Как распознать фантома в партнерской фирме?

Как распознать фантома в партнерской фирме?

19.08.2008 распечатать

Ни одна фирма в рамках деловых отношений не может обойтись без тесного сотрудничества с множеством партнеров, которым приходится доверять и от которых порой зависит очень многое. Увы, далеко не все из них отличаются честностью и порядочностью. Как же распознать липовую фирму?

Начнем с названия

К сожалению, перспектива встречи с подставной компанией гораздо более вероятна, чем это кажется на первый взгляд. Подобная фирма может открыться на время ради какой-то крупной сделки, а потом исчезнуть в неизвестном направлении. Бывает так, что крупная компания создает дочернюю организацию на подставных лиц, а потом благополучно ее закрывает. Существуют и фирмы, попросту не зарегистрированные в государственных органах, и любую сделку с одной из них налоговая признает недействительной. Отвечать же придется вам.

Итак, как можно распознать компанию-однодневку? Это удастся сделать только в том случае, если относиться предельно внимательно буквально ко всему, и начать следует с названия. В основном такие фирмы предпочитают громкие, броские, но при этом совершенно непонятные имена. Или же берут раскрученный бренд, меняя в его наименовании одну букву или добавляя приставку «плюс», «м» и так далее. Этот способ призван создать впечатление, что вы имеете дело с фирмой известной, или же она каким-то образом связана с крупным брендом, что тут же усыпляет бдительность. К тому же однодневки любят давать себе иностранные названия, используя в них числа, напоминающие обозначение какого-нибудь года. Не факт, что это год основания организации. Видишь, например, на вывеске «1995», и кажется, что фирма работает уже второй десяток лет, а на самом деле она могла получить свидетельство о регистрации месяц назад или вообще его не получить.

Ничего стыдного

Итак, если фирма или ее название кажутся вам подозрительными, то можно сделать запрос в налоговую инспекцию, чтобы узнать, стоит ли данная организация на учете. Обойдется вам подобная услуга в пределах 400–500 рублей, зато в течение пяти дней вы получите необходимую информацию, причем отказать вам в этом не могут. Если информации о запрашиваемой компании нет, то стоит поискать другого партнера.

Есть и еще один вариант, совершенно бесплатный. При заключении договора обязательно попросите у партнера копию свидетельства о регистрации. Ничего стыдного и предосудительного в этом нет. Можно считать, что такой документ — это паспорт организации. Вы же наверняка интересуетесь паспортными данными партнера при заключении сделки?

Однако если стыд никак не удается побороть, то можно проверить компанию на сайте информационного агентства «ВАЛААМ». Впрочем, здесь есть и свои минусы, причем ощутимые. Нужно принимать во внимание, что агентство может получать недостоверную или запоздалую информацию, в результате чего вы сочтете «однодневкой» вполне добросовестную фирму.

Себе дороже

Существуют определенные способы собрать информацию об учредителях компании. Разумеется, это куда сложнее, чем сделать запрос в налоговую, но тоже вполне реально. Дело в том, что зачастую фирма-однодневка является филиалом крупной, давно действующей на рынке организации. Вот только оформлена она на третьих лиц, которых либо не существует, либо они располагают поддельными паспортами. Так что в критической ситуации головная контора ничем не рискует, а расплачиваетесь опять-таки вы. Если есть возможность через правоохранительные органы проверить анкетные данные тех или иных участников договора, то лучше пойти на этот шаг, особенно если сделка намечается крупная. Рисковать в данном случае себе дороже.

Ситуацию комментирует Татьяна Ищеева, эксперт компании «АОН»: «Есть даже специальные фирмы, деятельность которых и сводится к регистрации подобных компаний-однодневок. Зачастую подставные директора и учредители попросту не догадываются, на что идут. Им редко говорят правду. Кстати, юристы, которые занимаются регистрацией, не считают свои действия неправомерными. Конторе они документы выдали, а уж то, что ее хозяева оказались мошенники, их, мягко говоря, не волнует. Увы, подобные ситуации случаются довольно часто».

Горячий сезон

О том, чем может обернуться для незадачливого контрагента договор с фирмой-однодневкой, нам рассказала Елена Седова, главный бухгалтер московской рекламной фирмы: «Совершенно случайно, незадолго до новогодних праздников, мы вышли на поставщиков сувениров, которые были так необходимы нам в тот момент. Ситуация сложилась так, что заказов было много как никогда, а поставщики, с которыми мы обычно сотрудничаем, ничего не могли нам предложить на тот момент. Естественно, мы ухватились за новых партнеров и даже не стали особо проверять их — столько лет работаем в этой сфере, и за все время не было никаких накладок. Нас не насторожило даже то, что цены на продукцию были довольно низкие, а товара много — и это несмотря на горячее время года. В тот момент мы себя успокоили тем, что фирма-партнер держит невысокие цены просто потому, что пока не очень известна. Мы внесли оговоренную предоплату — немаленькую, надо сказать — а потом не смогли дозвониться до контрагента. Через пару дней начали беспокоиться, отправились в офис, где заключали договор, и вот тут-то оказалось, что никого в этом помещении нет, и никто не знает, где искать арендаторов. Не одни мы оказались столь доверчивыми. Видимо, продукции в тот год не хватало многим рекламным агентствам».

Действительно, подобные конторы открываются в горячий сезон, перед праздниками, когда многие предприниматели совершают крупные сделки, не раздумывая, в надежде заработать на праздничном ажиотаже. Иногда жажда быстрой наживы заканчивается плачевно. В такие периоды как грибы после дождя открываются туристические агентства, которые предлагают недорогие туры на самые горящие даты, в то время как на деле все уже давно распродано. При этом на удочку попадаются как работники обычных, добросовестных туркомпаний, которые пытаются перекупить заказы, так и просто частные лица. Выход здесь только один — работать с проверенными временем фирмами. К счастью, подобные мошенничества постепенно сходят на нет по сравнению с тем разгулом, который имел место быть еще лет пять-семь назад.

комментарий специалиста

О том, как еще можно распознать мошенников, рассказывает Татьяна Ищеева: «Если вы ищете себе новых партнеров или контрагентов, то вас должны насторожить чересчур выгодные условия сделки, чрезмерная дешевизна товара и слишком щедрые обещания. Стоить помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. С другой стороны, поводом для беспокойства может быть и бедно оборудованный офис компании, состоящий из одной комнаты и двух сотрудников. Или, например, чересчур активно демонстрируемая заинтересованность в сотрудничестве с вами, которая проявляется настойчивыми звонками и заманчивыми речами. В целом же стоит проявить элементарную бдительность и настороженность. А остальное уже зависит от вас».

Варианты есть

В целом напрашивается вывод, что предпочтительнее будет подстраховаться заранее. Тем более что вариантов здесь немало — название, номер ИНН, ОГРН, запрос в налоговую и т. п. Кстати, если у вас хорошие отношения с местным налоговым инспектором, то можно просто задать ему вопрос по телефону и не ждать пяти дней. Но отношения должны быть действительно доверительными, так как предоставлять подобную информацию в частном порядке налоговики не имеют права. Попробуйте выяснить, сколько лет трудится контора на рынке. Это даст хоть какую-то гарантию надежности. Новых партнеров можно заводить и старым, проверенным веками методом — по рекомендациям ваших знакомых.

Конечно, вероятность наткнуться на мошенника есть всегда, но не стоит бояться всех вокруг. Добросовестных организаций, которые тоже хотят вести дела честно, все-таки большинство.

Светлана Кузина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.