Как изменятся налоги в 2012 году?

10.02.2012 распечатать

Гадание на ромашке или другом подходящем цветке – удел юных влюбленных. Экономно, но примитивно и поверхностно: плюнет-поцелует, прижмет-пошлет... Кофейную гущу и карты оставим цыганкам и провинциальным дамам бальзаковского возраста. Люди серьезные, желающие узнать налоговое будущее своей страны, а стало быть, и свое собственное, предпочитают не гадать, а сопоставлять и анализировать высказывания известных политиков. Правда, точность и результативность таких исследований зачастую оказываются не выше «ромашечных» и «кофейных» экспериментов.

Корреспондент «Мосбуха», которого случайно занесло на пресс-конференцию самой популярной в России женщины-астролога, ученицы своего не менее известного супруга-провидца, в шутку поинтересовался у нее, что говорят звезды по поводу ставок обязательных налоговых платежей? Повысят? Понизят? Оставят на прежнем уровне? Тамара Михайловна Глоба отреагировала натянутой полуулыбкой и витиеватой фразой о неизбежности переломных моментов в экономике. Создалось впечатление, что звезды по поводу налогообложения пока в полной прострации. Или о чем-то знают, но молчат.

В отличие от них у чиновников что, так сказать, в подсознании, то и на языке. Вот только с однозначностью толкований их тезисов тоже все как-то не очень. В них, грубо говоря, сам тот, кого к ночи не поминают, ногу сломит. Впрочем, так оно, может, и интереснее...

Над пропастью во ржи

Вот премьер-магистр (простите, министр, разумеется), уж на что прямой человек, а и тот, пару раз заявив, что налоги после выборов повышать не планируется, на третий высказался более осторожно: «Позиция правительства заключается в том, что мы последовательно должны увеличивать доходы казны, но не только за счет роста общего налогового бремени на граждан и участников экономической деятельности». Очень тогда насторожило всех это «не только».

Ситуацию, впрочем, тут же попыталась сгладить прорицательница и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина: «Уровень налоговых ставок у нас уже приблизился к критической величине, и дальнейшее повышение ставок на общие налоги приведет к давлению на экономику и выпадению доходов».

«Наша позиция заключается в том, чтобы мы не меняли, не пересматривали общий объем налогового бремени», – высказал свое мнение главный финансист страны Антон Силуанов. При этом он надеется, что пенсионная система страны, в настоящее время съедающая львиную часть бюджета, наконец станет «самодостаточной». «Реформа пенсионной системы, которая должна решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда, также не может быть основана на повышении налоговой нагрузки на экономику», – тут же уточнила Эльвира Сахипзадовна.

Конструктивный диалог двух идеа... (простите, реалистов, разумеется) нарушил бывший начальник г-жи Набиуллиной, а ныне глава Сбербанка РФ Герман Греф, попросив объяснить, где власти найдут средства на решение пенсионной проблемы. «Если это не повышение налогов, то тогда надо дать ясный ответ, откуда эти деньги возьмутся», – потребовал он, напомнив, что речь идет о триллионах рублей.

Ну зачем, зачем он так? Кому нужна эта его сермяжная прямота, граничащая с цинизмом? Заладил: где деньги, где деньги? Знали б прикуп – жили б в Сочи. Или на Алфе-какой-нибудь-Центавре... Вот так, одним неосторожным высказыванием можно погубить любую мечту, похоронить любые светлые ожидания, чаяния и надежды, посеять смуту и тревогу даже среди, казалось бы, несгибаемых противников повышения налогов. Один из них – придворный алхимик (простите, помощник президента) Аркадий Дворкович – сразу как-то засомневался и предположил, что «даже если Минфин против повышения налогов, его могут вынудить». Не конкретные люди вынудят, а давление обстоятельств и объективные реалии, поскольку справиться с дефицитом бюджета ПФР, не повышая пенсионный возраст, и индексировать пенсии и поддерживать военные расходы без реформирования налоговой системы не получится.

В полное уныние погрузили общественность разработчики итоговой версии пресловутой «Cтратегии-2020». По их расчетам, если у государства возникнут проблемы с наполнением бюджета, могут быть повышены ставки НДС до 20–22% и НДФЛ при сохранении плоской шкалы.

Окольный путь

Минфин в 2012 году подготовит предложения по отмене ряда налоговых льгот, рассказал «Мосбуху» заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Сергей Разгулин. Стоимость всех налоговых льгот, применяемых в настоящее время, оценивается Минфином в 700 млрд рублей, что равно десятой части налоговых доходов консолидированного бюджета.

По данным финансового ведомства, бюджеты потеряли более 100 млрд рублей по налогу на имущество для естественных монополий, 100 млрд рублей амортизационной премии, 170 млрд рублей на налоговые каникулы по НДПИ и 50 млрд рублей – на применение пониженной ставки по налогу на прибыль.

Создается впечатление, что власти, упорно не отвечая на вопрос бизнеса, будут ли повышаться налоги, предпринимают пока некий обходной маневр, для начала отменяя льготы.

Сеанс спиритизма

Еще один вариант узнать будущее – заглянуть в прошлое. Усаживаемся поудобнее, гасим свет, тихонько вращаем стол и вызываем мятежный дух экс-министра финансов Алексея Кудрина, лишившегося своего поста из-за несогласия с президентом по вопросам роста государственных расходов. «Мы стоим перед тенденцией повышения либо пенсионного возраста, либо налогов, и это не будет временной мерой. Это плата за наращивание расходов», – говаривал он когда-то. И сегодня опальный чиновник все так же считает повышение пенсионного возраста неизбежным, а налогов – весьма вероятным, если власти не пойдут на сокращение расходной части бюджета.

«Если цены на нефть останутся высокими, есть шанс пройти без резкого повышения налогов», – вмешивается в разговор его бывший подчиненный Сергей Шаталов.

«Не останутся. Они достигли «исторического максимума» с начала 90-х. Дождь из нефтедолларов, позволявший правительству постоянно повышать расходы, закончился. Такого больше не будет», – парирует скептически настроенный дух и умолкает.
Ропот озадаченных участников спиритического сеанса: «Да что мы слушаем этого чернокнижника, страшилки это все!» Стук в дверь: «Кто там?» – «Свои! Финкризис заказывали? Открывайте!»

Занавес.

Плюс децентрализация всей страны

Да пусть себе пугают, не такое слыхали и видали. Сокращать расходы, особенно на обороноспособность, власти не собираются. И повышать ставки действующих налогов, рискуя навлечь на себя проклятия не только бизнес-сообщества, но и всего народонаселения, желанием не горят. Есть у них другие действенные методы экономической стабилизации. Например, провозглашенный Дмитрием Медведевым курс на децентрализацию властных полномочий с целью создания дифференцированных правовых, инвестиционных и налоговых режимов в отдельных регионах РФ. «Регионам нужен больший простор для проведения эффективных решений в целях повышения уровня жизни наших людей и, соответственно, достаточно ресурсов для того, чтобы эти полномочия осуществлять», – подчеркнул президент. Среди ключевых предложений – полная передача на региональный уровень налога на прибыль и водного налога. Кроме того, региональным бюджетам передадут все акцизы – от спирта и табака до автомобильного бензина и дизтоплива. Налог на доходы физических лиц, который сейчас уплачивается по месту работы гражданина, может «переехать» по месту жительства. И постепенно самые отдаленные медвежьи уголки (простите, Дмитрий Анатольевич, мы не в том смысле) нашей необъятной родины превратятся из дотационных в регионы-доноры, ну или по крайней мере не будут клянчить дополнительные деньги у федерального центра. Станут такими же «самодостаточными», как пенсионная система в мечтах г-на Силуанова.

Однако процесс этот весьма не скорый и довольно затратный, требующий масштабного перераспределения ресурсов. По оценке г-на Дворковича, для проведения полноценной децентрализации потребуется передача на места финансовых ресурсов в размере от нескольких сотен миллиардов до 1 трлн рублей.

Не надо, г-н Греф, умоляем, не надо нам очередной порции вашего скепсиса и недоверия! Г-н Дворкович отвечает за свои слова и знает, где взять этот триллион.

НДС + (-) НСП = ?

Выполнить поставленную президентом задачу и обеспечить масштабное перераспределение ресурсов, считает Дворкович, поможет возвращение налога с продаж (НСП), которым в отличие от действующего ныне НДС будет распоряжаться не федеральное правительство, а региональные власти.

Судьба этого налога весьма показательна, если не сказать драматична: впервые введенный в 1991 году, он продержался на плаву лишь до начала года следующего. Затем он действовал в 1998–2003 годах, когда каждый субъект федерации получил право самостоятельно принимать решение о введении налога и размере ставки (в пределах 5%), после чего был заменен налогом на добавленную стоимость, который поступает в федеральный бюджет.

Обещанного семь лет ждут

Единый налог на недвижимость, который должен пополнить бюджеты муниципалитетов и увеличить налогообложение богатых, будет введен не ранее, чем через пять-семь лет, заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Несмотря на то что представители различных ведомств в течение последних двух месяцев делали противоречивые заявления на этот счет, Набиуллина подчеркнула: позиция в данном вопросе Минфина, ФНС и Минэкономразвития схожа – россияне продолжат платить отдельный налог на имущество и отдельный налог на землю.

Напомним, что ранее озвучивались другие сроки. Так, например, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Сергей Разгулин заявлял, что в налог на недвижимость может быть введен в 2014 году. В ряде пилотных регионов его планировалось ввести с 2013-го и даже с 2012 года.

Главным и многолетним сторонником обратной рокировки, то есть замены не оправдавшего высокое доверие и окончательно «криминализировавшегося» НДС на налог с продаж с максимальной ставкой 10% как раз и является г-н Дворкович. По его мнению, более низкая по сравнению с НДС ставка НСП будет стимулировать производителей к уплате налога, который в перспективе мог бы стать основным источником пополнения местных бюджетов. Противником, как нетрудно догадаться, выступал Минфин в лице г-на Кудрина, поскольку налог с продаж не компенсирует объема сборов, получаемого по НДС, и выпадающие доходы от предложенной «пересменки», по его прикидкам, могли составить сотни миллиардов рублей. Позиция г-на Силуанова такая же железобетонная, как и у его предшественника: «Дискуссия о введении налога с продаж была завершена несколько лет назад. Мы поставили все точки, пришли к выводу, что одновременное существование НДС и налога с продаж не самое эффективное налоговое решение. Из этих двух косвенных налогов оставили НДС. Снова поднимать этот вопрос не стоит. Мы считаем, что можно наполнить региональные бюджеты за счет отмены льгот по региональным и местным налогам».

Стоп, с льготами все понятно, они давно в немилости у Минфина. А вот насчет одновременного существования НДС и НСП – это что-то новое. Заверения главы Минэкономразвития о том, что она будет делать все от нее зависящее, «чтобы не было одновременно обоих налогов (НДС и налога с продаж)», настораживают еще больше.

Итак, игрок НСП снимается со скамейки запасных, выходит на налоговое поле и вступает в игру в качестве замены форварда НДС или в качестве «усиления»? Впрочем, нечто подобное уже происходило: обещали включить транспортный налог в цену на бензин, то есть поднять акцизы, а сам налог отменить, и первую часть обещанного честно выполнили. Вторую – забыли.

«Если мы добавим к НДС налог с продаж, то это приведет к одномоментному увеличению стоимости всех услуг и товаров. По всей стране все вдруг враз подорожает!» – не на шутку встревожен вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. Но, может, паниковать преждевременно и все еще обойдется? Обещала ведь г-жа Набиуллина костьми лечь...

Минус «налог на бухгалтеров»

Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, отменят НДС или не отменят – науке это пока неизвестно. Может, какой другой налог упразднят. Скажем, налог на бухгалтеров, – есть такой, оказывается, и отменить его пообещал сам премьер-министр. На встрече с Владимиром Путиным ходоки из «Деловой России» посетовали, что в настоящее время компаниям параллельно приходится вести два учета – налоговый и бухгалтерский, и это затрудняет предпринимательскую деятельность. Изводим, дескать, тонны бумаги, возим отчетность КамАЗами, а на оплату труда бухгалтеров российские работодатели в совокупности тратят до 2 трлн рублей в год. То есть просто допналог какой-то. Может, ну его, этот налоговый учет, а оставим только бухгалтерский? «Давайте сделаем, кто мешает?» – согласился премьер, сорвав бурные продолжительные овации.

Зигзаг удачи

Вообще, аплодисментами в ходе вышеупомянутой встречи зал разражался неоднократно: когда премьер пообещал бизнесу справедливые тарифы, защиту прав собственности и особенно «решительный налоговый маневр», то бишь перенастройку все налоговой системы для перетока денег из сырьевых отраслей в производство. И когда все это осуществится, Россия войдет в пятерку ведущих экономик мира и ведение предпринимательской деятельности в нашей стране станет сплошным удовольствием. «Стране необходим решительный налоговый маневр. Деньги идут туда, где выгодно. Сейчас это нефтегазовый сектор», – посетовал премьер, подчеркнув, что для исправления ситуации государство готово пойти даже на снижение налогов и увеличение льгот на обновление производств. «Загнать деньги палкой» в несырьевые сектора нельзя, констатировал он, но развернуть финансовые потоки в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса можно.

«Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост. Для укрепления и наращивания промышленного потенциала страны налоговая система должна стимулировать инвестиции, прежде всего в производственный сектор. У несырьевого бизнеса должно оставаться больше средств для развития», – предложил Путин и поручил Минэкономразвития и Минфину разработать конкретные шаги по перенастройке фискальной политики. При это премьер подчеркнул, что Россия должна сделать свою систему налогообложения более привлекательной для инвесторов и конкурентной по сравнению с другими странами вопреки рискам, связанным с наполнением бюджета: «По уровню налогообложения, по некоторым другим параметрам, безусловно, мы должны будем принимать какие-то решения, даже несмотря на то, что это будет вызывать тревогу со стороны Минфина по поводу наполнения бюджета».

«Ешь ананасы, рябчиков жуй»

Налог на роскошь, согласно инициативе Владимира Путина, должен быть введен уже в этом году. Вопрос только в том, как этот налог администрировать, какие товары могут попасть под его уплату. В 1990-х годах, согласно закону об акцизах, дополнительными налогами облагались ювелирные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесные морепродукты, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры, мех, одежда из натуральной кожи, автомобильные шины и шоколад. Сейчас список подакцизных товаров содержится в Налоговом кодексе: алкоголь, табак, автомобили и мотоциклы, различные виды топлива и моторные масла.

У премьера свое, несколько ироничное видение ситуации: «Захотел построить особняк на Рублевке – плати! Не в развитие бизнеса, а в покупку брюликов деньги вложил – плати».

Разумеется, пока еще второй человек в государстве прекрасно осознает, что глобальная перенастройка и запуск новой модели экономического роста – удовольствие не из дешевых. По предварительным подсчетам, цена вопроса зашкаливает за 43 трлн рублей. Но дело это нужное, так что финансистам в очередной раз предложено поскрести по сусекам. С усердием, но в нужных местах. К примеру, предложенное Минфином резкое повышение акцизов на табак и алкоголь поддержки у главы правительства не нашло: «Вот все привязались к этим акцизам. Но мы тогда водку в пять раз увеличим. Или сигареты повысятся в десять раз. Это же невозможно просто!»

Таким образом, искомые 43 трлн могут «нарисоваться» разве что за счет повышения ставок налога на имущество и благодаря сознательности бизнесменов, которые перестанут прятать деньги в офшорах.

Вопрос введения налога на роскошь также может рассматриваться, уточнил Путин, но «скорее как социальный инструмент», поскольку пока не ясно, сколько денег эта мера может дать бюджету. Точно так же, по его словам, непонятно, как могут измениться поступления в бюджет после изменения налога на прибыль.

В сухом остатке

Ну вот, как-то так. Всем все понятно, что с налогами будет? Может, проще все же было на гуще кофейной погадать – так еще не поздно. Пока же в сухом остатке имеем позитивный прогноз на фоне негативных тенденций, столкновение, так сказать, идеализма с реализмом. И это нормально, если искренне верить, что триллион рублей можно извлечь ниоткуда и бросить его регионалам, не ущемляя и не закрывая никаких федеральных проектов, не сокращая гособоронзаказ, не повышая налоги. Громадье планов, горы амбиций и обещаний – звучных, но неконкретных. Направление «налогового маневра» и сроки его выполнения весьма расплывчаты. Можно, конечно, быстро и стразу: не сбавляя скорости, через две «сплошные», под «кирпич». Под «Улыбнитесь, каскадеры! Ведь опасность – это все-таки пустяк!» в начале и марш Шопена в конце. Ну а если без шуток, то понятно, что ревизия всей фискальной системы произойдет не сразу. К тому же согласно ставшей азбучной истиной, сформулированной Михайло Ломоносовым, если где-то что-то убыло, то где-то что-то прибавится. Иначе говоря, маневр обернется снижением налоговых ставок для одних секторов и повышением для других. Кроме того, успех или провал «решительного налогового маневра» зависит не только от конкретных лиц, пусть и очень высокопоставленных, но будет определяться внешнеэкономическими факторами. Той же ценой на нефть, в частности, дай ей бог здоровья. Пока же государство ищет деньги на то, чтобы найти деньги. Экономисты предупреждают о рисках сырьевой зависимости. Премьер признает, что эти риски необходимо ликвидировать, и предлагает для этого изменить структуру национальной экономики. В противном случае государство рискует и дальше сохранять упрощенный (читай «ущербный») характер экономики – с преобладанием сырьевой компоненты.Но лечение от сырьевой зависимости требует немалых средств, взять которые можно только из сырьевого сектора. В минувшем году благодаря аномально высоким ценам на нефть плотно сидящая на сырьевой игле страна получила инъекцию в 115 млрд. Вырос у нас благодаря такому допвливанию, какового больше не предвидится, запас экономической прочности? Готовы мы к падению стоимости черного золота, которое рано или поздно произойдет? Повысился у нас уровень жизни? Говорят, да.

А вот судя по отчету, направленном в Госдуму главой Счетной палаты Сергем Степашиным, «нефтяной бонус» вполне успешно освоен расхитителями: за прошедший год в России незаконных бюджетных трат было больше, чем за все последнее десятилетие. Отток же капитала из нашей страны по своим масштабам в последние кварталы 2011-го уступал только отчаянным месяцам конца 2008-го и в целом составил 85 млрд рублей.

Ау, звезды, вы все еще молчите?! Повысят налоги-то?!

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.