Как подготовить и подать жалобу в УФНС России? - Бухгалтерия.ru

Как подготовить и подать жалобу в УФНС России?

сегодня в 08:49 распечатать

Жалоба в УФНС России – не формальность, а юридический механизм, который определяет стратегию защиты интересов бизнеса: будет ли приостановлено исполнение ранее вынесенного решения налогового органа, может ли быть отменено доначисление, сократится ли размер штрафа. Кроме этого, без обязательного обжалования вынесенного решения налогового органа организация не может обратиться в суд. Наш материал – практическая инструкция для бухгалтера и юриста компании о том, какой вариант жалобы выбрать, как ее составить, какие документы приложить, чтобы увеличить шансы на успех, как не нарушить сроки подачи.

Виды жалоб для направления в УФНС России

Существует два вида документов. Первый – это апелляционная жалоба. Она подается, если вы хотите оспорить решение налогового органа еще до его официального вступления в силу. Жалоба направляется через ту же инспекцию, которая составила акт. В течение трех рабочих дней налоговый орган отправит документы в УФНС России по региону. Главное, о чем нужно помнить – до вынесения решения вышестоящим органом обжалуемое решение не вступает в силу, соответствующий порядок предусмотрен статьей 139.1 НК РФ.

Второй вид документа – обычная (последующая) жалоба. Она направляется уже после вступления в силу решения, а также в случае, когда компания не успела направить апелляционную жалобу. Подать обычную жалобу можно в течение года со дня вынесения решения. Передача жалобы в УФНС России по региону также идет через вынесшую решение инспекцию, которая перенаправляет пакет документов (ст. 139 НК РФ).

Напомним, досудебное обжалование является обязательной процедурой! В силу статьи 138 Налогового кодекса по большинству налоговых споров без обжалования в вышестоящий налоговый орган компания в суд попасть не может.

Читайте также: «Допускается ли в рамках проверки несколько осмотров одного помещения?»

Срок направления документов

Если говорить об обжаловании итогов проверок, то, как правило, у бизнеса есть один месяц со дня вручения решения, когда документ вступает в силу. Именно этот месяц – ваше окно для направления жалобы.

Срок рассмотрения документа в УФНС составляет также один месяц, при необходимости он может быть увеличен еще на один месяц. Например, это может случиться, если Управлению необходимо запросить и получить дополнительные документы.

Для ряда иных жалоб действует ускоренный режим: 15 рабочих дней (и столько же при продлении). Информация о продлении и само решение должны быть направлены налогоплательщику в течение трех дней после принятия документа, такой порядок предусмотрен статьей 140 Налогового кодекса. В Таблице 1 вы можете найти перечень видов жалоб и сроки, которые налогоплательщик должен соблюсти для направления документа в Управление.

Таблица 1. Виды жалоб и сроки для их подачи в УФНС России
Вид обращенияСрок подачиОтсчетМожно ли продлить / восстановление
Апелляционная жалоба (на не вступившее в силу решение)месяцС момента вручения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ, п. 9 ст. 101 НК РФ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ)Продлить нельзя. Восстановление возможно при уважительных причинах
Жалоба (на вступившее в силу решение)1 годСо дня вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ)Не подлежит восстановлению. Если срок пропущен, то предприятие может обратиться только в суд
Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов после решения по жалобе (на действия/бездействие налогового органа и иные вынесенные акты)3 месяцаС момента, когда компания узнала о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ)Можно восстановить по ходатайству при уважительных причинах
Иск в арбитражный суд3 месяцаСо дня, когда стало известно о нарушении (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Решение о привлечении к ответственности можно обжаловать только после апелляции в УФНС России (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Срок – со дня, когда решение вступило в силуВосстановление допускается (п. 2 ст. 117 АПК РФ

Напомним: с 2025 года в Налоговом кодексе появился упрощенный порядок рассмотрения обращений налогоплательщиков. Теперь отдельные виды обращений рассматриваются за семь рабочих дней, соответствующий порядок предусмотрен статьей 140.1 НК РФ.

В частности, в упрощенном порядке могут быть рассмотрены вопросы, связанные с блокировкой счета, отказом в рассрочке или отсрочке, отказом в возврате или зачете переплаты, отказом принять декларацию/документы, направлением требования об уплате налога, не связанного с проверками.

Обратите внимание: жалоба в рамках упрощенного порядка обязательно подается в электронном виде, через личный кабинет на сайте ФНС России или ТКС. Сдача документов на бумаге не предусмотрена.

В самой жалобе нужно отдельно указать просьбу (волеизъявление) рассмотреть ее в упрощенном порядке. Например, текст документа может начинаться так: «Прошу рассмотреть жалобу в упрощенном порядке согласно ст. 140.1 НК РФ».

Если налоговый орган не может рассмотреть жалобу упрощенно (такая ситуация может возникнуть, например, если решение выносится по проверке), жалоба будет перенаправлена налоговым органом в Управление в стандартном порядке.

Читайте также: «Обзор. Судебная практика по налоговым спорам за I полугодие 2025 года»

Утвержденная форма жалобы

Возвращаясь к вопросу подачи жалобы в Управление.

ФНС России утвердила унифицированную форму КНД 1110121 (жалоба/апелляционная жалоба). С 01.01.2025 действует новая редакция форм и электронных форматов, утвержденных приказом ФНС России от 02.09.2024 № ЕД-7-9/693@.

Жалобу в Управление можно подать на бумаге через инспекцию, по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика.

Можно выделить полезные сопутствующие документы, к таковым относятся: ходатайство о приостановлении рассмотрения жалобы (КНД 1110407), заявление о приостановлении исполнения решения (КНД 1110408), дополнительные документы к жалобе (КНД 1110412).

Читайте также: «Рассмотрение материалов налоговой проверки. Что нужно знать?»

Структура жалобы. Как составить документ

1. «Шапка». Тут указывается, в какое УФНС России направляется документ, кто его подготовил. Обратите внимание, вам нужно указать полное наименование юрлица, ИНН и КПП, а также реквизиты доверенности представителя.

2. Предмет обжалования. Укажите точное наименование документа, номер, дату, когда и как его получили (это важно для сроков!), а также норму НК РФ, позволяющую обжаловать данный документ.

3. Фактические обстоятельства. Опишите кратко хронологию событий, например: в компании прошла проверка, был составлен акт, бизнес подготовил возражения, далее было их рассмотрение и решение. Описывая фактические обстоятельства, не нужно давать оценки событиям, указывайте только факты: даты, номера документов и ответственных лиц.

4. Доводы «по существу». Описывая доводы, помните, что каждый тезис нужно подкрепить документально, это может быть «первичка», договоры, расчеты, выписки из учетной политики, нормы НК РФ и т. д. Сами доводы лучше излагать по следующей формуле:

Позиция (вывод) ИФНС → почему данный вывод неверен (ссылка на НК РФ, письма ФНС России, Минфина России, судебная практика) → довод компании (свой аргумент нужно подтвердить документально) → вывод.

5. Доводы «процессуальные». Обратите внимание, данный пункт не должен носить формальные описания тех процессуальных неточностей, которые компания заметила. Цель этого блока жалобы – продемонстрировать нарушения, которые повлияли на результат.

Например: «Акт вручен позже 5-дневного срока, установленного п. 5 ст. 100 НК РФ, в этой связи мы были лишены реальной возможности своевременно подготовить возражения и заявить ходатайства. Поэтому просим признать нарушение существенным и отменить решение либо вернуть на новое рассмотрение».

6. Просительная часть Четко сформулируйте, что именно просите: отменить полностью или частично вынесенное налоговым органом решение, изменить квалификацию, исключить эпизоды, назначить дополнительные меры контроля с соблюдением прав, приостановить исполнение вынесенного решения, рассмотреть с участием представителя.

Укажите в жалобе телефоны или вашу электронную почту, отметьте, что готовы оперативно давать пояснения и участвовать в рассмотрении (в том числе по ВКС).

В этой же части жалобы необходимо указать, как компания хочет получить решение по жалобе: на бумажном носителе или в электронном формате.

7. Приложения. Составьте опись документов (с номерами листов) и прикрепите копии документов, которые упоминаете в жалобе.

Резюмируем: на Странице 1 должны быть заполнены «шапка» документа, предмет обжалования, хронология событий (6–8 строк), таблица спорных сумм (по эпизодам), ссылки на нормы. На странице 2 должны быть указаны три ключевых довода «по существу» (каждый по 7–10 строк), один процессуальный довод (с причинной связью), просительная часть и заявление о приостановлении исполнения. Контакты и отметка о готовности ко встрече по видеоконференцсвязи.

Читайте также: «Нарушение процедуры выемки не отменяет результатов проверки»

Какие документы приложить. Минимальный набор

Список документов, которые компания может приложить к жалобе, зависит от особенностей работы вашей компании и предмета оспариваемого решения.

...

Полный текст статьи доступен  по подписке на журнал «Практическая бухгалтерия»

ПОДПИСКА НА 3 МЕСЯЦА

 12 000 ₽  2 700 ₽
Оформить подписку

ПОДПИСКА НА 6 МЕСЯЦЕВ

 22 400 ₽  15 000 ₽
Оформить подписку

В статье использованы фото с сайта freepik.com или shutterstock.com

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...