Как перейти на упрощенную систему налогообложения

Как перейти на упрощенную систему налогообложения

16.10.2002 распечатать Скачать обзор изменений

Недавно была принята очередная глава Налогового кодекса, посвященная упрощенной системе налогообложения. Хотя она начинает действовать только с 2003 года, подать документы для перехода на «упрощенку» надо уже сейчас. В статье мы расскажем, когда фирмам выгоднее работать по упрощенной системе и что для этого надо сделать.

Что такое "упрощенка"

Как работать по "упрощенке", написано в главе 26.2 Налогового кодекса

Упрощенная система налогообложения предназначена для малого бизнеса. Фирмы и предприниматели переходят на нее добровольно. Это позволяет им платить меньше налогов и сдавать меньше отчетов в инспекцию.

Какие налоги надо платить

Если фирма перешла на упрощенную систему, то она не платит:
— налог на прибыль;
— НДС;
— налог с продаж;
— налог на имущество;
— ЕСН.
Вместо них фирмы платят единый налог. Остальные налоги перечислять в бюджет нужно.
Обратите внимание: фирмы, применяющие "упрощенку", должны с зарплаты сотрудников платить взносы в Пенсионный фонд.

Как рассчитать единый налог

Единый налог можно рассчитать двумя способами:
— с доходов фирмы;
— с доходов, уменьшенных на расходы.
Вы сами выбираете, как будете рассчитывать единый налог. Выбранный вариант надо указать в заявлении о переходе на "упрощенку".

I способ
Единый налог с доходов рассчитайте так:

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы х 6% = Единый налог

II способ
Единый налог с доходов, уменьшенных на расходы, рассчитайте так.

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы — Расходы фирмы х 15% = Единый налог

Если этот налог, меньше одного процента от доходов фирмы, то в бюджет надо заплатить другую сумму:

Доход от реализации товаров (работ, услуг) + Внереализационные доходы х 1% = Единый налог

Кто не может применять "упрощенку"

На упрощенную систему не может перейти фирма, если:
— у нее есть филиалы и представительства;
— она производит подакцизные товары;
— она платит единый налог на вмененный доход;
— в уставном капитале доля других фирм больше 25 процентов.

Когда выгодно перейти на "упрощенку"

Как правило, фирмам выгоднее платить единый налог. Дело в том, что он заменяет основные платежи в бюджет (ЕСН, налог на прибыль, НДС). Но особенно большая экономия на налогах получается:

Ставку налога с продаж устанавливают власти региона

- если вы занимаетесь розничной торговлей. В этом случае вам приходится платить налог с продаж. В разных регионах он разный, но чаще всего ставка равна 5 процентам от выручки фирмы. Если вы будете платить единый налог с дохода, то его ставка составит 6 процентов. Однако вам не придется платить не только налог с продаж, но и ЕСН, НДС, налоги на прибыль и на имущество;
- если у вашей фирмы большая прибыль. С нее надо платить налог по ставке 24 процента. Если же перейти на "упрощенку", то ставка фактически снизится до 15 процентов.

Пример 1. ЗАО "Актив" торгует в розницу.
В 2003 году доход фирмы составил 1 890 000 руб. (в том числе НДС — 300 000 руб., налог с продаж — 90 000 руб.).
Покупная стоимость товаров — 960 000 руб. (в том числе НДС — 160 000 руб.). В 2003 году сотрудникам ЗАО "Актив" выплачена зарплата 200 000 руб.
Рассмотрим, что выгоднее: платить все налоги или работать по "упрощенке".
Фирма платит все налоги
В этом случае ЗАО "Актив" должно заплатить:
— ЕСН и взносы в Пенсионный фонд;
— НДС;
— налог с продаж;
— налог на прибыль.
ЕСН и взносы в Пенсионный фонд равны:
200 000 руб. х 35,6% = 71 200 руб.
Фирма может уменьшить НДС к уплате на сумму налога, которая перечислена поставщикам за товары (160 000 руб.). В результате в бюджет надо заплатить:
300 000 руб. — 160 000 руб. = 140 000 руб.
Налог с продаж равен 90 000 руб.
Прибыль фирмы составит:
(1 890 000 руб. — 90 000 руб. — 300 000 руб.) — (960 000 руб. — 160 000 руб.) — 200 000 руб. — 71 200 руб. = 428 800 руб.
Рассчитаем налог на прибыль:
428 800 руб. х 24% = 102 912 руб.
Всего ЗАО "Актив" заплатит в бюджет:
71 200 руб. + 140 000 руб. + 90 000 руб. + 102 912 руб. = 404 112 руб.
Если фирма работает по "упрощенке", то она может платить единый налог с доходов или с разницы между доходами и расходами.
Фирма платит единый налог с доходов
Сумма единого налога составит:
1 890 000 руб. х 6% = 113 400 руб.
Кроме того, с зарплаты сотрудников надо заплатить взносы в Пенсионный фонд:
200 000 руб. х 14% = 28 000 руб.
Всего ЗАО "Актив" заплатит:
113 400 руб. + 28 000 руб. = 141 400 руб.
Фирма платит единый налог с разницы между доходами и расходами
Сумма единого налога составит:
(1 890 000 руб. — 960 000 руб. — 200 000 руб. — 28 000 руб.) х 15% = 105 300 руб.
Всего ЗАО "Актив" заплатит:
105 300 руб. + 28 000 руб. = 133 300 руб.
Как видим, ЗАО "Актив" выгоднее применять "упрощенку". Причем единый налог лучше рассчитать с разницы между доходами и расходами. В этом случае фирма сэкономит:
404 112 руб. — 133 300 руб. = 270 812 руб.

Как перейти на "упрощенку"

Чтобы перейти на "упрощенку", надо:
— определить, имеете ли вы на это право. Для этого рассчитайте определенные показатели. Они не должны быть больше показателей, указанных в Налоговом кодексе;
— написать заявление.

Какие показатели надо рассчитать

Чтобы перейти на "упрощенку", надо определить:

Порядок расчета средней численности работников есть в постановлении Госкомстата от 7 декабря 1998 г. № 121

- среднюю численность работников. В фирме должно работать не более 100 человек;
- стоимость основных средств и нематериальных активов. Она должна быть меньше 100 млн рублей. В Налоговом кодексе не сказано, какую стоимость имущества нужно брать — первоначальную или остаточную. Однако в МНС нам сказали, что фирмы должны вести расчеты по остаточной стоимости;
- сумму выручки за девять месяцев 2002 года. Она должна быть меньше 11 млн рублей. Этот показатель рассчитывается без НДС и налога с продаж.
Обратите внимание: если по итогам 2002 года доход фирмы превысит 15 млн рублей, то она не сможет применять "упрощенку".

Пример 2. ООО "Пассив" торгует продуктами питания. В нем работают 15 человек. У фирмы есть:
— здание магазина. Его первоначальная стоимость составляет 500 000 руб., амортизация — 60 000 руб.;
— компьютер первоначальной стоимостью 20 000 руб., амортизация — 5000 руб.
За девять месяцев 2002 года фирма продала товаров на 12 600 000 руб. (в том числе НДС — 2 000 000 руб., налог с продаж — 600 000 руб.).
Чтобы определить, можно ли применять "упрощенку", бухгалтер ООО "Пассив" сделал такой расчет:
— средняя численность работников (15 человек) меньше величины, установленной Налоговым кодексом (100 человек);
— остаточная стоимость амортизируемого имущества равна:
(500 000 руб. — 60 000 руб.) + (20 000 руб. — 5000 руб.) = 455 000 руб.
Эта величина меньше 100 млн руб.;
— выручка фирмы за девять месяцев 2002 года равна:
12 600 000 руб. — 2 000 000 руб. — 600 000 руб. = 10 000 000 руб.
Это меньше величины, установленной Налоговым кодексом (11 млн руб.).
ООО "Пассив" по всем показателям удовлетворяет критериям, которые установлены Налоговым кодексом. С 2003 года фирма может перейти на упрощенную систему.

Как написать заявление

Заявление о переходе на "упрощенку" надо подать в налоговую инспекцию до 30 ноября

Заявление о переходе на "упрощенку" подайте в свою налоговую инспекцию. Сделайте это с 1 октября по 30 ноября.
В настоящее время специальной формы заявления нет. Но, по нашим данным, МНС ее разрабатывает. Как только она появится, мы о ней расскажем.
Налоговики могут не утвердить форму заявления о переходе на "упрощенку" до 1 октября. Тогда составьте его в произвольном порядке. Например, это может выглядеть так:

Руководителю инспекции МНС России
по г. Москве № 26
Курочкину Сергею Владимировичу
от директора ЗАО "Баланс" (ИНН 7726026598)
Григорьева Василия Ивановича

Заявление

На основании статьи 34613 Налогового кодекса РФ с 1 января 2003 года ЗАО "Баланс" переходит на упрощенную систему налогообложения.
За девять месяцев 2002 года у фирмы были следующие показатели деятельности:
— доход (без учета НДС и налога с продаж) — 500 000 рублей;
— средняя численность работников — 15 человек;
— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов — 100 000 рублей.
У фирмы нет филиалов и представительств. Подакцизную продукцию не продаем. Уставный капитал состоит из вкладов граждан.
В 2003 году ЗАО "Баланс" будет рассчитывать единый налог с доходов фирмы.

Руководитель
/В.И. Григорьев/
Главный бухгалтер
/Ю.В. Смирнова/

Д. ВЕСЕЛОВ, аудитор
Материал опубликован в 9-м номере журнала "Практическая бухгалтерия"

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.