Как возобновить операции по счету из-за нарушения «антиотмывочных» требований

24.06.2022 распечатать

Банки отслеживают операции сомнительного характера. К ним они относят операции, совершаемые клиентами с нарушением требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Если у банка возникнут подозрения, что целью совершения операций может являться незаконная сделка, то он может ограничить предоставление услуг дистанционного банковского обслуживания. Что делать в такой ситуации рассказал ЦБ РФ в памятке предпринимателю, направленной письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.

C марта 2022 банки должны присваивать своим клиентам группу риска совершения сомнительных операций. С 1 июля к этой процедуре подключается Центробанк. 

Оценивая риски ЦБ учитывает: сведения о видах и характере деятельности клиентов; операциях по их счетам; их учредителях, участниках и руководителях; аффилированности с другими компаниями или ИП, которые проводят подозрительные операции; количестве счетов, вкладов или депозитов и др.

Ограничение операций по счету при нарушении «антиотмывочных» требований

Если организации или ИП присвоена низкая степень риска, можно работать спокойно, с открытием счетов и денежными переводами проблем быть не должно.

Если присвоен средний либо высокий уровень риска, с 1 июля 2022 года банк вправе (но не обязан):

  • отказать в заключении договора банковского счета (вклада);
  • отказать в совершении подозрительной операции;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада), если в течение календарного года клиенту два раза и более было отказано в совершении подозрительных операций.

Клиентам, попавшим в группу высокого риска банк может (но не обязан):

  • блокировать денежных средств или иного имущества;
  • приостановить операций с денежными средствами или иным имуществом;
  • отказать в снятии наличных;
  • запретить уменьшать остаток электронных денежных средств;
  • запретить переводы по СБП;
  • отказать в проведении операции;
  • отказать в заключения или продлении договора банковского счета или вклада;
  • расторгнуть договор банковского счета или вклада.

О том, как происходит приостановление операций по счету в банке читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

При выявлении операций, имеющих признаки подозрительных или сомнительных, банк вправе:

  • запросить у клиента документы и информацию, например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т.д.;
  • установить срок для представления запрашиваемых документов и информации в соответствии с условиями заключенного договора и внутренними правилами банка;
  • пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения;
  • выезжать по месту ведения бизнеса клиента;
  • принять решение о пересмотре уровня риска клиента;
  • ограничить договор банковского обслуживания и использование банковских карт.

С банковского счета компании с высокой оценкой риска разрешено:

  • Заплатить в бюджет налоги, таможенные платежи и страховые взносы.
  • Выплатить зарплату работникам, начисленную до получения «высокого риска». При условии, что размер выплат работникам, равен ФОТ за предыдущий месяц.
  • Выплатить работникам компенсации и алименты.
  • Оплатить банковские услуги.
  • Снять 30 000 рублей в месяц со счета ИП «на жизнь» ИП и его семьи.
  • Списать деньги на оплату банкротства.
  • Списать деньги на проведение ликвидации, и выплаты кредиторам.
  • Списание денежные средства на погашение сумм, заявленных по исполнительным документам.

Клиент, которому «заморозили» счет может реабилитироваться

Клиенты, которые попали в разряд неблагонадежных и лишись обслуживания, могут реабилитироваться.

Процедура реабилитации предусматривает необходимость совершения следующих действий:

  • получите информацию о причинах принятия банком решения об отказе. Банк должен представить информацию о дате и причинах принятия решения об отказе в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня принятия решения об отказе;
  • после получения информации о причинах отказа, если банк не сообщил, какие документы ему потребуются для пересмотра своего решения об отказе, подберите документы, которые, по вашему мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия банком решения об отказе, и представьте их в банк с просьбой пересмотреть ранее принятое решение об отказе;
  • дождитесь ответа банка. Банк обязан сообщить вам о принятом решении по результатам рассмотрения представленных вами документов в течение 7 рабочих дней со дня представления вами документов;
  • в случае, если банк по результатам рассмотрения представленных вами документов принял решение о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, вы можете обратиться в через Банк России в Межведомственную комиссию с заявлением об обжаловании решения банка об отказе.

Все перечисленные действия потребуется совершить последовательно. Если вы не пройдете первый уровень реабилитации, то есть не обратитесь в банк, не получите сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которым ранее было принято решение об отказе либо не представите обязательные документы, ЦБ РФ откажет вам в передаче заявления в МВК для рассмотрения по существу. Об этом предупредил Банк России в методических рекомендациях, направленных письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.

Кроме того, было обращено внимание, что в МВК можно обжаловать не все действия вашего банка. Так, не получится обжаловать, например, ограничение ДБО, блокирование банковской карты, расторжение договора банковского счета по инициативе банка.

Образцы заявлений о направлении документов, а также об обжаловании решения банка об отказе от совершения операции Банк России также направил письмом от 10.06.2021 № 59-4/29017.


Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...