Инвентаризируем расчеты с дебиторами и кредиторами правильно

26.08.2019 распечатать Скачать обзор изменений

В организации должна регулярно проводиться инвентаризация расчетов. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель. Как правило, перед началом инвентаризации составляют акты сверки расчетов с другими организациями. Результаты инвентаризации отражают в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами (кредиторами) и специальной справке.

Акт сверки расчетов

Специального бланка для акта сверки расчетов нет, поэтому его составляют в произвольной форме.

Акт составляют по каждому дебитору и кредитору в 2 экземплярах:

  • первый экземпляр остается в бухгалтерии;
  • второй экземпляр направляют в организацию, с которой производилась сверка.

Акт хранят в архиве организации 5 лет.

Заявление о зачете взаимных требований

На основании акта сверки расчетов может быть подготовлено заявление о зачете взаимных требований. Это делают, если у организации есть как дебиторская, так и кредиторская задолженность перед одним и тем же предприятием (например, когда поставщик одновременно является и покупателем товаров вашей организации).

Обратите внимание

Бывают случаи, когда проведение взаимозачета не допускается, например, если это запрещено договором (ст. 411 ГК РФ).

Заявление составляют в двух экземплярах и хранят в архиве организации пять лет.

Следует также помнить о том, что для того, чтобы принять к вычету НДС при взаимозачете, его не нужно перечислять отдельным платежным поручением. Акт взаимозачета нужно оформлять на всю сумму, включая НДС.

Акт инвентаризации расчетов

Инвентаризацию расчетов на предприятии проводят для определения сроков возникновения дебиторской и кредиторской задолженности и возможности ее погашения, а также при формировании резерва сомнительных долгов и для обеспечения достоверности данных, отражаемых в бухгалтерском балансе.

Для этого составляют акт инвентаризации расчетов. Для него предусмотрен типовой бланк, утвержденный постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Акт составляют в двух экземплярах:

  • первый передают в бухгалтерию;
  • второй остается у инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация проводится комиссией на основании первичных бухгалтерских документов, а также актов сверки расчетов между организацией и другими предприятиями.

В акте указывают:

  • счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
  • суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
  • суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности.

Если при инвентаризации выявлена задолженность с истекшим сроком исковой давности, то она по приказу руководителя списывается с баланса организации.

Акт хранится в архиве организации 5 лет. В течение этого времени списанная задолженность должна числиться за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

К акту инвентаризации прикладывают справку, составленную на типовом бланке. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

В справке указывают:

  • реквизиты каждого дебитора или кредитора организации;
  • причину и дату возникновения задолженности;
  • сумму задолженности.

Справку составляют в одном экземпляре и хранят в архиве организации 5 лет.

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...