Как аудиторы проверят «ковидную» бухгалтерскую отчетность?

25.12.2020 распечатать

В условиях распространения коронавируса Минфин выпустил Рекомендации аудиторам о том, на что им обращать внимание при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности (приложение № 2 к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 18.12.2020 № 56).

Влияние коронавируса на бухгалтерскую отчетность

Вероятность и масштаб потенциального влияния условий COVID-19 на бухгалтерскую отчетность аудируемого лица зависит, в том числе, от того, относится ли сфера деятельности аудируемого лица к наиболее пострадавшим отраслям экономики.

Особое внимание аудиторам рекомендовано обращать внимание:

  • как руководство организации оценивает ее способность продолжать непрерывную деятельность в условиях COVID-19;
  • есть ли простои в использовании объектов основных средств;
  • как отражаются оценочные значения, включая оценку справедливой стоимости, и раскрытие информации о них в бухгалтерской отчетности;
  • как учитывается государственная помощь;
  • на события после отчетной даты;
  • на классификацию обязательств в качестве краткосрочных и долгосрочных;
  • на бухгалтерский учет аренды;
  • на риски, связанные с финансовыми инструментами, включая дебиторскую задолженность, и раскрытие информации о них в бухгалтерской отчетности;
  • на признание выручки;
  • на оценку и списание запасов;
  • на затраты и резервы на реструктуризацию, включая затраты на выходные пособия работникам;
  • на обязательства по выплате неустоек за несоблюдение условий договоров.

При изучении этих данных аудитор должен понять, какие изменения в процессе деятельности организации произошли в ответ на условия COVID-19, и как данные изменения повлияли на оценку руководством организации рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности.

Особенности получения аудиторами информации

В условиях COVID-19:

  • получение информации может быть затруднено или может потребовать больше времени;
  • степень надежности информации может стать ниже;
  • характер аудиторских доказательств и обстоятельства, в которых их получает аудитор, могут измениться;
  • доступ к документации на бумажных носителях может быть затруднен.

Поэтому, аудиторам рекомендуется прилагать больше усилий и времени для проверки полученных данных.

Документация и информация, которую аудитор планировал использовать в качестве аудиторских доказательств, во многих случаях может предоставляться аудитору в электронной форме.

В отношении таких сведений аудитор должен подтвердить их соответствие данным организации, предоставившей информацию, например:

  • сверить информацию в электронной форме с данными ее источника;
  • получить доступ в режиме чтения к внутренним системам организации и изучить соответствующую информацию;
  • проверить, что информация аудируемой организацией берется из ее внутренних источников, например, с помощью удаленной демонстрации экрана монитора.

При работе с информацией, полученной от организации в электронной форме, аудитор должен оценить наличие факторов, вызывающих сомнения в ее надежности указанной информации.

В случае, когда информация, полученная в электронной форме, не соответствует другим полученным аудиторским доказательствам или у аудитора есть сомнения в ее надежности, он должен определить, какие изменения или дополнения в аудиторских процедурах необходимы для разрешения такого несоответствия или сомнения.

Альтернативные аудиторские процедуры при инвентаризации

Если руководство организации сообщило аудитору, что провести инвентаризацию запасов в условиях COVID-19 невозможно, то такое заявление аудитор должен проверить и оценить его влияние на аудит.

Если аудитор установит обоснованность этого заявления, он все равно должен собрать надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния запасов.

В случае невозможности личного присутствия аудитора при проведении инвентаризации в связи с установленными в месте хранения запасов ограничениями, ему предоставлено право использовать альтернативные меры аудиторской проверки.

При применении данного подхода аудитор должен выполнить те же процедуры, которые аудитор выполнил бы при личном присутствии при инвентаризации.

Например, участвовать в инвентаризации в удаленном формате, направляя действия персонала организации.

Или, использовать доказательства в форме видеозаписей или фотоматериалов.

Например, если запасы состоят из крупных объектов и отслеживаются по уникальному серийному номеру, то фотография такого объекта запасов, отображающая его уникальный серийный номер, а также подтверждение того, что она была сделана на дату подсчета, может служить убедительным доказательством существования объекта запаса.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Обязательный аудит

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...