Историческое сокращение

02.06.2020 распечатать

Как изменилась деловая активность в России с начала пандемии, как коммерсанты оценивают введенные меры поддержки бизнеса, какими из них уже воспользовались, а какие инструменты, по их мнению, использовать сложно? Мы изучили результаты нескольких исследований, проведенных в последний месяц.

Индекс RSBI – исследование малого и среднего бизнеса (с 2020 года проводится каждый месяц, с 2014 до 2019 года проводилось раз в квартал), в апрельском исследовании приняли участие 1612 компаний малого и среднего бизнеса из всех регионов страны. Если показатель индекса выше 50 пунктов – значит, в России исследователи отмечают рост деловой активности, если ниже – снижение, фиксация индекса на 50 пунктах означает стагнацию.

Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса RSBI этой весной показал максимальное падение за всю наблюдений. Исследование проводят Промсвязьбанк, «Опора России» и агентство Magram Market Research. Впервые показатель был рассчитан в III квартале 2014 года. В апреле индекс зафиксирован на отметке 38,5 пункта, месяцем ранее он составлял 45 пунктов.

Снижение показали большинство составных блоков индекса:

  • продажи,
  • инвестиции,
  • кадры.

И только один блок отразил положительный показатель:

  • доступность кредитов.

Согласно результатам исследований, 80 % коммерсантов испытывают на себе негативные последствия пандемии. 13 % предпринимателей не заметили каких-либо изменений, в 7 % компаний отметили повышение спроса на товары и услуги. Исследователи попросили оценить перспективы закрытия бизнеса. 15 % респондентов сообщили о скором закрытии своих предприятий, из них 11 % приостанавливают работу временно, а 4 % ликвидируются навсегда. 36 % опрошенных считают, что их предприятие может быть закрыто, если спрос на товары или услуги не увеличится. 27 % респондентов пока не думают о закрытии, рассчитывая использовать те резервы, которые они накопили ранее.

Кадры, продажи, инвестиции, кредиты

Индекс RSBI состоит из четырех блоков: оценки кадровых настроений компаний, планов по реализации товаров и услуг, инвестиционных вложений и кредитных ожиданий.

Согласно данным исследования, количество компаний, которые провели сокращение штата, достигло исторического максимума. На такой шаг решились 35 % опрошенных, месяцем ранее, в марте, этот показатель составил 15 %.

При этом, наоборот, приняли новых сотрудников на работу только 4 % опрошенных, в марте работников наняли 6 % респондентов. В целом этот блок индекса сократился на 9,4 процентных пункта.

Еще один блок индекса деловой активности RSBI – продажи – также показал сокращение. По данным исследователей, 19 % организаций рассчитывали увеличить в апреле свой доход, однако реализовать планы удалось только 8 % респондентов, у них выручка выросла. 78 % опрошенных констатировали падение доходов. Ожидания на будущее скорее пессимистичные: в апреле, когда проводилось исследование, большая часть коммерсантов ожидали сокращения продаж в будущем – 60 %, 18 % респондентов ожидают роста доходов в будущем.

Блок инвестиций тоже демонстрирует историческое падение. По данным исследователей, треть всех опрошенных коммерсантов сократили вложения в бизнес. Единственный блок индекса, который не опустился ниже 50 пунктов – кредитные ожидания.

Спасение и самозащита

Исследователи также проанализировали настроение коммерсантов относительно мер государственной поддержки и способов защиты своих интересов.

Большая часть респондентов сообщили о том, что они знают о государственных программах помощи бизнесу, таких было 80 %. Больше половины, 51 % опрошенных, внимательно изучают предлагаемые меры и следят за инициативами правительства и ведомств. 38 % изучают меры поддержки время от времени. 10 % коммерсантов ничего не знают о том, какие инструменты помощи бизнесу созданы в стране.

Исследователи попытались узнать, какие именно меры наиболее востребованы среди владельцев компаний и их руководителей. Оказалось, что в зависимости от типа компании меняется оценка эффективности предлагаемых властями инструментов: представители среднего бизнеса оптимистичнее оценивают введенные меры, малые- и микрокомпании соответственно более критичны. Тем не менее исследователи отмечают, что общий вектор оценки тех или иных мер совпадает у разных групп коммерсантов.

Какие меры вы уже приняли или планируете принять для смягчения негативных последствий пандемии?
Источник: PSB Analytics & Stratege, MAGRAM Market Research
Договориться с контрагентами о предоставлении отсрочек по платежам 38 %
Договориться с арендодателем о предоставлении отсрочки по арендным платежам 38 %
Договориться с арендодателем о снижении величины арендных платежей 35 %
Договориться о переносе сроков поставок товаров / оказания услуг на более поздний период или замене их на аналогичные 33 %
Обратиться в банк за реструктуризацией кредита 24 %
Договориться с контрагентами об увеличении объема авансовых платежей по заказам 22 %

Самыми востребованными оказались два инструмента:

Отсутствие штрафных санкций, возможность продления сроков и корректировки цен по государственным и муниципальным контрактам в случае нарушений обязательств из-за коронавируса.

А также возможность получить отсрочку по уплате платежей за аренду государственного и муниципального имущества.

Наиболее низкую оценку получила возможность отсрочки на три месяца оплаты всех налогов (кроме НДС) компаниям, работающим в наиболее пострадавших отраслях экономики. Низкую оценку этой меры поддержки компаний связывают с неопределенностью.

Наталия Турунова, исполнительный директор исследовательского агентства MAGRAM Market Research, говорит:

На момент опроса еще было не ясно, когда именно и в какой степени будут сняты ограничения режима самоизоляции, как долго бизнес не сможет начать полноценно работать.

Количество проверок компаний

Мониторинг «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса» проводило исследование на тему «Проводились ли проверки вашей компании за последнюю неделю (кроме контрольных мероприятий по соблюдению режима карантина)?»

На вопрос отвечали представители организаций из наиболее пострадавших секторов экономики. Участвующим в исследовании был предложен множественный выбор. Результаты в таблице.

Нет 92,4 %
Да 7,5 %

Сложная помощь

Другое исследование «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса», результаты которого озвучил уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, показывает общее скептическое отношение бизнес-сообщества к предлагаемой государством помощи. Согласно опросу, большую часть созданных мер поддержки сами коммерсанты либо считают невостребованными, либо они испытывают сложности с их получением (исследование проводилось 12 мая 2020 года, в нем приняли участие 1925 компаний из 85 субъектов РФ).

Непопулярные меры
61,5 % Ограничение максимального значения эквайринговых комиссий по онлайн-покупкам
63,5 % Беспроцентный кредит на выплату зарплаты на период до шести месяцев
66,5 % Реструктуризация кредитов, освобождение от процентов, штрафов и пени
67,2 % Субсидирование процентных ставок по кредитам бизнеса
75,6 % Отсрочка по аренде государственных и муниципальных площадей
87,8 % Мораторий на банкротство
86,4 % Возможность изменения госконтракта
89,5 % Отсутствие санкций за нарушение условий госконтрактов

Из обнародованных данных следует, что получить беспроцентный кредит на выплату заработной платы сотрудникам не рассчитывают 63,5 % респондентов. Еще больше предпринимателей – 66,5 % – не ждут реструктуризации текущих кредитов и освобождения от повышенных процентов.

Не ждут предложения по субсидированию ставок по кредитам 67,2 % опрошенных. 75,6 % не рассчитывают получить отсрочки по платежам за аренду государственных и муниципальных помещений. Не рассчитывают на эффективность моратория на подачу заявлений о банкротстве 87,8 %. Наконец, не ждут предложения по изменению условий государственных контрактов по соглашению сторон 86,4 %. И самое больше число опрошенных коммерсантов не рассчитывают на что, что к ним не будет применено наказание за нарушение условий госконтрактов, таких 89,5 % среди опрошенных предпринимателей.

Среди самых востребованных инструментов помощи компаниям, пострадавшим от пандемии, коммерсанты назвали отсрочку по всем налогам за исключением НДС на шесть месяцев – таких было 60,8 %.

А также выплаты за каждого сотрудника в размере одного МРОТ – 59,8 % опрошенных, изменение расчета страховых взносов – 52,3 % коммерсантов, принявших участие в опросе. 51,7 % назвали востребованной мерой изменение срока отправки отчетности контролерам.

Узнали исследователи и о том, смог ли бизнес применить на практике какие-либо инструменты помощи бизнесу. Тройка самых популярных ответов выглядит так: воспользовались правом перенести сроки сдачи отчетности, использовали возможность переноса налогов и снизили размер страховых взносов 28,4 %, 22,7 % и 15,7 % респондентов соответственно. Данные по тому, сколько компаний смогли получить помощь, меняются в лучшую сторону.

Борис Титов сообщил:

По сравнению с результатами предыдущего опроса снизилась доля тех, кто считает, что условия предоставления поддержки не позволят ее получить (с 36 % до 26 %), а доля воспользовавшихся поддержкой, наоборот, увеличилась с 7 % до 16 %. Вместе с тем за последние две недели выросло и число отказов в предоставлении мер поддержки – с 15,5 % до 17 %.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...