ИФНС № 46: решения ВС нам не указ

ИФНС № 46: решения ВС нам не указ

26.09.2006 распечатать

Похоже, проблемы ИФНС № 46 имеют свойство эволюционировать. Зимой посетители инспекции жаловались на огромные очереди, затем уже генеральные директоры — на то, что приходится навещать ведомство по каждому пустяку. Как убедились корреспонденты «Московского бухгалтера» Марина Кунафина и Кристина Хуцишвили, очередей в инспекции нет, за исключением скопления людей около «окна отказов».

Руководители спешат в инспекцию Решение Верховного Суда от 1 августа 2006 года по делу № ГКПИ06-735 на практике не изменило порядка работы инспекции. Напомним, что с января этого года бумаги для регистрации юридического лица и внесения изменений в учредительные документы прини-маются непосредственно от учредителей. Суд признал, что подобная практика противоречит нормам Гражданского кодекса и Закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон. — Прим. ред.), но на требованиях к подаче заявлений это никак не отразилось. Если вы не можете привести директора в ИФНС, придется отправить документы по почте. Есть и альтернативный вариант. Именно благодаря нему инспекция застраховалась от упреков в неисполнении решения суда. До последнего времени в одном из залов стояли урны, в которые можно было опустить пакет бумаг, но сейчас на смену им пришли два специальных окна. Они, как и их предшественники, не пользуются особой популярностью. Суть проблемы в том, что ни те ни другие не упростили жизнь столичным бухгалтерам. «Согласно закону, право на подачу документов для организации юридического лица имеют и доверенные лица. Верховный Суд не согласился с существующим порядком, но ситуация в налоговой пока не изменилась, — комментирует сотрудник юридической службы «Лекс» Анатолий Незнаев. — Теперь там два окна, в которых у официальных представителей принимают документы. Но назад решение возвращается только письмом на юридический адрес фирмы. На мой взгляд, это прямое нарушение закона». Формально здесь не к чему придраться — налоговики принимают документы и в отсутствие руководителей, то есть исполняют решение Верховного Суда. Но в действительности эти окна — лишь альтернатива заказным отправлениям, ведь свой ответ ИФНС также отправляет по почте. Если это отказ, то возникают проблемы с определением входящего- исходящего номеров и непонятно, к кому обращаться для консультации. Более того, бухгалтер даже не знает, почему ему отказали. Встречаются отдельные примеры, когда заявители ждали ответа инспекции четыре-пять месяцев. Однако налоговики должны принять решение об отказе не позднее пяти дней с момента получения документов (п. 3 ст. 23 Закона). Если они направляют ответ почтой, датой будет считаться момент оправки письма с уведомлением о вручении. По столице почта «бродит» примерно 2-3 дня, поэтому максимальный срок получения — 8 дней. По мнению работника юридического центра «На Таганке» Екатерины Никифоровой, ситуация в ИФНС не изменилась из-за того, что УМНС не дало соответствующих разъяснений: — До тех пор пока они не поступят, постановление Верховного Суда для инспекции — не указ. По сути, это грубое нарушение. Федеральная налоговая служба не исполняет решение суда. Документы по доверенности начнут принимать во всех окнах только тогда, когда выйдет соответствующее пояснение. Сколько еще времени понадобится налоговикам, неизвестно. Юрисконсульт Ольга Новикова соглашается с коллегой: — Представители УФНС заявляют, что вскоре регламент работы инспекции изменится, но это похоже на отговорки. Теперь же, с открытием новых окон, 46-я может со спокойной совестью работать дальше. Все законно. Юрисконсульт компании Rusoborona Валерий Коновалов рассказал корреспонденту «Московского бухгалтера» о том, почему столичные руководители предпочитают составить компанию своим бухгалтерам в ИФНС, нежели отправить документы по почте или препоручить кому-нибудь сдать их в специальное окно: — Если на ваш юридический адрес не придет ответ, то все претензии будут к почте, а не к налоговой инспекции. Узнать, в чем ошибка, окажется очень сложно. Хлопот не оберетесь. Единственный плюс — то, что при сдаче документов в окно вам выдается расписка. Следите за развитием событий Недавно появилась интересная новость, непосредственно касающаяся работы ИФНС № 46. До этого времени казалось, что главная проблема в том, что УФНС по Москве никак не может официально «разъяснить» работникам инспекции, как следует действовать в дальнейшем. Появилась информация о том, что регистрация юридических лиц снова будет осуществляться по территориальному принципу. Еще в мае ее подтвердил член правительства Москвы Михаил Вышегородцев. На пресс-конференции, посвященной новым механизмам регистрации предпринимателей и юридических лиц, он сообщил, что вскоре в каждом административном округе столицы будет открыт пункт по приему соответствующих документов. Потом их передадут в ту же ИФНС № 46, где регистрация будет осуществляться централизованно. Между тем, эти данные на практике подтверждения не находят. В любом случае такая мера могла бы лишь «растянуть поток», решить проблему очередей, которая на сегодняшний день уже не актуальна. В самой инспекции на протяжении нескольких недель говорят о том, что указания будут получены со дня на день. Между тем, в кассационную коллегию Верховного Суда в установленный срок была подана соответствующая жалоба — налоговики хотят оспорить августовское решение судебной инстанции. Так что менять распорядок работы инспекции рановато: рассмотрение дела предварительно запланировано на 28 сентября. Доводы, которыми налоговая служба руководствовалась при подаче жалобы, следующие. До 1 января 2004 года руководители фирм действительно могли подать в инспекцию документы на регистрацию организации только лично. Это требование вытекало из Закона и соответствующего постановления правительства от 19 июня 2002 г. № 439 (оно в результате и было обжаловано). Однако, по мнению ФНС, с внесением в июне 2003 года изменений в Закон (они вступили в силу с 1 января 2004 года) такая обязанность у компаний отпала. Именно это и было разъясне- но налоговиками в письме № 14-1-04/253 от 1 февраля 2005 года. В нем, как утверждается в кассационной жалобе ФНС, указана возможность предоставления документов на государственную регистрацию любым физическим лицом, а не только заявителем. Слезы бухгалтера льются как вода Из многочисленных историй, услышанных корреспондентом «Московского бухгалтера» в инспекции, напрашивается единственный вывод: получить отказ в регистрации фирмы сегодня проще простого. Полностью застраховаться от такого неприятного исхода невозможно: и юристы, и нотариусы иногда ошибаются. Изо дня в день консультирующий клиентов ИФНС № 46 Валерий Коновалов рассказывает о существующих проблемах: — То, что сейчас происходит в инспекции, вполне закономерно. Некоторое время назад была актуальна проблема очередей. Это связано с тем, что фирмы-посредники передавали несколько десятков доверенностей в день. Обыкновенный бухгалтер вынужден был ждать, пока профессиональный юрист, стоящий перед ним в очереди, закончит свои дела. Эта проблема была решена, когда документы перестали принимать по доверенности. Теперь юристы лишь могут давать консультации. Зато возникла другая — крупные бизнесмены не в восторге от того, что им приходится лично ездить в инспекцию. Они начинают нервничать даже в пятиминутной очереди. Но это не столь существенно. Главное то, что сейчас стало сложнее получить положительный ответ инспекции. Действительно, столичные бухгалтеры и руководители фирм сталкиваются с самыми разными проблемами. Бухгалтер Ольга Максимова вместе со своим руководителем подала заявление на регистрацию ООО. На консультацию, в ходе которой ей должны были объяснить причину отказа, она опоздала. В итоге ее документы были перенесены в архив. Как следствие, новая встреча с сотрудниками инспекции назначена на октябрь. До этого времени столичный бухгалтер так и не узнает, почему попытка не увенчалась успехом. В схожей ситуации оказалась бухгалтер Надежда Васильева. Ей отказали из-за пропущенной в заявлении строки. Но проблема в другом: женщина не обратила внимания на объявление о том, что документы, предоставленные в инспекцию, в случае отказа не возвращаются. Васильева даже не смогла вспомнить перечень собранных ею бумаг. Бухгалтер вышла из инспекции в слезах. Многие коллеги Васильевой сталкиваются с другой проблемой. В случае отказа им выдается лист, в котором перечислены причины. Но расшифровать его сложно. К примеру, вы прекрасно помните, что приложили заявление, а в листе сказано, что в комплекте его не было. Оказалось: если в заявлении допущена ошибка, налоговики трактуют это как отсутствие документа. Причины отказа бывают разными. Например, генеральный директор несуществующего пока ООО Александр Шевченко не заметил ошибку в адресе фирмы — не тот корпус. Как следствие, все «по новой» — и заполнение, и подача документов, и уплата пошлины. Данная ситуация опять же идет вразрез с нормами действующего законодательства. Перечень документов для государственной регистрации определен статьей 12 Закона. К ним относятся: подписанное заявление с нотариально заверенной подписью руководителя компании, решение о создании фирмы, ее устав и документ об уплате госпошлины. Если исходить из порядка регистрации, то заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня. Чем руководствуются налоговики, считая документ не предоставленным, если в нем содержалась ошибка, — неясно. Если вы собрали весь пакет и это подтверждается распиской в получении, инспекторы не имеют право потребовать от вас новый пакет документов (п. 4 ст. 9 Закона). Кроме того, отказ допускается, только если бумаги, необходимые для регистрации, не предоставлены вовсе. В решении об отказе должны быть указаны причины, а также какой именно документ отсутствует (ст. 23 Закона). В противном случае налоговики несут ответственность. Если вы посчитали, что действия регистратора не правомерны, можно обратиться в суд за возмещением ущерба. Естественно, эти факты придется доказывать. Впервые регистрирующая собственную фирму Галина Сиповская получила уже третий отказ. Во всех случаях причины были курьезными. В последний раз налоговики указали бухгалтеру на то, что заявление прошито неправильно. В предыдущих случаях Сиповская попала «под горячую руку»: сначала ей пояснили, что документ должен быть заверен подписью прежнего генерального директора, затем оказалось, что при смене руководителя эту строку следует оставить незаполненной. А в итоге появилось указание, что корректное оформление бумаги предполагает подпись нового руководителя. В сухом остатке — переплаченные пошлины и незарегистрированная фирма. Предприниматель с горечью заметила: — Отказывают очень многим. Ошибки самые разные. Причем эти люди консультировались с юристами, а замечаний все равно много. О себе я не говорю, у меня действительно мало опыта. Вообще говоря, ситуация, когда один генеральный директор сменился другим, оказалась очень запутанной. Требование обязательного присутствия прежнего руководителя противоречило закону. Налоговики объясняли это тем, что без таких мер невозможно предотвратить так называемый «захват» фирм. Теперь инспекторы вносят изменения о смене директора в ЕГРЮЛ на основании заявления по форме № Р14001, подписанного новым руководителем. Если раньше, несмотря на решение Высшего Арбитражного Суда от 29 мая 2006 г. № 2817/06, инспекторы отказывались это делать, то теперь они получили указание действовать в соответствии с судебным актом (письмо ФНС от 24 августа 2006 г. № ШТ-6-09/849@, с текстом документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс). Подчас ошибается не только бухгалтер, но и налоговая. По словам очевидцев, таких случаев множество. Валерий Коновалов пояснил, что следует делать, если работники инспекции допустили описку: — Ошибки налоговой сопряжены с проблемами клиентов. Это всегда возня: согласно регламенту, нужно писать заявление в канцелярию. Срок ответа не оговорен, так что удобнее и быстрее самостоятельно исправить неточности, переплатить пошлину и снова сдать документы. Вообще говоря, обычно все признают чужие ошибки. Так проще. Правда, если, например, в инспекции напечатали, что уставной капитал вашей компании составляет 0 рублей, вы окажетесь в трудном положении. Больше всего неточностей допускается при введении данных в Единый государственный реестр юридических лиц. Иногда это не просто «не та буква», а другие инициалы, фамилия и т. д. Бухгалтеру, особенно неопытному, следует быть осторожнее и по возможности консультироваться с юристами. Также нужно изучить всю информацию, вывешенную на стендах ИФНС. Не помешает пообщаться с «бывалыми» коллегами, которые навскидку расскажут вам пару-тройку историй из инспекции, поделятся личным опытом и дадут совет. И тогда, вполне возможно, ваша фирма получит легкий старт.
Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.