Интернет-торговля в  налоговом учете

Интернет-торговля в  налоговом учете

08.04.2009 распечатать

В условиях бешеного ритма жизни и постоянной занятости возможность совершить покупку не выходя из дома становится особенно ценной для потребителя. А если есть спрос, то обязательно найдется и предложение, тем более что со временем все большее количество людей получают доступ к Интернету, а значит и к «виртуальным» магазинам. Остается разобраться в особенностях налогообложения «электронных» продаж.

Продавцу, как и покупателю, использование интернет-магазинов сулит немало преимуществ. Во-первых, виртуальная торговля позволяет значительно сократить расходы коммерсанта: не нужно приобретать или арендовать торговые площади и оборудование; не требуется большого количества рабочей силы, что позволяет уменьшить затраты на оплату труда. Во-вторых, компании, снизившие свои затраты, имеют возможность установить более привлекательные цены, чем их конкуренты, тем самым увеличив объем продаж.

Правда наличие столь значимых преимуществ и отличий интернет-торговли от обычных розничных магазинов накладывает определенный отпечаток на налогообложение подобного вида деятельности.

Какой режим выбрать?

Торговля через виртуальные магазины чаще всего носит «штучный» характер. Но можно ли считать ее «розницей» и переводить на уплату ЕНВД?

Налоговый кодекс определяет розничную торговлю как предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией товаров на основании договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК). Исходя из этого определения, продажи, осуществляемые через Интернет, можно отнести к «рознице». Однако одного факта ведения такой торговли для возникновения у налогоплательщиков обязанности по уплате ЕНВД недостаточно. Как отмечают представители Минфина в письме от 27 января 2009 года № 03-11-06/3/11, одним из условий для перевода подобной деятельности на «вмененку» является ее осуществление через объекты стационарной или нестационарной торговой сети, перечисленные в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса, а именно:

  • через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. метров;
  • через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, или через объекты нестационарной торговой сети.

При доставке на дом товара, заказанного в интернет-магазине, место его получения и оплаты нельзя отнести к понятию «торговый зал», «палатка», «лоток» или к другим объектам организации торговли.

В то же время, указывают эксперты Минфина в письме от 13 апреля 2004 года № 04-05-11/50, помещение офиса организации, где осуществляется сбор заказов, также нельзя рассматривать в качестве объекта стационарной или нестационарной торговой сети, поскольку оно не является местом, используемым для совершения сделок купли-продажи.

Поэтому применять в отношении рассматриваемой деятельности «вмененный» режим обложения налогоплательщик не сможет. Однако у него есть выбор: воспользоваться правом перехода на упрощенную систему (при соблюдении определенных условий) или остаться на общем режиме.

Расходы на сайт

Для того чтобы начать торговать через Интернет, компании необходимо, прежде всего, обзавестись сайтом, где будет размещаться вся информация о продаваемых товарах и способах его заказа. При этом вполне естественно, что организации придется немного потратиться на его создание, и уж тем более очевидно, что такие траты она захочет списать в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. В зависимости от того, обладает компания исключительными правами на сайт или нет, сделать это можно двумя способами.

Способ первый — исключительное право на сайт принадлежит фирме. В таком случае в налоговом учете он будет отражаться как нематериальный актив. Естественно, для этого не следует забывать и о других требованиях, перечисленных в пункте 3 статьи 257 Налогового кодекса. В частности, речь идет об использовании этого актива в течение длительного времени (свыше 12 месяцев), о его способности приносить экономические выгоды и наличии надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование этого актива.

При этом затраты на создание сайта учитываются при налогообложении прибыли через механизм амортизации. Если компания применяет метод начисления, то суммы начисленной амортизации признаются в качестве расхода ежемесячно (п. 3 ст. 272 НК). А вот если она использует кассовый метод признания доходов и расходов, то сумма амортизации начисляется за отчетный или налоговый период. Причем амортизироваться будет только полностью оплаченный сайт, который уже используется для осуществления предпринимательской деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК).

Нужно отметить, что начать начисление амортизации компания сможет лишь с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором интернет-сайт был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК).

Способ второй — исключительное право на поддержку сайта у фирмы отсутствует. Тогда затраты на создание сайта будут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК). Списываться такие затраты должны равномерно в течение установленного срока использования сайта (письмо Минфина от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/61).

Мало товар продать — его доставить нужно

Еще одной важной и значимой статьей расходов интернет-продавца являются затраты на доставку товаров покупателю. Здесь возможны два варианта развития событий.

Во-первых, доставку может осуществлять собственная курьерская служба. В этом случае затраты на проездные билеты для курьеров и их зарплата учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК, письмо Минфина от 29 августа 2006 г. № 03-03-04/1/642). При наличии автомобилей, которые используются для доставки товаров клиентам, траты на их ремонт и топливо включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК).

Во-вторых, продавец может воспользоваться услугами сторонней курьерской службы. Оплата таких услуг будет включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Туда же следует включить и плату за почтовую доставку товаров (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК).

Поступила денежка

Интернет-магазины могут предоставлять своим клиентам право выбора одного из трех вариантов оплаты продукции.

Во-первых, заплатить за приглянувшийся товар можно наличными при получении своего заказа у курьера. Особенность подобного расчета состоит в том, что виртуальный продавец передает накладную и кассовый чек вместе с курьером, то есть чек выбивают заранее, до того как произойдет оплата товара. А как быть, если клиент отказался от покупки? В этом случае кассовый чек аннулируют, а дневную выручку корректируют на его сумму.

Во-вторых, оплатить покупку клиент может с использованием банковской карты. Для этого у организации, которой принадлежит интернет-магазин, должен быть открыт соответствующий счет в банке, на который покупатели и будут перечислять деньги. Правда услуга эта для виртуальных торговцев не бесплатная. За перевод денежных средств банк возьмет вознаграждение, которое компания должна будет отразить в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК).

В-третьих, расплатиться за желанный товар клиент может «электронными деньгами». Правда здесь, как и в предыдущем случае, без посредника не обойтись. Интернет-магазину придется заключить договор с «гарантийным агентством», которое сформирует для продавца «электронный кошелек», куда и будут поступать денежки от покупателей. Однако за перевод денежных средств в электронной платежной системе гарантийное агентство возьмет комиссионное вознаграждение. Его сумму владелец интернет-магазина сможет включить в состав прочих расходов, связанных с производством или реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК).

Когда признать доход?

Выручка от реализации самостоятельно произведенных или приобретенных ранее товаров признается доходом налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 249 НК).

Отметим, что в силу специфики деятельности посредством «электронных» продаж плата за товар, реализованный через виртуальный магазин, может поступить в кассу на следующий день после передачи заказа покупателю. К примеру, это возможно, если клиент оплачивает свою покупку при получении через курьера, а последний сдает деньги в кассу только на следующий день. Поэтому особенно важно учитывать особенности определения даты, когда продавец должен признать полученный им доход.

При этом если организация использует метод начисления, то датой признания доходов от реализации будет считаться момент передачи товара покупателю (п. 1 ст. 39 НК). Когда же продавец использует кассовый метод, датой получения дохода от реализации товаров через интернет-магазин следует считать день поступления средств на счета в банках или в кассу (п. 2 ст. 273 НК).

В. Постнова,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.