Если турагент – не агент

Если турагент – не агент

25.01.2007 распечатать

Главные бухгалтеры турагентств давно зарубили себе на носу: хочешь жить спокойно – подписывай агентский договор. Однако не все туроператоры идут им на уступки. Причем иногда даже без объяснения причины. Попробуем разобраться, почему они так поступают и как в таком случае можно снизить налоговые риски.

Понятия «туроператор» и «турагент» расшифрованы в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности». Туроператор – это фирма, которая формирует, продвигает и реализует турпродукт. То есть заключает договоры с отелями, авиакомпаниями, организациями, оказывающими туристам другие услуги, например, экскурсии. Турагент же только продвигает и реализует тур, сформированный туроператором.

Обычно туроператор и турагент заключают между собой один из двух видов договоров: агентский или так называемые договор купли-продажи. Конечно, турпродукт – это не товар. И соответственно, говорить, что его «покупают» и «продают» не совсем корректно. Но мы все же воспользуемся привычной для турфирм формулировкой. К тому же ее употребляют и финансисты, и судьи. «Выездной» НДС

Разберемся сначала, какие негативные последствия может нести договор купли-продажи. Начнем с тех фирм, которые платят НДС.

Дело в том, что туристские услуги, оказанные за рубежом, НДС не облагают (подп. 3 п. 1.1 ст.148 НК). Однако для того, чтобы не платить НДС, нужно подтвердить место оказания услуг. Для этого необходим контракт с зарубежным или российским партнером плюс турпутевка, подписанная туристом (п. 4 ст. 148 НК). Однако на практике воспользоваться этой «льготой» могут только туроператоры. Дело в том, что мнение налоговиков, высказанное еще в отмененной методичке по НДС, таково: освободить от налога можно только суммы, реально заплаченные иностранному партнеру. Турагент же самостоятельно иностранцам ничего не оплачивает. О том, сколько стоит отель и другие «заграничные» услуги, туроператор ему вряд ли сообщит, не говоря уж о том, чтобы передать подтверждающие документы. В итоге, купив зарубежный тур, фирма-турагент должна заплатить НДС со всей его стоимости. Что сразу делает ее цены неконкурентоспособными. Выходит, что договор купли-продажи невыгоден турагенту. Путевка не расход

Теперь рассмотрим, нюансы договора купли-продажи для фирм на «упрощенке». Если компания платит 6 процентов с доходов, то после заключения договора купли-продажи база по единому налогу у нее резко поползет вверх. Ведь придется платить налог со всех полученных от туриста денег.

Фирмам, которые выбрали объект учета «доходы минус расходы», также не избежать трудностей. Ведь еще в 2005 году Минфин высказал мнение о том, что стоимость путевок «упрощенцы» не могут включить в расходы (письмо Минфина от 20 июля 2005 г. № 03-11-04/ 2/28). Аргументы были следующими: путевка не товар, а всего лишь документ, подтверждающий факт заключения договора на оказание туруслуг. Позже Минфин подтвердил свою позицию еще одним письмом от 27 января 2006 г. № 03-11-04/ 2/20.

Что самое печальное, финансистов поддержали и судьи. Например, в постановлении арбитров Северо-Западного округа был сделан вывод, что турпутевку нельзя учесть не только как товар, но и в качестве материальных расходов. Ведь турагент не формирует самостоятельно турпродукт, он лишь покупает его у оператора. А значит, фирма включит в доходы всю стоимость тура, в то время как расходной части у нее не будет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2006 г. по делу № А52-4772/2005/2). Из покупателя в посредники

Как видите, договор купли-продажи таит в себе опасность для турагентов на любой системе налогообложения. Выход из этой ситуации: заключить с туроператором агентский договор. В этом случае фирма-турагент просто перевыставит те суммы, которые начислил принципал. За это туроператор платит ей агентское вознаграждение. А в случае, если турагент продаст путевку по более высокой цене, чем указано в договоре, он получит дополнительную выгоду от реализации. Если другое не указано в договоре, то она делится поровну (ст. 992 ГК). Но на практике по соглашению между турагентом и туроператором дополнительная выгода выгода обычно остается в распоряжении агента. И значит, базой, как для НДС, так и для прибыли, у турагента будет только сумма агентского вознаграждения плюс допвыгода.

Для турагентов на упрощенке агентский договор так же привлекателен. Ведь заключив его, фирма начислит налог только с суммы вознаграждения и дополнительной выгоды. И ей не придется ломать голову: как включить в расходы турпутевку. Куда ни кинь...

Туроператору же, наоборот, от агентских договоров обычно одна головная боль. Самая веская причина для отказа от агентского договора может заключаться в том, что турагент «упрощенец», а туроператор – нет. В том, чтобы получать услуги от фирмы на «упрощенке», и в связи с этим, «переплачивать» НДС, действительно нет ничего приятного. Начислить НДС все равно придется, а к вычету ставить нечего. Чтобы избежать негативных последствий, некоторые туроператоры уменьшают сумму агентского вознаграждения на величину НДС. Что для турагента не очень приятно, ведь он теряет часть своего дохода.

Однако иногда туроператоры могут поступить и по-другому. Вместо того, чтобы продавать тур, например, за 100 тысяч рублей и платить за это агенту 10 тысяч рублей, оператор продает его за 90 050 рублей, а агентское вознаграждение ставит 50 рублей. В договор включают «хитрый» пункт: вся дополнительная выгода от продажи тура, останется в собственности турагентства. В итоге, туроператор получает все те же 90 тысяч рублей на свой счет, но налоги платит только с 90 050 рублей. О допополнительной выгоде агента он якобы ничего не знает.

О том, какие опасности могут нести в себе такие условия договора, рассказывает Артем Евсеев, заместитель директора по правовым вопросам компании «КУЗЬМИНЫХ и ПАРТНЕРЫ»: «Суть посреднических договоров в том, что агент всегда действует за счет принципала (ст. 1005 ГК). Вещи, в том числе и деньги, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего (ст. 996, 997 ГК). К агентским отношениям применяют понятия договоров комиссии (ст. 1011 ГК). И, значит, все полученное агентом при исполнении посреднического договора является собственностью принципала, включая и дополнительную выгоду. Агент же обязан передать принципалу все полученное по агентскому договору, а принципал – принять (ст. 999, ст. 1000 ГК). По нашему мнению, дополнительную выгоду агент должен указывать в отчете и передавать принципалу. При этом принципал должен уплатить налог со всей суммы, полученной агентом от туриста».

Развивая эту точку зрения, налоговики идут дальше. Более того, они считают, что доход у принципала на сумму дополнительной выгоды будет, а расхода – нет. Например, УФНС по городу Москве в своем письме от 14 декабря 2005 г. № 18-12/3/91935 рассматривает дополнительную выгоду, как средства, безвозмездно переданные принципалом агенту.

Однако существует и другое мнение. Например, судьи указали, что если по условиям договора дополнительная выгода остается в собственности комиссионера, то она никак не может быть доходом комитента (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2004 г. по делу № А05-1109/ 04-20). Ссылки налоговиков на статьи 996 и 999 Гражданского кодекса необоснованны. Ведь они касаются передачи вещей, приобретенных комиссионером, и не предусматривают порядок распределения дополнительной выгоды, полученной комиссионером при исполнении им договора комиссии.

Пользуясь этими выводами суда, многие туроператоры выставляют минимальное агентское вознаграждение и не платят лишних налогов. Очень распространена такая схема, например, при продаже авиабилетов. Нерадивым турагентам – бой!

Другой причиной отказа туроператора от посреднического договора может быть проблема с документооборотом. И действительно, от некоторых команий не дождешься отчета агента по полгода, а другие и вовсе забывают об этой обязанности. Следовательно, доходы у туроператора есть, а расходы отсутствуют. В результате приходится переплачивать налог на прибыль и НДС. Чтобы избежать лишней нервотрепки, можно посоветовать туроператорам, внести такой пункт в агентский договор: «В случае, если отчет агента не будет представлен до 5 числа месяца, следующего за месяцем начала тура (или любой другой датой), сделка считается совершенной по договору купли-продажи». И значит, если турагент не хочет переплачивать налоги, то будет предоставлять отчеты в срок.

Часто туроператоры поступают еще жестче. Они прописывают в договоре такие условия: Турагент продает турпродукт по свободным ценам. Вся дополнительная выгода остается в распоряжении турагента и составляет его агентское вознаграждение». Однако этот пункт договора могут позволить себе только те туроператоры, которые не боятся отстаивать в суде свое право не включать дополнительную выгоду в доходы. О том, какие последствия может нести такая формулировка, комментирует Ольга Ястербкова, юрист компании «КУЗЬМИНЫХ и ПАРТНЕРЫ»: «По нормам главы 52 Гражданского кодекса агентский договор всегда возмезден. При этом понятия «агентское вознаграждение» (ст. 1006, 991 ГК) и «дополнительная выгода» (п. 2 ст. 992 ГК) разделены. Соответственно, нужно учитывать, что принципал сначала должен выплатить агентское вознаграждение, а уж потом делить дополнительную выгоду. Отсюда следует, что агентское вознаграждение не может быть определено только размером дополнительной выгоды, ведь ее может и не быть. И в этом случае можно сказать, что агент оказывает услуги принципалу безвозмездно.

К тому же нужно помнить, что комитент обязан заплатить комиссионеру вознаграждение (п. 1 ст. 991 ГК). Поэтому при заключении агентского договора с нулевым вознаграждением налоговики могут попытаться переквалифицировать его в договор купли-продажи. Однако если фирма сама не формирует тур, а только перепродаете чужие услуги, то в соответствии с Федеральным законом № 132-ФЗ она можете быть только агентом, то есть посредником. А значит, ей никакая переквалификация договора не грозит». Выход есть всегда

Как видим, посреднический договор нужен турагенту, но абсолютно неудобен туроператору. Выходом из этой ситуации может быть договор поручения, заключенный с физлицом. Ведь посреднический договор можно заключить, не только на продажу тура, но и на его покупку. Поэтому турист может поручить турагенту, приобрести тур в определенную страну за условленную цену. В этом случае базой по налогам у турагента будет только вознаграждение. А для обычного туриста нет никаких различий между договором купли-продажи и посредническим договором. Ведь никаких налогов он с этой операции не платит. Турагент всегда агент

Но что делать, если ваш покупатель – другое турагентство? Выступать в роли принципала ему не интересно. Он сам хочет быть агентом. В таком случае, можно посоветовать своему контрагенту, заключить посреднический договор с туристом. Если это по каким-то причинам невозможно, а туроператор также отказывается заключать агентский договор, остается последний выход: несмотря ни на что, отразить у себя в учете посреднические операции.

Дело в том, что для такого «хода конем» есть свои предпосылки. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» реализация путевок возможна в рамках туроператорской либо турагентской деятельности. Третьего не дано. Поэтому, если фирма самостоятельно не формирует тур, она выступает в роли агента. А значит, как не назови договор с оператором, по сути, он будет посредническим. К таким выводам пришел арбитражный суд Уральского округа в своем постановлении от 28 августа 2002 г. № Ф09-1792/02-АК. Судьи Северо-Западного округа также согласились с этим подходом в постановление от 1 августа 2005 г. № А05-26155/04-26. И это несмотря на то, что фирма-турагент не предоставляла отчетов туроператорам (принципалам) о выручке от реализации путевок, не передавала им всю полученную выручку, не выставляла в их адрес счетов-фактур на сумму комиссионного вознаграждения. А туроператоры в свою очередь не возмещали расходы, связанные с исполнением агентского поручения, и не выплачивали агентского вознаграждения.

Считать договор посредническим и не составлять никаких отчетов, конечно, удобно и для турагента. Однако оставьте такой выход лишь на крайний случай. Как известно, в России судебное право непрецедентное. А значит, в вашем случае суд может встать на сторону налоговиков. Да и судиться по каждому поводу вряд ли имеет смысл.

Светлана БЛИНОВА

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...