ЭЛЕКТРОННЫЙ КНУТ бьет московского бухгалтера

ЭЛЕКТРОННЫЙ КНУТ бьет московского бухгалтера

24.10.2005 распечатать

Похоже, на этот раз столичные инспекторы окончательно запутали бухгалтеров. С одной стороны, они вводят новый способ сдачи отчетности на бумаге (со штрихкодом). С другой – обязывают фирмы представлять декларации только в электронном виде, хотя законодательно это пока не закреплено. Вот и получается, что каждая отчетная пора оборачивается для налогоплательщика кошмаром.

Без электронных форм не принимают

Сейчас депутаты рассматривают поправки в первую часть Налогового кодекса, по которым фирмы будут сдавать декларации в электронном виде. Это касается предприятий со штатом более 100 сотрудников. Хотя законопроект еще на стадии обсуждения, от компаний уже требуют сдачи по новой системе.

В отчетную пору в некоторых налоговых инспекциях Москвы царит неразбериха. Так, в инспекции № 23 требуют представлять декларацию только на дискете.

— В конце июля я сдавала полугодовые отчеты. Выехала утром, чтобы успеть занять очередь. В нашу 23-ю чем раньше приедешь, тем больше шансов управиться до обеда, — вспоминает бухгалтер ООО «Сандистрой» Ирина Никодимова. — Через несколько часов подошел мой черед к инспектору. И тут выясняется, что отчет не примут. Только потому, что он не продублирован на дискете! Проверяющий потребовал представить отчетность в электронном виде.

Ирине пришлось вернуться в фирму. Положение осложнялось еще и тем, что бухгалтер собиралась в декретный отпуск. Беременной женщине лишний раз ехать в налоговую из-за блажи ревизора было тяжело.

В возмущении она позвонила по телефону «горячей линии» ФНС. С ней любезно поговорили и объяснили, что действия инспектора неправомерны. Но поддержали только на словах. На деле же разбирательство требовало времени. А до окончания отчетного периода оставалась всего пара дней. Чтобы изучить программу и записать декларацию на дискету, будущей маме пришлось чуть ли не ночевать на работе.

— У организации есть право самой выбирать, приносить отчет на бумаге или на дискете. А то, что сейчас происходит в инспекциях, просто налоговый беспредел, — говорит бухгалтер ООО «Рамскин» Елизавета Филимонова. — От нас требуют дублировать декларации на дискете.

Еще год назад подобные случаи имели место и в областных инспекциях. Например, в Балашихе, Наро-Фоминске, МРИ ФНС № 13. Сейчас такие нарушения скорее исключение из общей картины. В налоговых Московской области принимают отчетность и в бумажном, и в электронном виде.

— Мы требуем от инспекций следовать закону, — отвечает начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС по Московской области Ильшат Байчурин. —Прежде всего я имею в виду Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 180-ФЗ и Федеральный закон от 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ. В них говорится, что представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность можно как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Отстаивая свои права, бухгалтеру следует ссылаться именно на эти законы. Лучше всего заранее распечатать их текст и показать нерадивому инспектору.

Не все так плохо и в столице. В некоторых инспекциях попадаются очень даже сознательные сотрудники. «Запрета на принятие отчетности на бумажном носителе нет, — поясняет сотрудник ИФНС № 4. — Об этом говорится в письме ФНС от 11 февраля 2005 г.

№ ММ-6-01/119(a). Но в интересах бухгалтера принести отчет не на бумаге, а на магнитном носителе (дискете). В этом случае его введут в тот же момент, всего за пару минут. А если отчет на бумаге, то соответственно и обрабатывают его дольше».

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Право выбора у столичного бухгалтеров есть. Более того, для удобства компаний ФНС ввела несколько способов: бумажный и электронный. Но на практике инспекторы склоняются лишь в сторону последнего. И поэтому случай Ирины далеко не единичный. С подобной проблемой столкнулись бухгалтеры в инспекциях № 13, 21, 26, 37, 50.

При этом ревизоры искренне считают, что истина на их стороне. Приводя доводы в свою защиту, они ссылаются на информацию, размещенную на сайте УФНС по г. Москве:

«В настоящее время все налоговые инспекции Москвы принимают бухгалтерскую и налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Все налогоплательщики — юридические лица Москвы имеют возможность сдавать отчетность с использованием безбумажной технологии».

Видимо, слова «имеют возможность» они расценивают как «имеют обязанность».

Свою позицию в ИФНС № 23 прокомментировали так:

— Отчетность в электронном виде мы принимаем уже второй год. За это время налогоплательщики уже могли бы и привыкнуть к новшеству. А сейчас если декларация не пустая, если в ней есть данные, то мы ее без дискеты не принимаем.

— Почему?

— Мы хотим быстрее внедрить систему электронной отчетности. Ведь с ней работать удобнее и нам, и налогоплательщикам.

Ради «удобства» фирм инспекторы готовы пойти на все. Например, заставить этих же самых бухгалтеров поскорее перейти на прогрессивные способы сдачи отчетности.

Сдаем отчеты по старинке

Пока не все бухгалтеры готовы воспользоваться благами прогресса. Почему? Оказалось, что большинство просто не доверяет безбумажному способу.

— Я с опаской отношусь ко всем новшествам, которые внедряет ФНС, — делится своим мнением бухгалтер Alis’s Екатерина Егорова. — А тем более к отчетности по интернету! Пропадет где-нибудь декларация, и не докажешь потом, что она вообще была. Тут бумажные документы теряются, а что уж говорить про электронные!

Некоторые бухгалтеры отвечали, что им сложно разобраться в самой программе электронной сдачи отчетности.

Одна из них, Анна Григорян, объяснила это так:

— Для того чтобы освоить новую программу, нужно время. А его как раз в горячую отчетную пору и не хватает. Да и страшновато, вдруг ошибусь. И тогда все! Фирма понесет громадные убытки.

— Не вижу смысла отчитываться через интернет. Зачем? Какая в этом экономия времени? — говорит бухгалтер ООО «Мак-так» Алла Фролова. — Мы и так не часто ходим в налоговую, все отчеты присылаем либо с курьером, либо по почте.

Сами контролеры считают этот способ устаревшим и далеко не самым лучшим.

— В нашу инспекцию приходит ежедневно 200— 300 таких писем. Бывает, что в одном конверте по 10— 15 деклараций, — рассказала нам одна из сотрудниц налоговой инспекции № 22. — Например, когда один бухгалтер ведет несколько фирм. Это не совсем удобно. Дело в том, что если при проверке декларации обнаруживается ошибка, то инспектор отправляет об этом уведомление в компанию. Тоже по почте. А на это уходит время. Иногда по Москве письмо идет больше двух недель. Часто вообще теряется. В итоге фирме приходится платить штраф.

Одна из самых редких на сегодняшний день причин, почему бухгалтеры не пользуются новой электронной системой, – отсутствие компьютеров на фирме.

— Организация у нас небольшая, несколько складских помещений и пара торговых точек. Я свожу баланс по старинке, вручную, — призналась бухгалтер с 40–летним стажем Ольга Качанова, — привыкла уже.

— А как же вы ведете учет без компьютера?

— Легко. Большие числа или маленькие, меня никогда не пугали. Ведь вся разница — в количестве нулей. А принцип бухгалтерских расчетов одинаков. Может, кому-то и удобно на компьютере вести учет, я не спорю. А мне всю эту электронику осваивать не хочется, ведь нужно будет переучиваться. Да и у начальника тратить лишние деньги на это желания не возникало.

Как это ни парадоксально, но таких организаций оказалось не так уж и мало. По данным нашего опроса, они составляют 7 процентов. Поэтому новый законопроект и вводит обязаловку в электронной отчетности только для крупных фирм, у которых в штате более 100 сотрудников.

— К сожалению, у некоторых людей еще сильны стереотипы и любое новшество принимается неохотно, — комментирует Ильшат Байчурин. — Впрочем, бывает и так, что кто-то, может, и хотел бы, но ему просто трудно приобрести компьютерную технику. Скажем, небольшому садоводческому обществу. К таким налогоплательщикам необходимо относиться терпимо и с пониманием.

Если законопроект примут, то сдавать отчетность на бумаге смогут только небольшие компании. По прогнозам экспертов, в ближайшие три года законодатели могут урегулировать этот вопрос в пользу современных технологий.

на здоровье не экономьте

Бухгалтерам, которые предпочитают беречь свои нервы в общении с налоговым инспектором, можно посоветовать сдавать отчетность через интернет. Для этого нужно купить программу. Сейчас ее установкой в Москве занимается только одна фирма. Расценки по карману даже небольшой организации — в среднем около 6000 рублей в год. Для того чтобы сдавать отчетность через интернет, необходимо:

  • обратиться в свою налоговую инспекцию;
  • заключить договор с оператором связи;
  • приобрести программное обеспечение, совместимое с ПО, установленным в вашей налоговой инспекции;
  • зарегистрировать электронную подпись.

на заметку

Если бумажную отчетность вам возвращают назад, нужно ссылаться на следующие документы, в которых говорится, что инспектор обязан принимать отчеты как в электронном, так и в бумажном виде:

  1. Письмо ФНС от 11 февраля 2005 г. № ММ-6-01/119(a).
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2001 г. № 180-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ.
  4. Статья 80 Налогового кодекса.

Как принимают отчетность в столичных инспекциях

  • б — бумажный вид
  • э — электронный вид

ИФНС № 1- бэ
ИФНС № 2 –бэ
ИФНС № 3 – бэ
ИФНС № 4 – бэ
ИФНС № 5 – узнать у своего инспектора
ИФНС № 6 – бэ
ИФНС № 7 – бэ
ИФНС № 8 — бэ
ИФНС № 9 – бэ
ИФНС № 10 – бэ
ИФНС № 13 – только в электронном виде
ИФНС № 14 – бэ
ИФНС № 15 – бэ
ИФНС № 16 – бэ
ИФНС № 17 – бэ
ИФНС № 18 – бэ
ИФНС № 19 – бэ
ИФНС № 20 – бэ
ИФНС № 21 – в электронном виде в бумажном, но по почте
ИФНС № 22 – узнать у своего инспектора
ИФНС № 23 – только в электронном виде
ИФНС № 24 – бэ
ИФНС № 25 – бэ
ИФНС № 26 — только в электронном виде
ИФНС № 27 – бэ
ИФНС № 28 – бэ
ИФНС № 29 – бэ
ИФНС № 30 – бэ
ИФНС № 31 – бэ
ИФНС № 32 –бэ
ИФНС № 33 — бэ
ИФНС № 34 – бэ
ИФНС № 35 – в электронном виде в бумажном, но по почте
ИФНС № 36 – бэ
ИФНС № 37 – только в электронном виде
ИФНС № 39 — узнать у своего инспектора
ИФНС № 41- узнать у своего инспектора
ИФНС № 43 — бэ
ИФНС № 45 – бэ
ИФНС № 48 – бэ
ИФНС № 49 – бэ
ИФНС № 50 – только в электронном виде

телефонный опрос

Почему вы не сдаете отчетность в электронном виде?

  • Не доверяю современным технологиям — 55%
  • Удобнее сдавать в бумажном виде — 27%
  • Не хочу идти на поводу у налоговых инспекторов, не люблю, когда что-то навязывают — 11%
  • У нас нет компьютера — 7%

В опросе участвовало 700 столичных бухгалтеров

Наталья Мужичкова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.