Как составить договор подряда

25.10.2011 распечатать

Введение СРО требует от компании большей ответственности. Многие столкнулись с массой проблем. У предприятий появилась необходимость в оптимизации штата и приведении договорной базы в соответствие со всеми нормами законодательства.

В строительных компаниях, в связи со спецификой их работы, достаточно часто возникает необходимость в заключении договоров подряда на осуществление строительно-монтажных работ. При этом необходимо принять по трудовому договору ряд специалистов в соответствии с требованиями СРО на период осуществления работ на конкретный объект (инженеров, сметчиков, строителей), обратив внимание на два критерия при составлении такого вида договора, а именно на его срок и цену.

Сроки и цены

Срок договора определяется по двум критериям – проведением работ временного характера и объемом оказываемых услуг (с открытой датой). Проведение работ временного характера (до одного года) позволяет работодателю без всяких проблем заключать срочный трудовой договор с необходимым ему специалистом. Понятие «объем» услуг (работ) на сегодня законодательно как предмет не раскрыто (в части первой ст. 59 ТК РФ) и трактуется однозначно с точки зрения работника и работодателя как заведомо определенный объем. Слабым звеном данного пункта является то, что в процессе ведения хозяйственной деятельности предприятию требуются специалисты определенной квалификации, что вынуждает работодателя привлекать порой одних и тех же работников, и это факт может вызвать более пристальное внимание со стороны контролирующих органов.

Цена договора подряда – это сметная стоимость выполненных работ; она включает в себя как материальные расходы, так и саму работу. Первые подтверждаются первичными документами, такими как товарный чек, чеки ККТ, договорами на приобретение материалов. Сама работа – это вознаграждение в пользу физического лица, производящего данный вид строительных или проектных работ. Причем необходимо выделить сумму вознаграждения, включающую в себя НДФЛ.

Нюансы заполнения

Немного о предмете договора. Предмет договора необходимо строго «конкретизировать»: общие формулировки, такие как «ремонтные работы» или «работы по изготовлению проводки» не подходят. В договоре нужно указать вид работ, их содержание, объем и, конечно же, результат. При этом результат должен быть оформлен актом и соответствующей гарантией исполнителя.

Если же в договоре подряда не будут отражены эти существенные условия, то такая бумага имеет все шансы быть признанной незаключенной, и судебная практика на сегодня складывается не в пользу налогоплательщика (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2009 г. № Ф04-1970/2009 (3760-А45-38). Форма договора подряда заключается в простом письменном виде, что не требует государственной регистрации.

Правильная актуализация этих двух форм договорных отношений с сотрудниками позволяет достаточно существенно оптимизировать налоговую базу при исчислении соответствующих налогов. В случае заключения договоров аренды и подряда с одним и тем же специалистом учет следует вести по различным статьям расходов.

Так, в бухгалтерском учете сумма вознаграждения по договору подряда будет отражена следующим образом:

Дебет счета 20, 26 Кредит счета 70

– начислено вознаграждение сотруднику по договору подряда;

Дебет счета 70 Кредит счета 50, 51

– выплачено вознаграждение сотруднику.

Сметная стоимость материалов (по договору подряда) принятая к учету отражается следующим образом:

Дебет счета 10 Кредит счета 60

– оприходованы материалы согласно смете (по договору подряда);

Дебет счета 20, 26 Кредит счета 10

– произведено списание материалов на объект;

Дебет счета 60 Кредит счета 50, 51

– выплачена стоимость материалов (по договору подряда).

Сумма арендной платы за использование оборудование и инструмента будет отражаться следующим образом:

Дебет счета 20, 26 Кредит счета 76

– начислена арендная плата за отчетный период;

Дебет счета 76 Кредит счета 50, 51

– выплачена арендная плата.

На ошибках учатся

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки, которые приводят к переквалификации договоров налоговыми органами. Самыми проблемными являются договора подряда, которые налоговые органы стараются трактовать как трудовые, с последующим доначислением страховых взносов. При составлении договора подряда важно обращать внимание на то, чтобы в нем не было признаков трудового договора, а это прежде всего четкое указание срока начала и окончания работ. Подрядчик самостоятельно должен определить способы выполнения задания. Регламент работы (а не правила трудового распорядка) должен быть оговорен отдельным пунктом.

В договоре подряда должна быть указана сметная стоимость (цена) выполнения строительных работ, которая должна включать в себя компенсацию материальных издержек и сумму вознаграждения подрядчика. Доход, полученный физическим лицом по договору подряда в форме вознаграждения, в отличие от дохода, полученного по трудового договору, не подлежит обложению взносами ФСС (в соответствии со ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Но заказчик должен уплатить взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, только если это требование оговорено в условиях договора подряда отдельной строкой. При этом необходимо отметить, что порядок начисления страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не зависит от того, является специалист гражданином РФ или нет.

Дата осуществления выплат по договору подряда в части выплаты вознаграждения определяется как день перевода денежных средств в пользу работника и облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке на дату начисления дохода в бухгалтерском учете. Дата перечисления вознаграждения также прописывается отдельным пунктом в договоре, и там же оговаривается условие, в какой форме деньги будут переданы работнику: наличными или безналичным переводом.

Переквалификация договоров аренды достаточно редкий случай. Налоговые риски при заключении такого договора достаточно малы. Единственный момент, на который необходимо обратить внимание при заключении данного вида договоров, – является ли организация налоговым агентом. Согласно письму Минфина от 7 октября 2009 г. № 03-04-06-01/257, налоговым агентом признаются российские организации, уплачивающие физическому лицу арендную плату за арендованное у него оборудование и инструмент, в соответствии с чем они должны исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в порядке, предусмотренном статьей 226 НК РФ.

Чтобы избежать налоговые риски и конфликты с контрагентами, рекомендуется составлять договора с особой тщательностью, в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства и существующей практикой заключения договоров.

Светлана Дорофеева, эксперт журнала "Расчет"

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...