Как правильно вести учет основных средств
15.02.2012 распечататьОсновное средство может быть построено. Есть два способа постройки: подрядный – если работы проводят сторонние организации и хозяйственный – когда фирма ведет строительство самостоятельно, силами собственного персонала.
В бухгалтерском учете первоначальная стоимость основных средств, построенных любым из этих способов, складывается из всех затрат на их возведение и ввод в эксплуатацию. Это же правило применяется и в налоговом учете.
После завершения подрядных работ оформляют акт с указанием договорной стоимости строительства. На основании такого акта составляются проводки:
Дебет 08-3 Кредит 60
– отражена стоимость строительных работ;
Дебет 19-1 Кредит 60
– отражена сумма НДС, предъявленного подрядной организацией.
Пример
В отчетном году ЗАО «Актив» завершило строительство административного здания. Строительство велось подрядным способом. Стоимость всех работ составила 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки (после оформления акта сдачи-приемки результата выполненных работ):
Дебет 08-3 Кредит 60
– 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000) – учтена стоимость строительных работ;
Дебет 19-1 Кредит 60
– 360 000 руб. – учтена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядной организации;
Дебет 08-3 Кредит 96 субсчет «Государственные пошлины за регистрацию»
– 15 000 руб. – учтена госпошлина, подлежащая оплате;
Дебет 01 субсчет «Основные средства, не прошедшие госрегистрацию» Кредит 08-3
– 2 015 000 руб. (2 000 000 + 15 000) – учтено построенное здание после его ввода в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19-1
– 360 000 руб. – принят к вычету НДС.
В связи с государственной регистрацией здания бухгалтер должен сделать проводки:
Дебет 68 субсчет «Государственные пошлины» Кредит 51
– 15 000 руб. – уплачена госпошлина за регистрацию здания;
Дебет 96 субсчет «Государственные пошлины за регистрацию» Кредит 68 субсчет «Государственные пошлины»
– 15 000 руб. – произведена регистрация права на здание;
Дебет 01 субсчет «Здания и сооружения» Кредит 01 субсчет «Основные средства, не прошедшие госрегистрацию»
– 2 015 000 руб. – построенный объект зачислен в состав основных средств;
Дебет 60 Кредит 51
– 2 360 000 руб. – оплачены расходы по строительству.
В балансе «Актива» за отчетный год стоимость здания (2 015 тыс. руб.) будет отражена по строке 1130 баланса.
При хозяйственном способе строительные работы фирма проводит самостоятельно. А все затраты, связанные со строительством, учитывают по Дебету счета 08. В учете это отражают так:
Дебет 08-3 Кредит 10 (02, 10, 70, 69…)
– отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами.
В отчетности 2011 года временно эксплуатируемые объекты капитального строительства до ввода их в постоянную эксплуатацию отражают в составе основных средств.
Если построенный объект не используется до конца года, расходы указываются в строке баланса 1170 «Прочие внеоборотные активы», в обратной ситуации – по строке 1130 «Основные средства». На стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации начисляют НДС. При этом сумма налога, начисленная при выполнении работ, подлежит вычету только при условии, что построенный объект предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС, и его стоимость подлежит включению в расходы по налогу на прибыль (в том числе через амортизацию). Сумму НДС со стоимости строительно-монтажных работ можно принять к вычету в момент начисления налога, то есть на конец квартала.
Пример
В сентябре отчетного года ЗАО «Актив» начало строить склад. Строительство ведется хозспособом.
Затраты по строительству составили 1 190 000 руб., в том числе:
стоимость материалов – 590 000 руб. (в том числе НДС – 90 000 руб.);
зарплата строительных рабочих (с учетом взносов в ПФР, ФСС, фонды ОМС и взносов по «травматизму») – 400 000 руб.;
амортизация строительных машин и оборудования – 200 000 руб.
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:
Дебет 10 Кредит 60
– 500 000 руб. (590 000 – 90 000) – оприходованы материалы для строительства;
Дебет 19-1 Кредит 60
– 90 000 руб. – учтен НДС по оприходованным материалам;
Дебет 60 Кредит 51
– 590 000 руб. – оплачены материалы;
Дебет 08-3 Кредит 10
– 500 000 руб. – списаны материалы на строительство;
Дебет 08 Кредит 70, 69
– 400 000 руб. – начислены зарплата, взносы в ПФР, ФСС,
фонды ОМС и взносы по «травматизму»;
Дебет 08-3 Кредит 02
– 200 000 руб. – начислена амортизация по строительному оборудованию.
В декабре склад был введен в эксплуатацию. Бухгалтер «Актива» должен сделать проводку:
Дебет 01 Кредит 08-3
– 1 100 000 руб. (500 000 + 400 000 + 200 000) – склад введен в эксплуатацию.
Стоимость склада (1 100 000 руб.) бухгалтер «Актива» должен отразить в строке 1130 баланса.
Если строительство ведется хозпособом, то стоимость основного средства формируют в налоговом учете в том же порядке, что и цена готовой продукции на складе.
Порядок расчета стоимости готовой продукции на складе содержится в пункте 2 статьи 319 НК. Согласно этой статье, в стоимость готовой продукции включают только прямые расходы. К таким, в частности, можно отнести материальные затраты (расходы на покупку сырья и материалов, инструментов и инвентаря, полуфабрикатов и т.д.); расходы на оплату труда строительных рабочих; расходы на оплату обязательных взносов в ПФР, ФСС, фонды ОМС с зарплаты строительных рабочих; амортизацию по строительным машинам и оборудованию. Конкретный перечень прямых расходов можно установить в учетной политике фирмы. Все остальные расходы считаются косвенными.
Впервые для бухгалтеров разработан уникальный сервис: интернет-поддержка бухгалтеров в период сдачи годового отчета. Все, что уже изменено по отчету и все, что изменится в дальнейшем, - вы найдете на сайте:
Специально для бухгалтеров разработано приложение «Годовой отчет». Сервис поможет проверить, всё ли учтено при подготовке годового отчета, и ответить на вопрос, можно ли сдавать отчет в налоговую.
Подписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com