Главный бухгалтер без права подписи?

01.09.2021 распечатать

Абсолютно все документы имеет право подписывать руководитель фирмы. Полномочия по подписанию документов приказом или доверенностью от имени компании могут быть возложены  и на других лиц. В их число главбух может не входить. Это не является нарушением, поскольку допускается  практически всеми нормами, которые регулируют  учет.

Кто может подписывать первичные учетные документы

Перечень лиц, которые имеют право подписывать первичные учетные документы, утверждает руководитель (п. 14 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н; информация Минфина № ПЗ-10/2012).

Главный бухгалтер может не входить в указанный перечень. Если же перечень таких лиц не утвержден, это означает, что все первичные учетные документы подписывать только руководитель.

И это не противоречит никаким нормам, поскольку:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Подпись главного бухгалтера не является обязательной;
  • налоговую отчетность (декларации), представляемую в налоговую инспекцию, подписывает или руководитель организации, или уполномоченный представитель организации (гражданин или другая организация);
  • счета-фактуры, выставленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде, должны быть подписаны руководителем организации. Бумажный счет-фактуру подписывает главный бухгалтер, но НК РФ допускает передавать право подписи другим лицам (ст. 169 НК РФ).

В должностной инструкции главбуха, тем не менее, должно быть указано, какие документы он вправе подписывать. Как правило, это учетные регистры, бухгалтерские справки, внутренняя отчетность и др.

Право подписи передается на основании приказа по компании или доверенности от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 апреля .2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Обязательные реквизиты бухгалтерских документов

Кто может быть уполномоченным лицом

Уполномоченным представителем компании может быть:

  • работник организации, включая главного бухгалтера;
  • работник или руководитель фирмы, которая является уполномоченным представителем.

Уполномоченный представитель наделяется полномочиями представлять интересы фирмы в налоговых правоотношениях (ст. 27, п. 3 ст. 29, п. 5 ст. 80 НК РФ).

С 1 января 2022 года с уполномоченного представителя снимаются полномочия получать электронную подпись для подписания документов и отчетности от имени фирмы. Это право остается только у ее руководителя или иного лица, которое может действовать от имени организации без доверенности. Это предусмотрено Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ (изменение внесено в статью 18 Закона № 63-ФЗ).

Банковские документы

Главный бухгалтер может не обладать правом подписи банковских документов (п. 7.5, 7.6 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И).

Право их подписи принадлежит единоличному исполнительному органу клиента (руководителю организации). Этим правом могут быть наделены и другие сотрудники - на основании распорядительного акта, доверенности.

Юрлица составляют карточку по форме № 0401026 , которая утверждена Инструкцией № 153-И.

Карточку с образцами подписей и оттиска печати заполняют при открытии расчетного счета. Она действует до прекращения договора банковского счета либо до замены этой карточки новой.

Менять карточку придется в таких случаях:

  • замена или дополнение хотя бы одной подписи;
  • замена или утеря печати;
  • изменение ФИО лица, указанного в карточке;
  • изменение наименования, организационно-правовой формы организации;
  • досрочное прекращение или приостановление полномочий органов управления.

Таким образом, прием на работу главбуха без права подписи никак не повлияет на банковскую карточку.

Если на случай отсутствия руководителя такое право главбуху будет предоставлено, сначала придется издать об этом приказ, а затем заменить на период отсутствия директора банковскую карточку.

Кассовые документы

Кассовые документы в компании могут оформлять (п. 4.2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У):

  • главный бухгалтер;
  • бухгалтер (здесь имеется в виду другое должностное лицо (в том числе кассир) фирмы по приказу директора или должностное лицо юридического лица или физлицо, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета);
  • руководитель, если нет главного бухгалтера и бухгалтера.

Таким образом, и кассовые операции разрешено вести и оформлять без участия главбуха. Если это делает руководитель, он же их и подписывает (п. 4.3 Указания Банка России № 3210-У).

Выбор читателей

Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.