Как взять под контроль риски, связанные с совместительством
28.07.2025 распечататьМногие руководители, стремясь контролировать трудовую нагрузку сотрудников и предотвратить возможные конфликты интересов, включают в локальные акты пункт о необходимости уведомления о дополнительной работе. Подобный пункт противоречит ТК РФ и считается незаконным.
Ч. 2 ст. 3 ТК РФ запрещает ограничение трудовых прав и свобод работника в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами.
Работник имеет право трудиться в нескольких местах, если это не противоречит условиям его основного трудового договора и законодательству (например, ограничениями по времени работы, спецификой профессии и т.д.).
Совместительство – это выполнение сотрудником другой регулярно оплачиваемой работы на основании трудового договора в свободное от основной работы время, что регламентировано ст. 282 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).
- Внешнее совместительство – работа на другую организацию.
- Внутреннее совместительство – работа в той же организации.
Главные условия – выполнение задач не должно превышать четырех часов в день и не должно негативно влиять на основную работу.
Обязан ли работник сообщать о совместительстве
В большинстве случаев сотрудники не обязаны уведомлять о намерении работать по совместительству в другой организации. Но есть исключения, требующие согласия основного работодателя. Это касается руководителей организаций, спортсменов и тренеров, государственных и муниципальных служащих, а также некоторых других категорий работников. В этих случаях уведомление основного работодателя о работе по совместительству является обязательным.
Добровольно сообщить о наличие второй работы вправе сотрудник, который хотел бы внести запись о работе по совместительству в трудовую книжку (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).
Наказать за неуведомлении о совместительстве нельзя
Эксперты Роструда неоднократно отмечали, что привлечение к дисциплинарной ответственности за несообщение о совместительстве незаконно, даже если подобное требование прописано в локальных нормативных актах (ЛНА) организации.
Ст. 192 ТК РФ, определяющая дисциплинарные проступки, указывает на неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине работника. Несообщение о совместительстве само по себе не является неисполнением обязанностей по основному месту работы. Работник выполняет свои функции, и наличие дополнительной работы не влияет на качество выполнения его прямых обязанностей.
Локальные акты, ухудшающие положение работника по сравнению с ТК РФ, не имеют юридической силы на основании ст. 8 ТК РФ. Поэтому, даже если внутренний порядок организации обязывает сообщать о совместительстве, это требование не может служить основанием для дисциплинарного взыскания.
Можно ли бухгалтеру оформить внутреннее совместительство на позицию налогового консультанта
Как контролировать риски, связанных с совместительством
Если руководитель обеспокоен потенциальными рисками, связанными с совместительством сотрудников, вместо требований об уведомлении, следует контролировать другие аспекты:
- Контроль качества работы. Если совместительство влияет на производительность труда, необходимо оценить качество работы и при необходимости провести беседу с сотрудником.
- Конфликты интересов. Если совместительство может привести к конфликту интересов, нужно разработать политику управления конфликтами интересов и внести соответствующий пункт в ЛНА.
- Регулирование рабочего времени. Работодатель вправе контролировать соблюдение норм рабочего времени, но это не связано напрямую с наличием или отсутствием совместительства.
Внести ограничения на совместительство в ЛНА
Ограничения на совместительство могут быть установлены в коллективном (трудовом) договоре или соглашении сторон. Но внести в договор можно только те ограничения, которые предусмотрены в ТК РФ.
Допустимо ограничить совместительство для руководящего состава организации. Это зависит от решения учредителей или собственников имущества организации. Ограничивается совместительство для спортсменов и тренеров. Кроме того, если основная работа связана с вредными или опасными условиями труда, то совместительство на аналогичных работах не допускается.
Для остальных работников полностью запретить работу по совместительству не получится, но установить определенные ограничения, можно. В первую очередь, связанные с режимом работы и особенностями конкретной должности. В трудовом договоре нужно четко прописать режим работы, включая рабочие и выходные дни, время начала и окончания работы, а также продолжительность перерыва.
Работа по совместительству в выходные при пятидневной неделе: можно ли?
Работодатель может установить в договоре, что совместительство не должно приводить к ухудшению качества работы совместителя по основному месту работы или к нарушению трудовой дисциплины.
Если работа по совместительству связана с управлением транспортным средством, ограничения могут быть установлены для водителей.
Не менее актуален вопрос о конкуренции. Ведь работа по совместительству в аналогичной компании может привести к конфликту интересов. Это можно предусмотреть в трудовом договоре, например так: «в объеме, определенном отдельным договором, работник не может осуществлять деятельность, конкурирующую с работодателем, или предоставлять работу по трудовым отношениям или на других основаниях субъекту хозяйствования, осуществляющему такую деятельность (конфликт интересов)».
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com