Как проводить инвентаризацию в условиях коронавируса: рекомендации Минфина

28.12.2020 распечатать

Инвентаризация обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Минфин в письме от 24.12.2020 г. № 02-07-07/113668 обратил внимание на ряд особенностей, которые надо учитывать при проведении инвентаризации имущества в период коронавируса.

Проведите инвентаризацию запасов в частично удаленном формате

Минфин допускает проведение инвентаризации дистанционно.

Проведение инвентаризации возможно с применением видео- фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени в случае, когда по месту нахождения имущества присутствуют только отдельные члены инвентаризационной комиссии.

Остальные члены инвентаризационной комиссии могут наблюдать за проведением инвентаризации с помощью программ для видеоконференций.

Такой порядок, по мнению чиновников, не будет препятствовать достижению установленных целей инвентаризации.

Аналогичные разъяснения Минфин дал и для аудиторов, которые не могут лично присутствовать при инвентаризации.

Для них также допускается возможность дистанционного присутствия на инвентаризации с использованием технологий видеоконференцсвязи.

При применении данного подхода аудитор должен выполнить те же процедуры, которые он выполнил бы при личном присутствии при инвентаризации.

Однако, если, по мнению аудитора, дистанционное присутствие при проведении инвентаризации не обеспечит достаточные надлежащие аудиторские доказательства, то в таком случае надо привлечь другую аудиторскую организацию или индивидуального аудитора, находящихся вблизи или в соответствующем месте хранения запасов.

Но если и эти меры невозможны, Минфин допускает возможность провести инвентаризацию запасов в другой, ближайший после снятия ограничений день (Рекомендации аудиторским организациям (приложение N 2 к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 18.12.2020 № 56)).

Особенности проведения инвентаризации расчетов

Инвентаризацию расчетов можно провести посредством электронного взаимодействия с участниками расчетов.

При этом рекомендуется в акт сверки расчетов или в сопроводительное письмо включить положения о том, что контрагент должен в установленный срок представить свои возражения по направленному акту.

Это позволит организации отразить необходимые корректировки показателей расчетов в годовой бухгалтерской отчетности.

В случае, если организация не получит эти возражения в указанный срок, то акт сверки расчетов может считаться согласованным «по умолчанию».

В таком же порядке можно провести и сверку расчетов с налоговиками, подав заявление на получение справки о состоянии расчетов или акта сверки дистанционно (п. 3 Временного порядка проведения совместной сверки расчетов, направленного письмом ФНС России от 16.04.2020 № АБ-4-19/6371@).

Акт сверки расчетов, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, организация может получить от налоговиков в электронной форме.

Особенности приказа о проведении инвентаризации

Состав комиссии утверждает руководитель организации своим приказом.

В состав инвентаризационной комиссии могут входить и главный бухгалтер, и другие сотрудники бухгалтерии. При этом сотрудник бухгалтерии не должен проводить инвентаризацию участка, по которому он является материально ответственным лицом.

В состав инвентаризационной комиссии можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49).

Участие аудиторов в инвентаризации рекомендуется в случае, если организации надо получить аудиторское заключение.

Иначе аудитор не сможет получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения и откажется его выразить (п. 9 Международных стандартов аудита Международной федерации бухгалтеров от 09.01.2019 № 705).

При проведении инвентаризации работники организации не должны быть на больничном. Ведь в этот период они не могут быть на работе.

Поэтому, в приказе рекомендуется предусмотреть последствия на случай, если кто-либо из членов комиссии не может присутствовать на инвентаризации.

Например, если из 5-ти членов комиссии при инвентаризации присутствовал только 4 человека, один из которых является ее председателем, и результаты голосования распределились – два «за», два «против», то голос председателя становится решающим.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Инвентаризация

Как оформить результаты инвентаризации 

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...