Как правильно заполнить Расчет по налогу на имущество
24.07.2013 распечататьНе позднее 30 июля компании должны сдать расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Конечно, так нужно делать, если региональные власти ввели на своей территории данный налог и установили по нему отчетные периоды. Как правило, именно так и происходит – в большинстве субъектов налог нужно платить и есть отчетные периоды.
Как сама форма расчета, так и порядок его заполнения (далее – Порядок) утверждены приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895. Этим же нормативным актом установлен формат представления расчета в электронном виде.
Расчет авансовых платежей по налогу на имущество включает в себя:
- титульный лист;
- раздел 1 «Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет»;
- раздел 2 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
- раздел 3 «Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчетный период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».
Это важно
На титульном листе расчета авансовых платежей по налогу нужно ставить код отчетного периода. В случае с полугодием код «31».
Последовательность заполнения расчета такая. Первым делом отражают данные в разделе 2 или в разделе 3. Далее заносят информацию в раздел 1. Ну и в самом конце заполняют титульный лист. Сведения в раздел 3 должны вносить лишь иностранные компании, имеющие объекты недвижимости, не относящиеся к их деятельности в России через постоянное представительство. Не будем про него говорить, поскольку остальные фирмы не должны сдавать раздел 3 в силу пункта 1.3 Порядка.
Прежде чем перейти к заполнению расчета, давайте разберемся, когда нужно сдавать расчет и куда его представлять.
Когда нужно сдавать расчет, а когда – нет
Есть несколько ситуаций, когда не совсем понятно, нужно сдавать расчет авансовых платежей или нет. Например, на балансе фирмы только полностью самортизированные основные средства, то есть остаточная стоимость объектов равна нулю. Соответственно налог на имущество платить не с чего. Однако отчитываться все равно нужно (см. письмо ФНС России от 8 февраля 2010 г. № 3-3-05/128). Делать так придется до тех пор, пока не произойдет выбытие актива и основное средство спишут с баланса.
Или другой пример. Все имущество компании подпадает под льготы. То есть опять-таки налог платить не нужно. Однако о праве на льготы нужно заявить.
С этой целью организации заполняют специальные строки в разделе 2 расчета авансовых платежей по налогу на имущество.
В остальных ситуациях нужно исходить из того, признается ли имущество объектом налогообложения или нет. Взять те же движимые вещи. Если они учтены как основные средства до 1 января текущего года, придется посчитать налог. Значит, нужно и отчитаться. Когда же движимое имущество поставлено на баланс в 2013 году, оно не облагается налогом и сдавать расчет нет необходимости.
К сведению
Компании, отнесенные к крупнейшим налогоплательщикам, всегда отчитываются в ИФНС по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Куда сдавать расчет
Чтобы разобраться, куда представлять расчет авансовых платежей, достаточно заглянуть в пункты 1.2 и 1.6 Порядка. Как нетрудно догадаться, нужно отчитаться перед ИФНС по месту нахождения самой организации.
У предприятия есть филиал, выделенный на отдельный баланс? Тогда обязательно представить расчет в ИФНС, курирующую данное подразделение. Естественно, это нужно делать, только если у филиала на балансе «висят» основные средства, облагаемые налогом.
Помните также, что налог на имущество является региональным. Поэтому, если имущество расположено в разных субъектах страны, одним расчетом не отделаться. Поясним, как отчитываться в каждом регионе.
Самый простой вариант – все основные средства находятся там же, где сама организация. При таком раскладе заполняйте один расчет. А как быть, когда на территории края или области у предприятия одно или два здания (удалены от головного офиса) да еще и, например, три филиала (и в каждом есть основные средства)? То есть организация стоит на налоговом учете в нескольких инспекциях по разным основаниям.
Важно, куда именно зачисляется сумма налога на имущество и авансов по нему.
Если эти платежи полностью уходят в региональный бюджет и не распределяются по муниципальным образованиям, расчет заполняйте в единственном экземпляре. Код ОКАТО пишите по месту нахождения головного офиса. В частности, именно такие правила действуют в настоящее время в Москве.
А если по региональному закону налог распределяют по бюджетам муниципальных образований? Тогда нужно будет заполнить столько расчетов, по скольким адресам расположены основные средства компании.
Но и это еще не все. Один расчет авансовых платежей в отношении имущества, подлежащего налогообложению в пределах одного муниципального района, может заполняться далеко не всегда. А лишь если отсутствует решение представительного органа муниципального района о зачислении доходов от налога на имущество в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района (п. 1.6 Порядка).
Как заполнить раздел 2
Раздел 2 заполняют отдельно в отношении разного имущества (п. 5.2 Порядка). Возьмем такую ситуацию. Часть основных средств, облагаемых налогом, расположена в головном офисе, часть – в одном филиале и еще часть – в другом филиале. Тогда нужно заполнить не один, а целых три раздела 2. Чтобы идентифицировать объекты, заполняют специальные коды согласно Приложению № 5 к Порядку. Обычно следует проставлять код «3».
Алгоритм заполнения раздела 2 не сложный. При желании его можно прочитать в главе V Порядка.
Пример
На балансе ООО «Омерта» числится легковой автомобиль «шкода йети» (ОС).
По состоянию на 1 января 2013 года его остаточная стоимость составляет 810 000 руб. Средняя стои- мость имущества за первое полугодие 2013 года – 720 000 руб.
Поскольку фирма прав на налоговые льготы не имеет и ставка налога на имущество составляет 2,2 процента, сумма авансового платежа равна:
720 000 руб. X 2,2% : 4 = 3960 руб.
Раздел 2 расчета бухгалтер организации заполнил так, как показано на странице 37.
Что учесть, внося данные в раздел 1 и титульный лист
Раздел 1 включает в себя семь блоков. Их заполняют по каждому месту уплаты налога. В каждом из блоков предусмотрены три одинаковые строки: 010, 020 и 030.
Проще всего начинать со строки 030 – ведь именно в ней отражается сумма авансового платежа по налогу на имущество, подлежащего уплате в бюджет по месту представления расчета по соответствующим кодам ОКАТО и КБК.
Справочно
Все стоимостные показатели в расчете авансовых платежей нужно указывать в полных рублях. Значения менее 50 копеек отбрасывают, а 50 копеек и более округляют до полного рубля.
В строке 010 запишите код ОКАТО, по которому нужно перечислить авансовый платеж, указанный в строке 030 того же блока. В строке 020 укажите код бюджетной классификации, по которому подлежит зачислению сумма согласно строке 030 данного блока.
На 2013 год для текущих платежей по налогу на имущество с основных средств, не входящих в единую систему газоснабжения, установлен единый КБК:
182 1 06 02010 02 1000 110.
Если же объект входит в ЕСГС, КБК такой: 182 1 06 02020 02 1000 110 (приказ Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н).
В конце раздела 1 расчета в графе «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» обязательно поставить подпись руководителя организации или уполномоченного представителя компании. Рядом с ней ставится дата подписания расчета.
Ну и пару слов про титульный лист. Здесь следует отразить сведения, характерные для любой налоговой отчетности. А именно, ИНН и КПП фирмы, код отчетного периода, четырехзначный код инспекции и пр.
Т.Н. Петрухина, налоговый консультант