Как учесть дом под снос

15.01.2020 распечатать Скачать обзор изменений

Фирма купила аварийный дом, который подлежит сносу. Что делать бухгалтеру с такой покупкой? Как учесть дом под снос и является ли он основным средством? Разберемся.

Признаки ОС

Объект относится к основным средствам при одновременном выполнении четырех условий (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, далее – ПБУ 6/01):

  • он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд или для сдачи в аренду или на прокат;
  • он предназначен для длительного использования (свыше 12 месяцев) или обычного производственного цикла, превышающего 12 месяцев;
  • он не предназначен на продажу;
  • он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Эти четыре критерия отнесения объекта к ОС должны выполняться одновременно.

Дом под снос – не ОС

Приобретенное под снос здание не предполагается использовать в деятельности, направленной на получение дохода. Значит, уже из-за этого оно не подлежит учету в составе ОС.

Кроме того, это строение само по себе не может принести экономические выгоды в будущем (п. 7.2, 7.2.1, 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997)). То есть не выполняется еще один критерий ОС.

Значит, к основным средствам купленный дом под снос не относится.

Но затраты на его приобретение понесены. Что делать с ними?

Стоимость дома под снос – в первоначальную стоимость

Основные средства отражают в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основного средства – это сумма фактических затрат на его приобретение или создание.

В ситуации с покупкой дома под снос речь идет о первоначальной стоимости того объекта, который будет построен на месте снесенного.

Если дом покупали его исключительно для того, чтобы снести и построить на его месте новый, затраты на приобретение и стоимость работ по сносу включаются первоначальную стоимость нового объекта, который будет построен на месте старого.

Пример. Как отразить в бухучете затраты на дом под снос

Фирма приобрела подлежащее сносу здание для строительства на его месте торгово-развлекательного комплекса. Стоимость здания составила 2 400 000 руб., в т. ч. НДС 400 000 руб.

Для сноса фирма привлекла подрядную организацию. Стоимость ее работ - 480 000 руб., в т. ч. НДС 80 000 руб.

Эти затраты за вычетом НДС нужно включить в первоначальную стоимость нового объекта. НДС можно предъявить к вычету.

Бухгалтер отразит операции такими записями:

  • Дебет 08 Кредит 60 - 2 000 000 руб. – отражена стоимость здания, подлежащего сносу, в составе фактических затрат на возведение здания торгово-развлекательного комплекса;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 2 000 000 руб. – 400 000 руб. – отражен НДС по зданию, приобретенному для сноса;
  • Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - 400 000 руб. – предъявлен к вычету НДС по зданию, приобретенному для сноса;
  • Дебет 60 Кредит 51 - 2 400 000 руб. – перечислена оплата предыдущему владельцу здания;
  • Дебет 08 Кредит 60 - 400 000 руб. (480 000 – 80 000) – учтены расходы по демонтажу здания;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 80 000 руб. – учтена сумма НДС по расходам на снос здания;
  • Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - 80 000 руб. – предъявлен к вычету НДС по расходам на снос здания;
  • Дебет 60 Кредит 51 - 480 000 руб. – оплачены подрядчику работы по сносу здания.

Все затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, учитывают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

После того, как формирование первоначальной стоимости завершено, объект нужно со счета 08 перевести на счет 01 в состав ОС.

Дом отдельно, земля отдельно

Нередко бывает, что вместе с аварийным нежилым зданием организация покупает земельный участок. Довольно распространенная хозяйственная ситуация. И вот еще один вопрос: как быть с земельным участком?

Начнем с того, что сам земельный участок не является амортизируемым имуществом ни в бухгалтерском, нив налоговом учете (п. 17 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 256 НК РФ).

В бухучете расходы на приобретение земли и дома надо отражать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», но на отдельных субсчетах. После этого компания должна рассмотреть каждый объект на предмет соответствия критериям признания имущества в составе основных средств.

Со зданием мы разобрались. А земельный участок в данной ситуации отвечает установленным критериям, и можно смело переводить его в состав основных средств, но не амортизируемых.

Учесть в расходах стоимость любого земельного участка можно только при его продаже (подп. 2 п. 1, п. 2 ст. 268 НК РФ).

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...