Как вернуть переплату по налогам?

19.10.2011 распечатать

В случае фактической переплаты по налогам компания имеет право рассчитывать на возмещение средств. На практике организации встречаются с большим количеством препятствий. На что идут инспекторы, чтобы оставить средства в распоряжении государства?

Компании, которые имеют право, например, на налоговый вычет по НДС или на НДС к возмещению, нередко сталкиваются с тем, что вернуть или использовать в счет предстоящих платежей деньги, уже перечисленные в ФНС, практически невозможно, в особенности если речь идет крупных суммах. Налоговики пускают в ход все механизмы, которые имеются у них в арсенале, чтобы исключить «утечку» средств из бюджета. Юрист Анастасия Нестеренко несколько лет вела судебные разбирательства с налоговой, отстаивая право своей компании на возврат переплаты. Она поделилась с нами опытом, как разрешить эту ситуацию с наименьшими потерями для организации.

– Начнем с разъяснения читателям, откуда берется переплата.

– Есть два случая появления переплаты. Первый встречается крайне редко (когда бухгалтер переводит большую сумму, чем фактически положено заплатить). Второй вариант «излишков» (кстати, самый распространенный) возникает тогда, когда у компании накапливаются вычеты или НДС к возмещению. Однако переплата также может образоваться и по налогу на прибыль – в том случае, если в организации осуществляется учет доходов и расходов по методу начисления (ст. 271–272 НК РФ)


– По закону деньги должны быть возвращены налогоплательщику или налогоплательщик имеет право их использовать в счет предстоящих платежей…

– …но негласная позиция ФНС – не возвращать.


– Для этого должны быть разумные доводы. Каким образом налоговики препятствуют возмещению переплаты?

– В ситуации, когда на счетах образуется некая сумма, которую надо вернуть или зачесть в счет будущих платежей по соответствующему налогу, у налоговой возникает возможность «организовать недоплату», к примеру, по результатам камеральной проверки очередной налоговой декларации. При этом инспекторы предлагают компании зачесть имеющуюся переплату в счет погашения долга. Но чаще налоговые органы стараются отказать в вычете, в частности, по НДС, ссылаясь на какие-либо ошибки, которые найдены в представленных компанией документах. К примеру, мне встречался случай, когда после камеральной проверки было отказано в вычете по причине того, что (цитирую): «по общедоступным данным системы Интернет было выявлено, что стоимость товара больше, чем указано в контракте компании». Этот абсурдный довод никак не обосновывался, а выводы, которые воспоследовали, конечно, касались занижения налоговой базы, так что все завершилось доначислением налогов. В другой раз «нулевая» ставка при вычете по НДС не была подтверждена, так как вес товара, указанный в международной транспортной накладной (CMR), не соответствовал тому, что было указано в российской ТТН, на 10 килограммов, из чего налоговиками был сделан надуманный вывод: в документах, дескать, речь идет о разных партиях товара, а следовательно, представленные документы не годятся в подтверждение права как на налоговый вычет, так и на нулевую ставку НДС, поскольку в данном случае речь шла о налогообложении экспортной операции. Естественно, в суде был задан вопрос, знают ли налоговики, как взвешивается груз на границе. На весы становится машина, из получившегося показателя отнимают массу автомобиля. Погрешность в этом случае может составлять десятки килограммов.


– Нет ли в ФНС внутреннего распоряжения или негласного правила, согласно которому налоговики отказывают в возврате переплаты?

– У меня был на руках документ, в котором указывалось, что если сумма, заявленная к вычету, превышает 500 тысяч рублей, – необходимо сделать все возможное для того, чтобы эти деньги остались в бюджете. Конечно, налогоплательщиков стараются не посвящать в содержание подобных распоряжений, потому что никаких законных оснований они под собой не имеют.


– Какая выгода инспекторам отказывать в возмещении?

– Я думаю, что суммы собранных налогов отражаются в показателях оценки работы инспекторов. По этой причине им невыгодно возвращать переплату.


– Почему нельзя зачесть эти деньги в счет уплаты налогов следующих периодов?

– Тогда бюджет недополучит средства в будущем. А так инспекторы имеют сумму, которая должна быть возмещена, но находят причину, чтобы не возвращать ее. Таким образом, деньги остаются у государства, и в последующих периодах казна ничего не теряет.


– Какие действия может предпринять налогоплательщик?

– Его ставят в ситуацию, когда нужно выйти на контакт с налоговым органом, чтобы решить вопрос с подтверждением и возмещением переплаты, либо идти в суд или в вышестоящие органы.


– Какие варианты решения проблемы выбрали вы?

– Наша организация использовала все средства. Могу сказать, что оба эти процесса (обращение в вышестоящие органы и судебное разбирательство) занимают много времени. Налоговики используют этот фактор в свою пользу. Они успевают провести камеральную проверку, начислить по ее результатам налоги, вынести требование об уплате, которое нередко «теряется в пути», и компания узнает о действиях инспекции, когда сталкивается уже с блокировкой счетов. В случае с нашей организацией ситуация не приходила к какому-то итогу около трех лет: бесконечное рассмотрение дела, приостановки операций по счетам... У юристов ФНС установка: проходить все процедуры судебного разбирательства – хотя бы затем, чтобы затянуть момент вступления решения в силу и тем самым отсрочить период исполнительного производства. Мы выиграли суд и получили исполнительный лист. С ним уже можно отправляться в службу судебных приставов и просить, чтобы они взыскали деньги с налоговой. Но в большинстве случаев компании заявляют требование в суде не о возврате конкретной суммы, а о признании действий налоговиков незаконными. В этом случае с решением суда, равно как и с исполнительным листом, следует обращаться напрямую в налоговую, и добиться возврата денег намного сложнее.


– После того как вы выиграли суд, деньги вернуть удалось?

– Реального возврата переплаты так и не произошло. Налоговики просто уменьшили основной платеж на сумму, которая подлежала возмещению, но это уже можно назвать победой, так как фактически использование денежных средств, «переплаченных» в бюджет, все-таки произошло.


– Если идти по пути переговоров с налоговиками, то какое решение они могут предложить?

– Сохранить деньги на счетах, в определенном проценте от оборота компании (я сталкивалась с суммами в 10–15%). Средства будут подтверждены налоговым органом как принадлежащие налогоплательщику (т. е. фактически будет подтверждена переплата). При этом компания продолжает платить налоги, не трогая сумму переплаты.


– Как построить диалог с налоговой, выйти на контакт?

– В таких «запущенных» случаях решение может принять только руководитель инспекции. Выход на него можно искать как через знакомых, так и с помощью официальных запросов. На нашем примере стало понятно: чем больше налогоплательщик шумит, тем легче решить вопрос. Потому что компания, которой есть что скрывать, открыто возмущаться не будет. Однако не стоит удивляться, если реакция на письма в Управление ФНС будет противоположна ожидаемой. Мы получили доступ к начальнику инспекции и мирно урегулировали вопрос с переплатой после того, как в офисе побывала проверка ОБЭП, инициированная налоговиками.


– Может ли налогоплательщик забрать переплату, которую он оставил «в залог» налоговикам?

– В любой момент компания имеет право не заплатить налог, а зачесть имеющуюся сумму переплаты. Но тут как раз возникает вторая часть вопроса: зачем эта переплата нужна организации? Почему она соглашается на условие, что средства останутся нетронутыми? Под такую договоренность инспекция обещает фирме «не кошмарить ее бизнес». В чем это выражается? Декларации, в которых заявляются очередные вычеты, нулевые ставки, будут подтверждаться. При этом мы, безусловно, говорим о документально обоснованных льготах. То есть наличие переплаты и дополнительных договоренностей не умаляет обязанность организации быть добросовестным налогоплательщиком. Фактически складывается ситуация, что за свою законопслушность организация еще и платит в форме переплаты на счетах налогового органа.


– Что бы вы посоветовали компаниям, которые хотят вернуть переплату?

– Могу сказать совершенно точно, что в судебном порядке и при помощи обращений в вышестоящие органы вы скорее добьетесь частых проверок, чем возврата денег. Потому что инспекции изначально воспринимают такие действия компаний как объявление войны. Гораздо эффективнее решать вопрос за столом переговоров. В процессе диалога можно найти взаимовыгодное решение, не обременительное для бизнеса. Идти на открытый конфликт – это, конечно, подвиг; однако вы так и будете в этом случае общаться с налоговыми органами с помощью блокировок счета компании и проверок. Это тоже своеобразный вид коммуникации, только слишком разрушительный для налогоплательщика. Однако если иных способов найти контакты с начальствующим составом инспекции нет, значит, обращение в суд и/или с жалобой в вышестоящий орган вполне будет оправданно и действенно.


Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.