Фантазии инспекторов на тему алкоголя

Фантазии инспекторов на тему алкоголя

13.05.2005 распечатать

Проверять у продавцов алкоголя сертификаты и акцизные марки – одно из любимых занятий контролеров. Однако желание найти нарушение зачастую приводит их к тому, что они видят его на пустом месте. То есть там, где ни фактически, ни юридически его нет. А вот доказывать чиновникам, что фирма не виновата, приходится ее руководству. И не исключено, что в суде. Опыт одной из фирм, которая недавно попала в такую ситуацию, поможет вам сразу распознать «дутые» обвинения контролеров.

Места, где водятся штрафы

Налоговые инспекторы заглянули в один из баров, которым владеет некое ЗАО «Корсар». Как быстро выяснилось, сделали они это с вполне конкретной целью – проверить, соблюдает ли фирма законодательство о торговле алкоголем. И сразу же указали руководству на два нарушения. Во-первых, они «установили», что предъявленный им сертификат соответствия на коньяк Hennessy давно просрочен. А во-вторых, на одной из вскрытых бутылок ликера Kahlua они нашли оторванную акцизную марку, причем прямо в части ее номера. «Надорванную марку невозможно идентифицировать, – заявили инспекторы. – Поэтому мы будем считать, что она отсутствует».

Обнаруженные нарушения инспекторы зафиксировали в акте проверки. А затем в присутствии генерального директора составили протокол. Из него он узнал о том, что фирма должна заплатить приличный штраф – 30 тысяч рублей.

«В данном случае контролеры назначили штраф по пункту 2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях, – комментирует ситуацию Александр Мелков, один из адвокатов юридической фирмы “Светлов и партнеры”. – В этом пункте предусмотрена ответственность за нарушение правил продажи алкоголя. Видимо, именно так контролеры расценили ситуацию с порванной акцизной маркой».

Заметим, что за продажу алкоголя без сертификата соответствия тоже предусмотрен штраф – в сумме от 40 до 50 тысяч рублей (п. 2 ст. 14.16 КоАП). Однако этот штраф контролеры фирме не предъявили. Хотя в акте проверки они однозначно выразили свое мнение о том, что фирма продавала алкоголь без сертификата.

Генеральный директор бара сразу же подал иск в арбитражный суд об отмене «штрафного» постановления. И не напрасно – ЗАО «Корсар» выиграло спор во всех инстанциях (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2005 г. № А56-24811/04). В своем решении судьи привели такие аргументы.

«Алкогольный» филателизм

Действительно, продавать алкогольную продукцию без сертификатов и акцизных марок нельзя. Об этом сказано в статье 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. Но заметьте: на бутылке ликера Kahlua акцизная марка была. Чиновники сами отметили это и в акте проверки, и в протоколе. А того факта, что она надорвана в части номера, еще недостаточно, чтобы обвинить фирму в нарушении правил продажи алкоголя.

Но главное даже не это. А то, что чиновники придрались к акцизной марке... на вскрытой бутылке. А хранить акцизные марки на такой таре фирма и вовсе не должна. Более того, в пункте 5 Требований к образцам федеральных акцизных марок (утв. постановлением Правительства от 11 апреля 2003 г. № 212) четко сказано: при вскрытии бутылки марка должна быть обязательно повреждена.

Как видите, обнаруженное инспекторами «нарушение» – не более чем фантазия. Однако заметим, что здесь решающим фактом стало то, что инспекторы выбрали «объектом контроля» марку на уже используемой бутылке. «Если же контролеры найдут порванную марку на невскрытой таре, – комментирует юрист Геннадий Велехов, – скорее всего штрафа не избежать».

Срок годности – вечность

А теперь о «просроченном» сертификате на коньяк Hennessy. По общему правилу сертификат соответствия действует в течение срока годности продукции (п. 3.5.3 Порядка проведения сертификации, утв. постановлением Госстандарта от 21 сентября 1994 г.). Причем этот срок должен быть установлен законодательством.

Так вот, срок годности на коньяк Hennessy российским законодательством не установлен. Получается, что сертификат на этот продукт может действовать, пока не будет распродана продукция из той партии, на которую он был выдан. Доказательств того, что «спорный» коньяк – из другой партии, у инспекции не было. Так что обвинения насчет «просроченного» сертификата тоже были, мягко говоря, необоснованными.

«Если в сертификате не указан срок его действия, это отнюдь не означает, что он недействительный, – объясняет Александр Мелков. – В подобных ситуациях надо ориентироваться на срок годности сертифицируемого товара. Его можно посмотреть либо на упаковке, либо в документации на товар. Кстати, это правило относится не только к алкогольным, но и к любым другим сертифицируемым товарам».

Нарушителем оказалась инспекция

Напоследок самое смешное. Дело в том, что настоящими нарушителями в этой истории были сами инспекторы. Ведь по законодательству они вообще не имеют права составлять протоколы по пункту 3 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях (см. «Сертификаты: преступление и наказание» и «Акцизные марки: преступление и наказание»). Так что, прежде чем опротестовывать штрафы тех или иных контролеров, обращайте внимание именно на это. Иначе получится, что вы сами предоставляете инспекторам шанс «заработать» на вашем незнании законодательства.

Сертификаты: преступление и наказание

На алкоголь, который фирма продает в розницу, обязательно должен быть сертификат (ст. 11 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ). Если фирма нарушит это требование, ей грозит штраф от 40 до 50 тысяч рублей. В дополнение к этому «незаконную» продукцию у вас могут конфисковать. Но это еще не все. Руководителя за это нарушение ждет персональный штраф – от 4 до 5 тысяч рублей (п. 2 ст. 14.16 КоАП).

Обратите внимание: проверять «алкогольные» сертификаты могут:

  • милиция (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • торговая инспекция (подп. 63 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • налоговая инспекция (подп. 64 п. 2 ст. 28.3 КоАП, п. 1 постановления Правительства от 30 сентября 2004 г. № 506).

Однако платить штраф за «несертифицированный» алкоголь вы будете, только если так решит суд (ст. 23.1 КоАП).

Акцизные марки: преступление и наказание

На спиртное крепостью более 9 процентов нужно приклеивать акцизные марки (п. 2 ст. 12 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ). Если у вас в продаже обнаружат немаркированную алкогольную продукцию, придется заплатить штраф – от 30 до 40 тысяч рублей. Плюс к этому руководителя могут оштрафовать на сумму от 3 до 4 тысяч рублей (п. 3 ст. 14.16 КоАП).

В некоторых случаях за приобретение или продажу немаркированных товаров руководителя могут привлечь к уголовной ответственности и наказать штрафом в сумме до 200 тысяч рублей. А возможно, и лишением свободы сроком до трех лет (ст. 171.1 УК). Кроме того, региональные власти могут отобрать у фирмы «алкогольную» лицензию (распоряжение Правительства от 2 ноября 1995 г. № 1524-р).

Обратите внимание: проверять акцизные марки (и составлять протоколы о нарушении «алкогольного» законодательства) могут только сотрудники милиции (подп. 1 п. 2 ст. 28.3 КоАП). А вот постановление о штрафе вы можете получить не только от милиционеров (ст. 23.3 КоАП), но и от торговых (ст. 23.49 КоАП) либо налоговых (ст. 23.50 КоАП) инспекторов.

Анна МИШИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...