Как обжаловать действия контролеров после проверки

07.11.2011 распечатать

Если вы считаете, что инспекторы, проводившие на вашей фирме проверку, поступили незаконно, вы можете обжаловать их действия.

Обжаловать действия и решения проверяющих можно:

  • в административном порядке (в вышестоящее подразделение или непосредственному начальнику инспектора);
  • в судебном порядке.

Обратите внимание: нельзя обжаловать акт проверки, определение о возбуждении административного расследования и протокол административного правонарушения. В этих документах не определяется факт нарушения или мера административной ответственности, то есть вопрос по существу не решается. Свои возражения и замечания по поводу содержания акта проверки или протокола об административном правонарушении можно изложить непосредственно в этих документах.

Споры с контролерами в вышестоящей инстанции

Административное обжалование имеет ряд преимуществ:

  • не нужно платить государственную пошлину;
  • не нужно оплачивать услуги юристов;
  • знакомство с позицией вышестоящей инстанции происходит еще до суда (это помогает лучше подготовиться к судебному разбирательству в случае отрицательного результата).

Однако наряду с преимуществами есть и недостатки. В частности, спор рассматривает одна из спорящих сторон, а это влияет на независимость принимаемого решения.

Кроме того, руководитель проверяющих нередко действует не по закону, а по приказам своего руководства. А они могут противоречить законам. Не выполнив приказ, руководитель рискует лишиться кресла. Если же он проиграет дело в суде, но выполнит все инструкции, то вышестоящее начальство его обвинить не сможет – он действовал по инструкциям. Именно поэтому проверяющие часто действуют вопреки закону.

Имейте в виду: чем больше фирма жалуется, тем меньше ее проверяют.

Куда жаловаться

Чтобы обжаловать действия или бездействие инспекторов, нужно обратиться к их непосредственному начальнику.

Для обжалования решения, вынесенного по результатам проверки, нужно обращаться в вышестоящее подразделение. Например, если вы кадровик и недовольны решением инспекторов районного отдела трудовой инспекции, нужно жаловаться в городское управление инспекции.

Как оформить и подать жалобу

Закон не установил четких требований к оформлению жалобы. Поэтому ее можно составить в произвольной форме.

Однако в ней должны быть указаны:

  • наименование и адрес структуры и Ф. И. О. должностного лица, которому адресована жалоба;
  • Ф. И. О., должность, место жительства того, кто жалуется;
  • Ф. И. О., должность инспектора, чьи действия или бездействие подлежат обжалованию, дата и время их совершения;
  • наименование контролирующего ведомства, чей акт будет обжалован, дата его составления и номер (если обжалуется акт проверяющих);
  • обоснование жалобы со ссылками на нарушенные законы.

Имейте в виду: жалоба должна быть краткой и четкой. Иначе инспектор прочитает только ее начало и конец, а середину в лучшем случае просмотрит. Его интересует только правовая сторона вопроса. Поэтому все свои доводы, изложенные в жалобе, нужно снабдить ссылками на закон.

К жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. Причем достаточно приложить копии этих документов, а подлинники можно будет принести непосредственно на разбирательство жалобы.

Начальник отдела кадров направил в трудовую инспекцию жалобу на незаконные действия трудовых инспекторов во время проверки. К жалобе он приложил подлинник протокола об административном правонарушении. Однако начальник инспекции жалобу не удовлетворил. Кадровик решил обратиться в суд, поэтому попросил вернуть ему оригинал протокола, приложенный к жалобе. Но в инспекции ответили, что документ утерян. Теперь кадровику будет сложно выиграть суд.

Жалобу нужно составить в двух экземплярах. Один можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением или передать лично, второй нужно оставить у себя.

При личной передаче жалобы требуйте, чтобы ее зарегистрировали, а на втором экземпляре поставили штамп с регистрационным номером и датой приема жалобы.

Жалобу нужно подать в течение трех месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав. Обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности можно в течение 10 дней после вручения копии постановления.

При пропуске установленного законом срока подачи жалобы по уважительной причине (болезнь, длительная командировка и т. п.) нужно написать ходатайство о восстановлении срока и указать причину его пропуска. Вам наверняка пойдут навстречу и восстановят срок.

Решение по жалобе

Решение по жалобе должно быть принято в течение месяца с момента ее поступления. По жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности этот срок меньше – 10 дней.

Копию решения обычно отправляют по почте.

В зависимости от того, что подлежит обжалованию, начальник вышестоящей инстанции может:

  • полностью или частично удовлетворить жалобу (признать действия его подчиненного незаконными);
  • отказать в удовлетворении жалобы.

Если в решении рассмотрены все поставленные в жалобе вопросы, приняты все необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий ответ, жалоба считается разрешенной.

По жалобе на постановление об административном правонарушении вышестоящий чиновник может принять одно из решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

  • оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения;
  • изменить постановление. При этом наказание не может быть усилено (например, увеличен штраф);
  • отменить постановление и прекратить производство по делу;
  • отменить постановление и возвратить дело на новое рассмотрение.

Если жалобу удовлетворили, через суд можно потребовать, чтобы проверяющие возместили вам понесенные убытки и моральный вред (ст. 1070 ГК РФ).

Если же принятое решение вас не устраивает, можно обратиться в прокуратуру или в суд.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...