаправок и для отелей и ресторанов. Регистрация

Перед началом эксплуатации кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговой инспекции. Отсутствие регистрации приравнивается к неиспользованию ККМ.
Перед постановкой ККМ на учет нужно заключить договор на ее обслуживание и ремонт с центром технического обслуживания (ЦТО) — без этого налоговая инспекция не зарегистрирует кассовый аппарат. У центра должны быть документы, что он зарегистрирован в качестве ЦТО с перечнем обслуживаемых моделей. Поэтому, выбирая конкретную модель ККМ, необходимо еще и удостовериться, что в вашем городе есть ЦТО, имеющий право обслуживать ее. Списки ЦТО, как правило, вывешены в налоговых инспекциях.
Организации должны поставить ККМ на учет по месту своей регистрации (или по месту регистрации филиала, если аппарат будет использоваться в нем), а предприниматели — по месту жительства.
Для регистрации ККМ в инспекцию необходимо подать:

  • заявление;
  • доверенность на право регистрации (если ее осуществляет не руководитель организации);
  • журнал кассира-операциониста;
  • технический паспорт на ККМ;
  • договор на техническое обслуживание в ЦТО;
  • средства визуального контроля (две голограммы, которые выдают продавец ККМ и ЦТО).

При регистрации кассового аппарата в его память вводится пароль налоговой инспекции — так называемая фискализация ККМ. День ввода пароля считается днем регистрации. В тот же день должен быть заверен журнал кассира-операциониста на данный кассовый аппарат. В течение пяти дней организация должна получить в налоговой инспекции карточку регистрации ККМ.
Паспорт ККМ и карточка ее регистрации должны храниться в налоговой инспекции, а журнал кассира-операциониста — в организации или у предпринимателя. Если условия регистрации ККМ изменились (например, магазин переехал в другое место), в карточку нужно внести новые данные. Эксплуатация

Основные правила эксплуатации кассовых аппаратов изложены в письме Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104. Кассиров, работающих на ККМ, нужно обязательно ознакомить с этим документом и технической документацией на данную модель ККМ. По информации ЦТО, 80 процентов обращений по поводу неисправностей ККМ связаны с тем, что кассир просто не умеет на ней работать.
ЦТО, с которым у организации заключен договор, должен проводить профилактическое обслуживание ККМ. Их частота зависит от рекомендаций завода-изготовителя для данной модели кассового аппарата и от количества чеков, пробиваемых в день. По словам специалистов, на сегодняшний день наиболее распространена практика проведения плановых обслуживаний раз в квартал.
Целесообразно вести журнал вызова технических специалистов, в котором отражаются все визиты механиков ЦТО. Дело в том, что за повреждение пломб или голограмм на предприятие могут быть наложены штрафные санкции. Если нарушения произошли по вине ЦТО, предприятие через суд может потребовать возмещения ущерба. Журнал вызова в этой ситуации будет одним из аргументов в суде.
При расторжении договора с ЦТО по каким-либо причинам, предприятие не имеет права использовать ККМ до заключения нового договора с другим сервисным центром.
При использовании ККМ основным документом, подтверждающим факт совершения покупки, является чек. Они печатаются одновременно на основной и контрольной кассовых лентах. При этом и на выдаваемом чеке, и на контрольной ленте должны отражаться следующие реквизиты:

  • наименование организации;
  • ИНН;
  • заводской номер ККМ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки;
  • признак фискального режима.

В зависимости от особенностей сферы применения ККМ на чеках могут содержаться и другие данные. Информацию, которая печатается на чеках, вводит в кассовый аппарат механик ЦТО. Осторожно, санкции!

Проверки соблюдения организациями и предпринимателями законодательства о ККМ проводят отделы оперативного контроля, созданные при каждой налоговой инспекции. Как правило, организации проверяются по графику, составленному заранее. В первую очередь проверке подлежат вновь открытые торговые точки, а также организации и предприниматели, которым были установлены сроки исправления нарушений, выявленных ранее.
Интересно, что при проверке налоговики не имеют право делать контрольные закупки. Это право предоставлено только сотрудникам правоохранительных органов (милиции, налоговой полиции). Именно поэтому в проверках ККМ зачастую участвует полицейские.
По результатам проверки составляется акт, где должны быть указаны все нарушения, если они имели место. На нарушителей могут быть наложены следующие штрафы: за неиспользование ККМ — от 5000 до 10 000 рублей; за использование неисправной ККМ — от 2 860 до 5 710 рублей; за отсутствие ценника — от 1 430 до 2 860 рублей; за невыдачу чеков — 1000 рублей (но не менее 20 процентов от стоимости покупки). Наибольший штраф — 70 000 рублей ожидает организации и предпринимателей, продолжающих работать после приостановления их деятельности за нарушения в применении ККМ.

ККМ В ЦИФРАХ

По данным МНС, по состоянию на 1 января 2001 года в налоговых инспекциях было зарегистрировано 1 892 511 ККМ (из них 96 процентов — с фискальной памятью.), принадлежащих 970 312 организациям и предпринимателям. Число зарегистрированных аппаратов выросло за год более чем на 250 000 штук, при этом уменьшается доля ККМ, зарегистрированных за организациями, и увеличивается — зарегистрированных за предпринимателями.
В 2000 году налоговые инспекции провели 643 705 проверок применения ККМ. Нарушения были обнаружены в 29 процентах случаев. Больше всего штрафов было взыскано за неприменение кассовых аппаратов (72%), на втором месте — использование неисправных ККМ (10%), далее идут такие нарушения, как невыдача чеков (9%) и невывешивание ценников (8%).

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...