Из главбуха в финдиры

Из главбуха в финдиры

05.09.2008 распечатать

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Точно так же и молодой главбух обычно надеется вырасти до финансового директора. Многим из них эта должность представляется следующей ступенью вверх по карьерной лестнице. Тем не менее, подобное представление страдает явным упрощением. Работа, выполняемая финансовым директором, очень многим отличается от бухгалтерской. Разберемся в ее специфике и оценим, стоит ли с этим связываться.

Задачи финдира

В чем же состоят профессиональные обязанности финансового директора? По сути, ему необходимо решать четыре задачи — бесперебойное финансирование бизнеса через оптимальное построение финансовых потоков, бизнес-планирование, внедрение системы управленческого учета и налоговое прогнозирование. Отсюда проистекают и полномочия такого сотрудника, в перечень которых входит получение всей необходимой информации и руководство несколькими подразделениями, обеспечивающими решение этих задач. Это, в первую очередь, его собственный отдел, частично бухгалтерия и юристы компании. Можно сказать со стопроцентной уверенностью: назначение финансовым директором — внушительный шаг вперед в карьере талантливого главного бухгалтера. Однако здесь нужно трезво взвесить все за и против, чтобы разобраться — стоит ли игра свеч?

Плюсы нового статуса

Собственно, карьерный рост как таковой подразумевает огромное количество плюсов, поэтому стоит разбить их на три условные группы.

Прежде всего, это статус. Многие растущие главбухи воспринимают новую должность именно как продвижение по карьерной лестнице. Это не совсем так, ведь должность финансового директора предполагает совершенно иной уровень ответственности и иные полномочия. Несомненно, они выше, чем у бухгалтера, и этот факт для многих притягателен. Равно как и зарплата, которая, как правило, больше минимум на 50%.

Другой важный фактор — рост квалификации. Став финансовым директором, сотрудник автоматически должен будет овладеть целым арсеналом совершенно новых знаний и навыков. Прежде всего, это бизнес-планирование и управленческий учет на предприятии. Управленческий учет — по сути, святая святых любого предприятия, поскольку именно его данными, а никак не данными бухучета определяется истинная структура себестоимости продукции. В его рамках бухгалтерские проводки приобретают совершенно другой смысл и назначение. Приведем пример.

Пример

C расчетного счета организации «Бета» оплачено 100 000 рублей за товар поставщику. В бухгалтерских регистрах эта операция так и отразится: Дебет 60 Кредит 51 — 120 000 рублей. Однако в управленческом учете смысл операции видится совсем иначе: 100 000 рублей — возвращен банковский кредит; 20 000 рублей — выплачены проценты по кредиту.

Теперь поясним, почему совпала только сумма. Такая ситуация весьма вероятна, если имеют место расчеты с некоей фирмочкой, через которую банком выдаются «короткие кредиты» — ими банк оплачивает за фирму купленный у иностранных поставщиков товар на сумму в евро, эквивалентную тем самым 100 000 рублей. А ваша компания после получения денег от покупателей рассчитывается за кредит. Или можно интерпретировать эту операцию так: 100 000 рублей — выдан заем какой-либо фирме, который потом оформится в бухгалтерском учете как поставка товара или услуг от нее. Нетрудно заметить, что главный финансист гораздо лучше осведомлен о состоянии дел на предприятии, нежели ведущий специалист по учету — и это, согласитесь, весьма заманчиво.

И, наконец, ответственность. Вернее, отсутствие какой-либо ответственности перед законом за достоверность налоговой и бухгалтерской отчетности, необходимости ее предоставления в установленные сроки и т. д. Впрочем, не стоит поддаваться иллюзии спокойствия, ведь управленческая отчетность, в отличие от бухгалтерской и налоговой, составляется более оперативно, и от ее своевременности и точности фактически зависит выживаемость компании — а, значит, и будущее самого финдира.

Безусловно, должность финансового директора подразумевает и иные преимущества, однако надо понимать, что обязанностей у такого работника не меньше, а намного больше, нежели у бухгалтера. К тому же оценить результаты деятельности финансиста тоже намного проще — равно как и принять решение о его полном или неполном служебном соответствии.

Причины задуматься

Так почему же нельзя рекомендовать хорошему счетному работнику безоглядно уходить на повышение? Тому есть несколько причин, и весьма весомых.

Первая из них — сильный отрыв от нормативной базы. Финансовый директор редко вникает в изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, если только они не касаются ставки НДС или налога на прибыль. Но ведь этими новшествами фантазия законотворцев не ограничивается. Главный бухгалтер же в любом случае более информирован — например, в вопросах гражданского законодательства. Он знает, какими налогами облагаются имущественные сделки, а также представляет себе размеры налоговых вычетов по ним.

Вторая причина заключается в том, что финансовый директор, по сути, тот же исполнитель, который не может отказать хозяину бизнеса, если тот желает получить деньги на свои личные нужды. Если состояние дел позволяет выплатить дивиденды — вопросов нет. Гораздо хуже, когда владелец просто оплачивает текущие расходы за счет оборотных средств компании. Тут финансовому директору придется поломать голову над тем, как документально оформить подобные прихоти, и чаще всего дело сводится к банальной «обналичке» под фиктивные товары, работы, услуги.

Третья причина призадуматься — это зависимость от результатов деятельности других сотрудников, на основе которых вырабатываются рекомендации по принятию управленческих решений. Если у вас слабый юрист или новый главный бухгалтер, то все планы пойдут прахом очень быстро.

Или вот еще одна причина. Зачастую у финансового директора нет возможности воздать в равной степени и по справедливости разным сотрудникам, нарушившим финансовую дисциплину. Очень многие вопросы по-прежнему зависят от близости каждого конкретного работника к «телу». Такая ситуация несомненно роняет авторитет главного финансиста.

Увы, данный перечень минусов далеко не полон. Есть еще и филиалы, кадровый состав которых финансовый директор не набирал, и проверить квалификацию которого ему вряд ли под силу. Приходится брать в расчет и постоянно меняющиеся устремления учредителей, желающих завтра открыть новое направление где-нибудь в регионе, где это направление попадает под налоговый спецрежим, который необходимо досконально изучить. И, конечно, главная головная боль — ГДЕ НАЙТИ ДЕНЬГИ НА ВСЕ ЭТО?

Согласитесь, если ночью разбудить финансового директора и услышать от него все вышеперечисленное, то желание идти в эту профессию может моментально пропасть, да и работа главного бухгалтера покажется не такой уж неблагодарной и страшной. По крайней мере, все его шаги регламентированы ПБУ, Кодексами, Правилами и прочими нормативами. В то же время управленческий учет не регламентирован ничем, зато ошибки в нем обойдутся намного дороже.

Успешная работа финансового директора в значительной степени зависит от квалификации других сотрудников организации.

Два в одном

А можно ли попробовать совместить функции финансового директора и главного бухгалтера, пытаясь усидеть на двух стульях сразу?

Эта возможность многим видится привлекательной, к тому же подобная практика не так уж редка в российских компаниях. Наиболее распространенная причина совмещения функций — уменьшение бизнеса. Падение оборотов компании неминуемо приведет к снижению расходов и, как следствие, к сокращению численности персонала. Когда возникает необходимость выбирать между финансовым директором и главным бухгалтером, руководство компании, несомненно, оставит в штате главного бухгалтера, ведь без него фирма работать попросту не сможет. Поскольку обязанности финансового директора все равно придется кому-то выполнять, а в компании нет другого специалиста, которому можно было бы их делегировать, генеральный директор возлагает эту нелегкую роль на главбуха.

Второй причиной может стать, как ни странно, расширение бизнеса. С какого-то момента функций, выполняемых главным бухгалтером, компании уже мало — требуется управленческая отчетность и более тесная работа с кредитными организациями, проверка смет и разработка бизнес-планов. Однако собственник по каким-либо причинам не хочет посвящать в дела компании нового, пусть даже очень квалифицированного специалиста. Так как сотрудник этот будет еще и весьма дорогостоящим «приобретением», то перед руководителем встает вопрос — а не помочь ли главному бухгалтеру приобрести знания финансиста?

Заметьте, во всех случаях рассматривается именно кандидатура главного бухгалтера как лица, которому будут добавлены обязанности финансового директора, а не наоборот. Это объясняется следующими причинами:

  • объемы фундаментальных знаний в области бухгалтерского учета и налогообложения у главного бухгалтера несравненно выше, чем у финансиста компании;
  • имя и авторитет внутри компании. Это немаловажный фактор для налаживания взаимодействия между различными отделами предприятия;
  • экономические соображения. Совмещение должностей выгодно и с точки зрения экономии средств, ведь платить одному человеку нужно будет все-таки меньше, чем двоим, даже если взять одного-двух помощников;
  • быстрота адаптации. Главбуху проще освоить внутрифирменные ноу-хау, даже если он сам не принимал участия в их разработке и настройке. Кроме того, он сможет сделать их более унифицированными, используя обширный опыт бухгалтерской работы.

Так возможно ли все-таки совмещение обязанностей главного бухгалтера и финансового директора одним топ-менеджером? Теоретически — ДА! Представьте, скольких согласований и ошибок можно избежать, если контролировать бизнес-процессы и одновременно «вписывать» их в налоговые схемы, заведомо не нарушающие положений налогового законодательства.

Но помните — такая работа оборачивается фактически «ручной настройкой» отдельно взятой фирмы. Так что, став незаменимым сотрудником в своей компании, вы рискуете начать все сначала в другой, ведь вероятность неудачи велика (см. выше), а проблемы бухгалтерии остаются при вас.

Быть или не быть?

Впрочем, все это не означает, что главный бухгалтер автоматически является главным претендентом на пост финансового директора. Тому есть веские причины.

Во-первых, нельзя заранее утверждать, что человек, успешно справляющийся с бухгалтерией, обязательно станет замечательным финансовым директором. И руководитель фирмы сто раз подумает — а стоит ли менять порядок, который и так прекрасно работает.

Во-вторых, все чаще в объявлениях на вакансию финдира работодатели указывают такое требование, как отсутствие у соискателя бухгалтерского прошлого. Это тоже вполне объяснимо, ведь такой соискатель и вернуться в привычную профессию не имеет шанса, да и взаимодействие с подразделениями компании — особенно с бухгалтерией — будет выстроено принципиально по-другому.

Принять решение о перемене карьеры непросто. Поэтому один совет: не торопитесь, лучше сначала состояться как главный бухгалтер, а на это нужно не меньше десяти лет. Так что, молодые коллеги, время у вас еще есть.

Дмитрий Васильев

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.