«И не надо лить слезы»

«И не надо лить слезы»

26.11.2003 распечатать

С 1 июля следующего года все расчеты по НДС придется проводить только через специальные банковские счета. Еще через год всех плательщиков НДС обяжут сдавать налоговикам электронные реестры счетов-фактур. Пакет необходимых изменений в законодательство уже подготовлен и в декабре поступит в Госдуму. В качестве компенсации фирмам и предпринимателям предлагают решение давних проблем.

Законопроект сочиняли в МНС, разумеется, не без помощи Минфина и Центробанка. К задаче заставить всех платить НДС и установить за его начислением и перечислением тотальный контроль подошли основательно. Читающие впервые проект глазам своим не верят: «Это невозможно!» Увы, это, судя по всему, неизбежно. На специальном заседании в начале октября правительство уже все решило. Измениться теперь, как уверяют чиновники, могут лишь некоторые детали.

Чтобы правительственное решение поддержали депутаты, его несколько подсластили – проект составлен по принципу кнута и пряника. Однако если от кнута пострадают все без исключения, то пряник, хоть и впечатляющ, но достанется немногим.

Краска для НДС

Открыть в банке хотя бы один НДС-счет с 1 июля 2004 года будут обязаны все без исключения фирмы и предприниматели. Даже те, кто применяет упрощенную систему, платят ЕНВД или единый сельхозналог и плательщиком НДС поэтому не считаются.

С этого же момента при оплате любых товаров, работ и услуг НДС в их цене нужно будет перечислять отдельной платежкой со своего спецсчета на спецсчет поставщика. В платежке нужно будет указать номер счета-фактуры и код товара, работы или услуги по общероссийским классификаторам.

Платить НДС в бюджет тоже нужно будет со спецсчета. Кстати, всем без исключения это придется делать ежемесячно – квартальный налоговый период по НДС с 1 июля 2004 года канет в Лету. Если денег на НДС-счете не хватает, его можно пополнить с расчетного счета.

Никаких штрафов за работу без НДС-счета не будет. Они, впрочем, и не понадобятся – открыть его заставит система. Тот, кто этого не сделает, не только останется без вычетов по НДС, но и растеряет всех контрагентов. Потому что вычетом будут служить лишь те суммы, которые были перечислены со спецсчета покупателя на спецсчет поставщика, или, выражаясь сленгом авторов проекта, «окрашены в системе НДС-счетов».

Только «окрашенный» НДС, который по статье 170 Налогового кодекса должен учитываться в стоимости имущества, можно будет вычесть из налогооблагаемой прибыли. Только на такой налог предприниматели смогут уменьшить налоговую базу по налогу на доходы. И наконец, только перечисленный со спецсчета НДС упрощенцы смогут вычесть из налоговой базы по единому налогу.

У однажды попавших на НДС-счета денег будет только два пути: либо в бюджет, либо на спецсчета поставщиков. Очевидно, что причитающийся бюджету НДС будет «застревать» на спецсчете и его владельцу ничего не останется, как вовремя отдать налог государству.

Чистоты ради

Денег на НДС-счет будет попадать больше, чем нужно для перечисления в бюджет и поставщикам. Хотя бы потому, что спецсчет неизбежно придется пополнять с расчетного счета. Например, в ситуациях, когда НДС от покупателей на спецсчет еще не поступил, а поставщикам его необходимо перечислить уже сейчас. Или когда к сроку перечисления НДС в бюджет все поступившие на спецсчет деньги ушли поставщикам. Не говоря уже о том, что на специальный счет с расчетного деньги могут попасть из-за банальной ошибки в платежке или в виде НДС с аванса по не состоявшейся в итоге сделке.

Однако забрать деньги с НДС-счета обратно на расчетный будет нельзя ни при каких условиях. Этот запрет авторы проекта решили установить, как выразилась руководитель департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева, для «чистоты схемы».

Здесь самое время вспомнить Конституцию, гласящую, что каждый вправе свободно использовать свое имущество для предпринимательской деятельности. Авторы проекта это право пытаются ограничить. Формально владелец счета останется собственником находящихся на нем денег, однако на деле «свободно использовать» их станут банки.

За это банки возьмут на себя дополнительные обязанности: не исполнять поручения клиента о списании денег с НДС-счета на расчетный, сообщать инспекциям об открытии НДС-счетов и ежемесячно не позднее 5-го числа представлять им в электронном виде сведения о движении денег на каждом НДС-счете.

Переплату по НДС можно будет вернуть из бюджета только на спецсчет. Это ограничение авторы проекта предусмотрели, предвидя, что кто-то неизбежно попробует забрать деньги с НДС-счета на расчетный, специально для этого заплатив в бюджет НДС больше необходимого и потребовав возврата переплаты. А вот если по итогам месяца вычеты окажутся больше начисленного НДС, то разницу можно будет получить как на НДС-счет, так и на расчетный счет. Если, конечно, у плательщика не будет недоимки по другим налогам, в счет которой эту разницу можно было бы зачесть.

Жертвы эксперимента

Чистоте эксперимента принесли в жертву и расчеты наличными, векселями, бартер, мену, взаимозачет и прочие неденежные расчеты. В какой бы форме ни оплачивалась продукция, НДС в ее цене покупатель обязан будет перечислить со своего НДС-счета на НДС-счет поставщика. Если «живых» денег у покупателя нет, то от сделки ему, видимо, придется отказаться.

Ничего противоестественного авторы проекта в этом не видят. «Есть статья 8 Налогового кодекса, по которой все налоговые обязательства исполняются исключительно в денежной форме. И пожалуйста – НДС только в денежной форме», – объяснила Татьяна Карасева. Однако в МНС забывают, что продавец предъявляет покупателю в цене товара не налог как таковой, а всего лишь сумму, эквивалентную начисленному им налогу.

С золотой каемочкой

Спецсчета – это контроль за перечислением, но не начислением НДС. Поэтому не успеем перевести дух, как с 1 июля 2005 года свалится новая обязанность: ежемесячно до 20-го числа сдавать налоговикам электронные реестры со сведениями обо всех выставленных и полученных за прошедший месяц счетах-фактурах. Не избежать этого и освобожденным от НДС по 145-й статье кодекса, а также, судя по всему, тем, кто платит ЕНВД, сельхозналог или применяет упрощенку. Одно утешение: реестры заменят собой книги покупок и продаж.

За непредставление электронного реестра будет полагаться штраф в пять тысяч рублей. А отсутствие в реестре сведений о каком-либо счете-фактуре обернется штрафом по 120-й статье кодекса.

Если кого штраф своим размером не напугал, то нужно сказать, что счет-фактура, не включенный в сданный налоговикам электронный реестр, не может быть основанием для вычета. Причем из формулировки этого правила в проекте следует, что права на вычет у вас не будет, даже если счет-фактуру не включит в свой реестр ваш поставщик или если он вовсе не сдаст реестр налоговикам. Идея понятна: опасность потерять покупателей станет стимулом к хорошему «налоговому» поведению.

Данные из реестров попадут в единую базу данных налоговиков. Компьютерная программа будет искать «парные» счета-фактуры (по каждой сделке у поставщика и покупателя они должны быть одинаковыми). Если данные в них будут разниться или для какого-либо счета-фактуры вовсе не найдется «пары», то помимо потери права на вычет составителю реестра грозит еще и тщательная камеральная проверка или даже назначение выездной. Кроме того, по данным каждого реестра программа будет формировать так называемый контрольный экземпляр декларации. Его налоговики станут сравнивать с декларацией, которую им сдаст налогоплательщик.

Чем налоговикам не угодили сведения о счетах-фактурах на бумаге, доходчиво объяснила Татьяна Карасева: «Получая электронные реестры счетов-фактур, инспекторы наконец смогут заняться не вводом информации (в компьютер – прим. ред.), а ее анализом. Потому что сейчас на это времени им зачастую не хватает».

В общем, рутинную часть инспекторской работы в МНС задумали переложить на бухгалтеров и предпринимателей. Да еще и заставить для этого потратиться как минимум на компьютер тех, кто до сих пор благополучно обходился без него.

Скромное обаяние бюрократии

Неофициально ход мысли авторов проекта продемонстрировал на недавнем семинаре один из начальников в департаменте косвенных налогов МНС.

– Все эти слезы так называемых мелких налогоплательщиков о том, что у них нет на компьютер денег, меня лично не трогают. Я отлично знаю, что дома у сына любого палаточника стоит навороченный компьютер. Поэтому не надо лить слезы, – добродушно объяснял чиновник. – Ну, не могут купить компьютер, наверное, где-то в глухомани. Но если ты не в состоянии обеспечивать нормальный уровень рентабельности и прибыли, так лучше тогда не работай совсем – не мучайся сам, не мучай других.

Выходит, для столь святого дела, как налоговый контроль, предприниматель должен отобрать у сына компьютер и ваять на нем реестры счетов-фактур. А прибыль вкладывать не в бизнес, а в покупку необходимой исключительно для обслуживания налоговиков техники.

«Глухомань», которую чиновники в расчет не берут, тем временем составляет большую часть страны. И многим из работающих в провинции предпринимателей купить компьютер не только не на что, но и негде, да и кадров, умеющих на нем работать, у них нет. Такая ситуация – не редкость не только на селе, но и в крупных провинциальных городах.

Кстати, необходимые кадры и техника есть и не во всех налоговых инспекциях. На семинаре были инспекторы со всей страны. Одна из них, из небольшого городка в нескольких сотнях километров от столицы, искренне недоумевала в перерыве:

– Не пойму, о чем он говорит. Я в налоговой уже 12 лет. Более-менее нормальную компьютерную технику мы получили только в апреле, и во всем городе она есть только у нас в налоговой. Так ее еще и освоить надо!

Пряник

В качестве компенсации бизнесу авторы проекта предлагают давно обещанное решение наболевших проблем.

Закон позволит зачитывать налог, излишне перечисленный или взысканный в один бюджет, в счет налогов, которые поступают в другой.

Строительство хозспособом наконец перестанет облагаться НДС. Однако это положение из проекта может исчезнуть по настоянию Минфина. «Мы будем против», – заявила на одном из семинаров замруководителя департамента налоговой политики этого министерства Наталия Комова.

Как пообещала Татьяна Карасева из МНС, для того чтобы возместить НДС по затратам на капитальное строительство, не нужно будет ждать начала эксплуатации построенного объекта. Принимать налог к вычету можно будет ежемесячно по мере уплаты НДС поставщикам материалов и работ, покупаемых для строительства. Однако в проекте об этом нет ни слова.

НДС на авансы под предстоящие экспортные поставки можно будет не начислять. Впрочем, Минэкономразвития хочет добиться отмены НДС со всех без исключения авансов. Однако Минфин опять против. «Потери бюджета подсчитаны – суммы большие. Поэтому аргумент против такого радикального решения по авансам у нас есть», – говорит Наталия Комова.

Сбудется мечта экспортеров – возмещать входной НДС они смогут по общим правилам и сразу, то есть в месяце либо отгрузки товара на экспорт, либо его оплаты – в зависимости от выбранной учетной политики. Никакого разрешения инспекции и специальной декларации не потребуется. Собрать за 180 дней подтверждающие экспорт документы все же придется, чтобы налоговики могли увидеть их, когда придут с выездной проверкой. Если уложиться в этот срок не удастся, то принятый к вычету налог придется восстановить. Позже, когда документы появятся, его можно будет вернуть или зачесть по правилам 176-й статьи кодекса.

Требования к подтверждающим экспорт документам не изменятся, и потому особо радоваться экспортерам не стоит. Ведь налоговики точно так же, как и сейчас, смогут найти тысячу поводов придраться к обоснованности права на возврат «экспортного» налога. А пеней набежит больше, ведь налог был возмещен сразу.

И еще: правительство отказалось от давней своей идеи перевести всех плательщиков НДС «на отгрузку». Ведь в этом случае и возмещать НДС пришлось бы по факту отгрузки, а не оплаты, что чревато ростом фиктивного возмещения налога. «МНС выступило категорически против, поэтому этот вопрос снят», – заверила Наталия Комова.

Попутно

Есть в законопроекте и поправки к Налоговому кодексу, напрямую с введением НДС-счетов и электронных реестров счетов-фактур не связанные.
Видимо, решив раз и навсегда снять вопрос о том, должен быть НДС выделен в кассовом чеке отдельной строкой или нет, в МНС решили прямо указать в статье 168 Налогового кодекса: должен, если речь, конечно, не идет о розничной торговле с населением.
Счет-фактура по статусу приравняется к первичным документам. Расходы по неподтвержденным счетами-фактурами операциям нельзя будет вычесть из налогооблагаемой прибыли. Состав показателей счета-фактуры пополнится КПП продавца и покупателя, кодом товара по ОКП и ТН ВЭД, услуги – по ОКВЭД и еще кодом валюты.
НДС, начисленный на авансы, можно будет принимать к вычету, даже если он в бюджет не перечислен.
И наконец, оплатой при определении налоговой базы по НДС будет считаться получение векселя третьего лица.
Последствия принятия законопроекта:

Плюсы:
  • налог, излишне перечисленный в один бюджет, можно будет зачесть в счет налогов, которые поступают в другой;
  • строительство хозспособом перестанет облагаться НДС;
  • НДС по капстроительству можно будет принимать к вычету сразу;
  • экспортеры смогут возмещать входной налог в уведомительном порядке и не будут платить НДС с авансов;

Минусы:
  • право на вычет по НДС у поставщика будет зависеть от действий покупателя;
  • часть оборотных средств фирм «застрянет» на спецсчетах;
  • однажды попавшие на НДС-счет деньги (в том числе и по ошибке) вернуть на расчетный счет будет нельзя ни при каких условиях;
  • наличные и неденежные расчеты будут косвенно ограничены обязанностью использования НДС-счетов;
  • введение электронных реестров счетов-фактур переложит на фирмы и предпринимателей рутинную работу налоговиков и потребует дополнительных затрат;
  • в счете-фактуре будет больше показателей, а сам он станет условием для включения расходов в расчет налога на прибыль.

Наталия МАРТЫНЮК

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.